Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель работы – дать психологическую характеристику криминогенного общения лиц, содержащихся в помещениях камерного типа.
Объект исследования - осужденные мужского пола, содержащиеся в помещениях камерного типа.
Предмет исследования:
Криминогенное общение осужденных.
Вербальные и невербальные проявления криминогенного общения у лиц, отбывающих наказания в ИК.
Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования ставились и решались следующие задачи:
Дать характеристику особенностям криминогенного общения в среде осужденных.
Психолого-сравнительный анализ вербальных и невербальных средств криминогенного общения осужденных.
Дать характеристику деформации профессионального общения сотрудников исправительных учреждений
Введение……………………………………………………………………...1
Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.Понятие криминогенного общения в среде осужденных……………….4
2.Функции и средство криминогенного общения в среде осужденных….5
Эмпирический анализ………………………………………………………21
1.Табель о рангах в преступном сообществе (деление на масти)………..21
2.Вербальные средства общения осужденных……………………………33
3.Прописка и приколы……………………………………………………...38
4.Невербальные средства общения осужденных…………………………42
Заключение………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………46
Приложение…………………………………………………………………48
Передача
подобного опыта происходит
- стихийно - под
влиянием заражения,
группового давления;
-умышленно - в целях сознательного распространения и усвоения знаний, умений и навыков осуществления и маскировки преступной деятельности. Таков механизм криминальной деформации общения осужденных.
Неоднократно судимые рассказывают о "технике" совершения преступлений. Услышанное тут же воспроизводится осужденными на реальной "модели", детали уточняются путем советов со стороны окружающих. Такие "занятия" носят как теоретический, так и практический характер. Лица молодежноговозраста охотно усваивают у неоднократно судимых преступный опыт конспирации, владения условными средствами. Таким образом повышают свою квалификацию воры, убийцы. О "результативности" данной функции криминогенного общения говорит состояние рецидивной преступности: 30% освобожденных из ИУ вновь совершают преступления в течение первого года пребывания на свободе. Причем повторные преступления отличаются большей изощренностью, тяжестью и дерзостью. Эта тенденция имеет устойчивый характер. В конце 80-х годов ранее судимыми лицами совершалось каждое второе умышленное убийство, тяжкое телесное повреждение, причем ежегодно наблюдался рост числа подобных преступлений на 20-30%. Преступные группы,образованные в местах лишения свободы, совершают самые тяжкие преступления, что свидетельствует о криминальном профессионализме, приобретенном в местах лишения свободы.
Таким образом, данная функция криминогенного общения в
среде осужденных отражает то, что называют "факультетом
повышения преступной квалификации".
3.Познавательная
(диагностическая) функция
выявлению участников криминогенного общения, установлению
их ответственности/ Служебная деятельность сотрудников ИУ по раскрытию преступлений, выявлению их субъектов осуществляется и рамках уголовного процесса с помощью определенных тактических
приемов[14]. Определенную роль при этом играет анализ внешности участников с помощью визуальной диагностики.
Внешность
- это совокупность
и социальных признаков
человека, доступных конкретно
1) анатомические признаки внешности;
2) функциональные признаки;
3) социальные признаки внешности[19].
Большой информативной ценностью обладает анализ одежды осужденных. По деталям одежды можно определить, к какой категории осужденный относится. Но этого недостаточно. Нужно выявить ролевое поведение, действия и высказывания каждого участника для определения степени ответственности.
Установление этих фактов может происходить в ходе визуальной психодиагностики: например, наблюдение за развитием эксцессов и процессом следственных действий[31]. Однако здесь возникают немалые трудности. Организаторы эксцессов используют анонимную обстановку и аффективно побудительную функцию общения для маскировки своей роли. Они, не производят каких-либо активных действий, психологически
воздействуют на поведение других лиц с помощью подстрекательства,
шантажа, угроз, внушения, убеждения и т.п. Потому администрации ИУ крайне важно выявить организаторов, которые не совершают физических действий, но вырабатывают план и психологически воздействуют на развитие событий, т.е. играют роль активных участников, при этом пытаясь уйти от ответственности. Перед сотрудниками ИУ стоит задача: определить на основе анализа действий других активных участников (подстрекателей, исполнителей). С этими целями применяются технические и другие специальные средства (фотосъемки и т.п.). Для установления ответственности важно выяснить ролевое поведение организаторов эксцессов, содержание высказываний, их адресат, степень
обоснованности, последствия действий.
Участники
криминогенных ситуаций "познают"
друг друга с помощью
сотрудничающих с администрацией ИУ. С этой целью ведется постоянное наблюдение, устраиваются проверки на предмет "утечки информации". Только после получения доказательств, сбора информации о новичках в ходе "прописки", об их связях на свободе, поведении в СИЗО им начинают доверять.
4. Организующая
функция, т.е. функция
деятельности, умышленного создания криминогенных ситуаций.
Изоляционная и нравственная деформация общения осужденных, его
нормативная, стереотипная сторона, жестко регулирующая поведение, создают предпосылки для возникновения криминогенных ситуаций. Но главное значение организующей функции общения состоит не в этом. С помощью общения умышленно организуется (подготавливается) преступная деятельность.
