Социально-психологическая характеристика криминогенного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать психологическую характеристику криминогенного общения лиц, содержащихся в помещениях камерного типа.
Объект исследования - осужденные мужского пола, содержащиеся в помещениях камерного типа.
Предмет исследования:
Криминогенное общение осужденных.
Вербальные и невербальные проявления криминогенного общения у лиц, отбывающих наказания в ИК.
Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования ставились и решались следующие задачи:
Дать характеристику особенностям криминогенного общения в среде осужденных.
Психолого-сравнительный анализ вербальных и невербальных средств криминогенного общения осужденных.
Дать характеристику деформации профессионального общения сотрудников исправительных учреждений

Содержание

Введение……………………………………………………………………...1
Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.Понятие криминогенного общения в среде осужденных……………….4
2.Функции и средство криминогенного общения в среде осужденных….5
Эмпирический анализ………………………………………………………21
1.Табель о рангах в преступном сообществе (деление на масти)………..21
2.Вербальные средства общения осужденных……………………………33
3.Прописка и приколы……………………………………………………...38
4.Невербальные средства общения осужденных…………………………42
Заключение………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………46
Приложение…………………………………………………………………48

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 775.50 Кб (Скачать)

   По изменениям, происходящим в воровском жаргоне иногда можно судить о тенденциях, происходящих в преступной среде. Например, появление в воровском жаргоне заимствованного из английского языка слова киллер означает, что в российской преступной среде появилась новая "профессия" - наемный убийца; появление частной собственности ознаменовало новое понятие крыша; появление коррумпированной преступности способствовало появлению в уголовном жаргоне понятиюкрестный отец и т.д.

Знание уголовного жаргона способствует пониманию  психологии конкретных групп преступников, а знание уголовного жаргона сотрудниками пенитенциарных учреждений может помочь в выявлении существующих в среде осужденных (заключенных) скрытых тенденций, предотвращению преступлений и т.д.

  Необходимо  отметить, что уголовный (воровской)  жаргон очень быстро распространяется в среде несовершеннолетних. Причина этому - его выразительность, образность, таинственность и т.д. Уголовному жаргону свойственна также некоторая ироничность, сарказм. Сравните, например: троллейбус - человек в очках; кудрявый - лысый; баклан - хулиган; шмон со стриптизом - обыск с раздеванием и т.д[8].

  Многие слова  и словосочетания давно и прочно  вошли в обиходный язык и  уже не воспринимаются как  лексика, относящаяся к уголовному  жаргону.   Например, без емкого  жаргонного слова беспредел не обходится практически ни одна газетная статья. Привычными стали выражения поставить к стенке (приговорить к высшей мере наказания), вышка (расстрел), мент, мусор (сотрудник органов внутренних дел), стукач (осведомитель) и т.д. Перечисленные слова из уголовного жаргона (причем, их незначительная часть) довольно прочно вошли в язык средств массовой информации. Еще большее количество используется в разговорной речи, особенно, как указывалось выше, в среде несовершеннолетних (западло, кент, моргалы и др.). Необходимо отметить, что, в силу профессиональной деформации, употреблением лексики, принадлежащей к уголовному (воровскому) жаргону грешат и сотрудники правоохранительных органов, особенно мест содержания под стражей и лишения свободы (мент, бесконвойник, красный, обиженный, козел и т.д.)[8].

  В настоящее  время полностью на уголовном  жаргоне никто, естественно, не  разговаривает, да и не умеет.  Другое дело, что речь преступников, да и не только преступников, зачастую бывает "разбавлена", в большей или меньшей степени, лексикой из уголовного жаргона. Довольно часто уголовный жаргон используется в тюремной лирике.    

   Условно  воровской (уголовный) жаргон  можно разделить на три основные  группы:

общеуголовный жаргон, которым пользуются как профессиональные преступники, так и обычные (бытовики, осужденные за хулиганство и т.д.);

специальные профессиональные воровские жаргоны, присущие определенным "профессиям" преступников: шулерам, наркоманам, карманникам, вымогателям и т.д.;

тюремный жаргон, употребляемый общностью преступников, но в основном в местах лишения  свободы и содержания под стражей[8].