Под механизмом криминогенного поведения понимается взаимодействие всех тех внутренних и внешних факторов (явлений, процессов), которые определяют возникновение целей, мотивов и решимости совершить антинормативный поступок, способствуют ему, делают его практически осуществимым[17]. Место общения в механизме преступного поведения определяется тем, что оно выступает в качестве способа создания предпосылок, умышленного приготовления (выработки целей, плана, определения времени, места, распределения ролей, маскировки и формирования решимости совершить преступление).
Роль общения
в умышленном приготовлении
на этом этапе преступления выработка плана, распределение ролей,
определение места, времени, формирование решимости осуществляются с помощью преступной деятельности. Непонятно только, как это можно сделать, не общаясь.
5.Аффективно-побудительная
функция криминогенного
Психическое
воздействие криминогенного
себя:
а) субъект (личность или группу);
б) объект воздействия;
в) содержание сообщения;
г) средства
и способы воздействия (
Существенной особенностью побудительной функции
криминогенного общения осужденных является то, что правонарушители в качестве способа психического воздействия для достижения своих преступных целей используют захват заложников.
Одним из основных способов умышленного психического насилия является информационный, т.е. психическое воздействие общения. Известно, что сообщения, извещающие о чем-то неприятном, нежелательном, могут стать психогенным источником в зависимости от значимости информации (А.Н.Леонтьев). Правила определения степени тяжести телесных повреждений не исключают психического насилия из числа факторов, способных причинить телесные повреждения. Психические воздействия общения по своим последствиям приравнены к физическим действиям.
Психическое насилие - это умышленное, общественно опасное
воздействие на психику человека, осуществляемое против или помимо его воли информационным или внеинформационным путем и способное подавить свободу волеизъявления или причинить психическую травму[26]. Психическое насилие осуществляется с помощью угроз, оскорблений, клеветы. В ИУ оно приводит к аффектогенной окраске преступлений. Действующее уголовное законодательство предусматривает ответственность за психическое насилие как самостоятельное преступление, клевету и оскорбления.
Литературы о психическом (информационном) насилии практически нет, за исключением публикаций в периодической печати.
В качестве средств психического насилия выступают речевые и неречевые средства общения, а в качестве способов - угроза, насилие, оскорбление, унижающие достоинство, предложения, слухи, заражение, подражание, внушение и убеждение. Как правило, акты психического насилия повторяются, с каждым разом активность их влияния возрастает. В свою очередь, они блокируют волю и интеллект, механизм саморегуляции объекта насилия. Боязнь осуществления неоднократных угроз, предупреждений мотивирует действия лица, подвергшегося насилию. Желание объекта во что бы то ни стало освободиться от эмоционального напряжения толкает его к совершению поступков, противоречащих его воле. Под воздействием психических состояний объект выполняет требования субъекта насилия, совершает интер- или аутоагрессню.
Действенность психического насилия зависит от личностных
особенностей субъекта насилия, его авторитетности и других свойств,
а также от условий, ситуации. В данном случае велик прессинг преступных стереотипов, "воровских" законов. Как правило, в ИУ пустых угроз со стороны определенных категорий осужденных не бывает (нереализованная угроза подрывает статус и престиж субъекта насилия). Осужденные знают: за словом последует действие (расправа). Стереотипы подкрепляют вес и значимость угроз, предупреждают, усиливают и делают реальным психическое насилие в ИУ.
Результаты
исследования свидетельствуют,
Полученные результаты показали, что для этих же целей используется и симуляция - притворство, ложное изображение действительности, например, несуществующего заболевания (М.И Авдеев, 1949, 1958гг.).
Симулятивные проявления - это понятие собирательное. Оно
включает в себя:
а) притворные болезни или притворные симптомы болезни, т.е. симуляцию болезни в узком смысле;
б) искусственное вызывание болезни;
в) умышленное преувеличение тяжести действительно
существующего болезненного состояния, или аггравацию;
г) аутоагрессию (самоповреждение, членовредительство, природа происхождения которых преподносится ложно);
д) ложное представление обстоятельств и природы происхождения полученных травм (например, выдача бытовой травмы за роизводственную и т.д.);
е) диссимуляцию травм, болезненных состояний и их признаков.
Осужденные
с помощью симуляции
1) выхода из конфликта, возникшего в силу: неуплаты карточных долгов; других материальных долгов (алкогольных напитков, вещей, продуктов питания и т.д.); склонения к мужеложству; постоянного притеснения и оскорбления;
2) решения преступных и других планов: принять участие в "сходке"; освободиться из больницы по окончании отбытого срока и избежать назначения административного надзора;
встретиться с лицами из других ИУ (передать информацию об
осужденных, сотрудничающих с оперативными частями, изменивших
традициям и нормам преступной среды, и другие сведения); получить
свидание с родственниками; освободиться из больницы по адресу,
не известному для осужденных того ИУ, откуда прибыл; отправить
жалобу; сменить обстановку; пройти обследование и лечение в
стационарных условиях;
3) избежания уголовной ответственности или смягчения ее;
4) оказания давления на администрацию ИУ опасностью
самоповреждений для жизни, чтобы получить определенные уступки.
6.Компенсаторная
функция криминогенного
Информация о работе Социально-психологическая характеристика криминогенного общения