Борьба с уголовным  жаргоном, как показывает опыт, малоэффективна в силу, как уже отмечалось, его  емкости, выразительности, точности, ироничности и других факторов. Особенно неэффективны меры принуждения - наказания за употребление жаргонных слов. Наибольший эффект в борьбе с явлениями уголовного жаргона, как кажется, может принести только высокая речевая культура самих сотрудников пенитенциарных учреждений и избежание ими его употребления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОПИСКА И ПРИКОЛЫ

 

 Прописка  на уголовном жаргоне означает  процедуру принятия новичка в  свои ряды. Прописка среди взрослых преступников встречается достаточно редко, в основном процедуру прописки проходят в следственных изоляторах в камерах для несовершеннолетних. Для чего проводится прописка? Основные ее функции заключаются в следующем:

изучение новичка;

степень его  соответствия криминальной субкультуре (знание ее);

готовность следовать  нормам криминальной субкультуры;

определение статуса (положения) новичка, уточнение вытекающих из занимаемого им положения его прав и обязанностей[34].

  Суть прописки состоит в том, что ею проверяется “бывалость” вновь прибывшего, его выносливость, находчивость, сообразительность. Но самое главное пропиской проверяется умение новичка постоять за себя.

Прибывшие новички  довольно тщательно изучаются своим  новым окружением, выясняются подробности его уголовного дела, его поведения во время следствия, не сотрудничал ли новичок с правоохранительными органами и т.д. Кроме того, выявляются черты характера новичка, его коммуникабельность, интеллектуальный уровень развития. Цель этого “комплексного” изучения — выявить компрометирующие новичка сведения. Исходя из этого уже определяется его статус, а, соответственно, и его права и обязанности и место в данном социуме.

  Как уже  указывалось выше, учитывая подростковый  максимализм и объективно присущую этому возрасту жестокость, прописка зачастую носит характер довольно злой забавы, иногда весьма опасной для здоровья подростка как в физическом, так и в психическом плане.

Статус опущенных изменению не подлежит ни при каких обстоятельствах, как бы он “героически”, с точки зрения преступников, не вел себя на следствии и в суде.

  Прописку также не проходят лица, занимавшие (занимающие) высокий статус в криминальных сообществах, но если это не широко известное лицо, то ему надо привести доказательства (представить свидетелей), что он действительно занимал (занимает) такой статус.

  Обстоятельства, компрометирующие вновь прибывшего  и влияющие на определение его статуса в криминальной иерархии:

сотрудничество  с правоохранительными органами;

помощь следствию;

правдивые показания о соучастниках;

крысятничество (воровство у своих);

членство в  активе и т.д.

Обстоятельства, повышающие статус при прописке:

дерзкое поведение  во время следствия и суда;

взятие на себя чужой вины (особенно вины лиц, относящихся  к криминальной элите — воров в законе, других авторитетов);

доказательства  того, что осужденный ранее не состоял  в активе;

постоянные нарушения  режима содержания;

дерзкое, вызывающее поведение с сотрудниками СИЗО и  ИУ;

совершение преступлений по тяжелым статьям (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, грабеж и т.д.)[34].

  Процедура  прописки проводится, как правило, в уединенных местах и таким образом, чтобы не никто из администрации не смог помешать. Заканчивается процедура прописки определением положения новичка в структуре криминальной иерархии, присваивается кличка (обидная или наоборот — в зависимости от того, выдержал ли новичок прописку или нет), может наноситься татуировка или метка (в том числе насильственная).

Прописка, как правило, проходит в виде “собесодования” новичка с неформальным лидером, который самостоятельно решает, принять ли новичка в данное криминальное сообщество без всяких условий или предварительно подвергнуть его каким-либо испытаниям (приколам). Довольно распространена процедура прописки в виде “судебного заседания”, когда из среды правонарушителей избираются “судьи”, назначается “прокурор” и “адвокат”. Процедура прописки — “суда” заканчивается вынесением “приговора”, которым новичку определяется, что он должен сделать для успешного окончания прописки (как правило, это требование злостно нарушить режим содержания — этим опять же проверяется готовность новичка следовать законам криминальной субкультуры).

Как уже указывалось, прописке подвергаются в основном несовершеннолетние правонарушители, мерой пресечения для которых (зачастую совершенно необоснованно) избирается содержание под стражей. В основном, прописка происходит в следственных изоляторах, где в силу самых разных (зачастую совершенно объективных) причин контроль за несовершеннолетними ослаблен и где они практически в течение многих суток предоставлены сами себе. В воспитательно-трудовых колониях, где контроль за несовершеннолетними более эффективен, случаев прописок (кстати, по отзывам самих воспитанников) гораздо меньше, и уж во всяком случае они не носят такой жестокий и издевательский характер как в следственных изоляторах.

Прописка может  производиться либо сразу при  поступлении новичка в камеру, либо по истечению определенного срока (обычно 3 месяца). Во втором случае, лица, ожидающие прописку называются молодыми или секатыми.

    С  понятием прописка неразрывно связано понятие прикол, так как прописки и проводится с использованием приколов. Приколы (иногда они еще называются игрульки ) — это разного рода загадки, хитрости, игры и т.д., цель которых приколоть, т.е. поймать, уличить новичка в незнании норм и правил криминального сообщества. От того, как новичок отреагирует (ответит) на приколы зависит, в немалой степени, результат прописки и, соответственно, то место, которое он займет в преступной иерархии.

Количество  приколов (игрулек) при проведении прописки, как правило, не ограничивается, особенно если речь идет о приколах в виде загадок. То есть они задаются до тех пор, пока у спрашивающих не иссякнет фантазия. Игрульки в виде загадок задаются в очень быстром темпе, за каждый неправильный ответ испытуемый получает ложкой по лбу с тем, чтобы по окончанию прописки у него “выросли рога” (в местах ударов образуются значительные припухлости). Как правило, вопросы носят очень циничный характер и зачастую связаны с употреблением ненормативной лексики, относящейся к половым органам.

Пример  ряда игрулек :

— Х... в глаз — какой алмаз? Правильный ответ: Я — не ювелир.

— Х... в ср... —  с какого барака? Правильный ответ: С любого барака не в мою ср... .

— Х... в рот  — какой компот? Правильный ответ: Я — не повар[34].

По своему характеру  приколы можно разделить на семь видов:

1) Приколы типа загадок. Данный вид приколов является наиболее распространенным. Цель данного вида приколов — проверить новичка на находчивость и сообразительность, знание им норм и правил криминальной субкультуры, а также готовность им следовать. Данные приколы проводятся в виде вопросов, на которые необходимо дать правильные (с точки зрения криминальной субкультуры) ответы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Невербальные  средства криминогенного  общения осужденных

 

Татуировка (партак, наколка, картинка и т.д.) - это нанесение на тело рисунков, надписей, аббревиатур и т.д. путем введения под кожу красящих веществ при помощи специальных приспособлений. Татуировки известны с глубокой древности и достаточно хорошо изучены. На тему татуировок имеются многочисленные работы, рассказывающие об истории возникновения татуировок, их смысловом содержании и т.д. В России одними из лучших работ, посвященных татуировкам, наносимых в местах лишения свободы и содержания под стражей, являются исследования, проведенные Ю.П. Дубягиным. К сожалению., работы и книги Ю.П. Дубягина изданы весьма ограниченным тиражом и достать их практически невозможно.

Условно татуировки можно разделить на три большие  группы:

означающие самоутверждение  или подражание кому-либо (из числа значимых для наносящего лиц); данная группа характерна тем, что показывает ценностные ориентации субъекта;

татуировки, связанные  с какими-то личными (порой интимными) или другими значимыми событиями, имевшими место в жизни субъекта;

татуировки, связанные  с уголовным прошлым или желанием субъекта подражать кому-либо из лиц из криминальных групп[7].

Безусловно, в  чистом виде татуировки встречаются  достаточно редко, гораздо чаще различные мотивы переплетены между собой.      Последовательность нанесения татуировок может также свидетельствовать об определенных этапах развития личности.

  Символика  татуировок в криминальной среде  тесно связана с традициями, обычаями  и законами криминальной субкультуры.  В зависимости от содержания татуировки можно дифференцировать следующим образом:

1) информационно  - иерархические, которые показывают, какое место в преступной "табели о рангах" занимает то или иное лицо (вор в законе, блатной, мужик, петух и т.д.); ориентируют членов криминального сообщества на выбор той или иной манеры поведения со вновь поступившими; определяют права и обязанности татуированного лица;

значение некоторых  информационно - иерархических татуировок, наносимых насильно.

2) личностно  - установочные татуировки, раскрывающие черты биографии татуированного, его отношение к различным видам деятельности, к правоохранительным органам, к противоположному (и не только) полу и т.д.; зачастую они носят угрожающий характер; сюда же относятся татуировки. выражающие намерения совершить побег, отношение к алкоголю, наркотикам и т.д.;

Информация о работе Социально-психологическая характеристика криминогенного общения