Социально-психологическая характеристика криминогенного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать психологическую характеристику криминогенного общения лиц, содержащихся в помещениях камерного типа.
Объект исследования - осужденные мужского пола, содержащиеся в помещениях камерного типа.
Предмет исследования:
Криминогенное общение осужденных.
Вербальные и невербальные проявления криминогенного общения у лиц, отбывающих наказания в ИК.
Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования ставились и решались следующие задачи:
Дать характеристику особенностям криминогенного общения в среде осужденных.
Психолого-сравнительный анализ вербальных и невербальных средств криминогенного общения осужденных.
Дать характеристику деформации профессионального общения сотрудников исправительных учреждений

Содержание

Введение……………………………………………………………………...1
Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.Понятие криминогенного общения в среде осужденных……………….4
2.Функции и средство криминогенного общения в среде осужденных….5
Эмпирический анализ………………………………………………………21
1.Табель о рангах в преступном сообществе (деление на масти)………..21
2.Вербальные средства общения осужденных……………………………33
3.Прописка и приколы……………………………………………………...38
4.Невербальные средства общения осужденных…………………………42
Заключение………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………46
Приложение…………………………………………………………………48

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 775.50 Кб (Скачать)

3) сигнально  - обособительные татуировки являются  своеобразными опознавательными знаками, показывающими, что носитель принадлежит к той или иной устойчивой преступной группе; кроме того, они могут служить как средство контакта между носителями, незнакомыми между собой, но имеющими одну и ту же татуировку (из татуировок данного вида наиболее распространены перстни (перстаки);

4) воровские  (тюремные) татуировки означают, что  их носитель побывал в местах лишения свободы, а также в спецшколе, спецПТУ, приемнике - распределителе, воспитательно-трудовой колонии; они означают также, что носитель знает тюремную субкультуру (законы и традиции и готов их соблюдать);

5) профессиональные  татуировки обозначают принадлежность (или желание принадлежать) к какой-либо профессии; данный вид татуировок особенно распространен среди лиц, служивших на флоте, в армии, ВДВ и т.д.;

6) памятные татуировки  наносятся в память о каких-то  особо значимых для носителя  событиях, имевших место в прошлом;

7) сексуально - эротические  татуировки демонстрируют сексуальную  ориентацию, отражают мечты о будущих сексуальных контактах. Этот вид татуировок особенно распространен среди молодежи[7]. В целях профилактики (защиты) нередко наносится татуировка, указывающая, что ее носитель является активным гомосексуалистом, что в какой-то мере может гарантировать от сексуальных посягательств со стороны других осужденных (особенно если носитель отличается миловидностью); эти татуировки наносятся на закрытые участки тела (спина, живот, бедра, половой член), кроме татуировок, наносимых насильно( cм. приложение).  

 К основным  мотивам нанесения татуировок  относятся: 

желание показать свою причастность к криминальному  миру;

подражание;

желание выделиться, понравиться и т.д.;

желание завоевать  авторитет.

  Как уже  отмечалось, значительное число  татуировок наносится насильно (нахалка). Данный вид татуировок наносится лицам, занимающимся половыми извращениями (гомосексуализм, орогенитальные контакты), замеченными в воровстве у своих же (крысятничество), проигравшимся в карты, не сдержавшим данное слово, занимающимся доносительством, некоторым другим категориям.

 Необходимо  отметить, что в последнее время  татуируются в основном лица  молодежного возраста. Взрослые предпочитают татуировки не наносить либо наносить их на скрытые участки тела. Одной из причин отказа взрослых и опытных осужденных от нанесения татуировок является нежелание иметь лишнюю особую примету. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Адекватное объяснение причин и механизма преступлений в пенитенциарных учреждениях возможно на основе обращения к сущностным характеристикам уголовного наказания, социальной изоляции. Одной из таких характеристик является общение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Социальная изоляция выражается в деформации объема и содержания общения осужденных, выступающей нередко в качестве механизма их вторичной личностной деформации  и приводящей к криминогенным последствиям. Деформация общения осужденных выступает мотивообразующим фактором. Криминальная мотивация осужденных определяется не просто индивидуально-психологическими особенностями, а  их соответствиям нормам, стереотипам восприятия. Это толкает осужденных на создание «ореола» личности, соответствующего представления о той или иной роли.

Воздействие на криминогенное общение осужденных должно основываться на устранении различных видов его деформации путем использования теории и практики ресоциализации.

Проведенный анализ позволил выявить особенности криминогенного общения у лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

Таким образом, проведенное исследование показало:

1) В исправительные  учреждения попадают  нарушители режима отбывания наказания, лидеры неформальных групп, лица пытающиеся поднять свой авторитет в коллективе.

2) Уровень криминогенного  общения возрастает у лиц, содержащихся    в исправительных учреждениях, в связи с особенностями их содержания. 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология.М.,1994.
  2. Алферов Ю.А. Пенитенциарная соционика. Тайна межперсональных отношений в преступной среде.Домодедово,1999.
  3. Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний.М.,2001.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология.М.:МГУ,1980.С.98.
  5. Анисимков В.М. Тюремная община. Вехи истории.М.,1997.
  6. Аудиовизуальная психодиагностика осужденных.Рязань,1997.
  7. Бронников А.Г. Татуировки осужденных.М.,1982.
  8. Вакутин Ю.А. Словарь жаргонных слов и выражений.Татуировки.Омск,1979.
  9. Виноградов Н.Н.Условный язык заключенных Соловецких лагерей особого назначения//Из работ криминологической секции « Соловки»,1927.
  10. Гавелюк Э.Преступление.Киев,1888.
  11. Гернет М.Н.В тюрьме. Очерки тюремной психологии.М.,1925.
  12. Грачев М.Язык из мрака. Блатная феня.Н.Новгород.,1996.
  13. Гуров А.И.Криминальный профессионализм и борьба с ним.М.:ВНИИ МВД СССР, 1983.
  14. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.Спб.,1912.
  15. Дулов А.В.Судебная психология.Минск.,1975.
  16. Кириленко Г.Л.Проблема исследования жестов в зарубежной психологии//Психол.журн.Т.8.1987.№4.
  17. Лихачев Д.С.Черты первобытного примитивизма//Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона.М.,1992.
  18. Механизм преступного поведения.М.:Наука,1981.
  19. Мильяненков Л.По ту сторону закона.М.,1994.
  20. Носков В.А.Методические указания. Психология деятельности сотрудников ОВД.Ч.1.Горький,1981.
  21. Олейник А.Н.Тюремная субкультура.М.,2001.
  22. Основы социально-психологической теории/Под ред.А.А.Бодалева,А.Н.Сухова.Рязань,1995.
  23. Пирожков В.Ф.Законы преступного мира молодежи ( криминальная субкультура).Тверь,1994.
  24. Пирожков В.Ф.Криминальная психология.М.,2001.
  25. Поздняков В.М.Пенитенциарная психология: история и современность.М.,2000.
  26. Преступный мир  Москвы/Под ред.М.Н.Гернета.М.,1992.
  27. Сердюк Л.В.Психическое насилие как предмет уголовно-правовой оценки следователем.Волгоград:ВСШ МВД СССР,1989.
  28. Сухов А.Н. Криминогенное общение среди осужденных.Рязань,1993.
  29. Сухов А.Н, Ильм У.Р.Жесты как невербальные средства общения  осужденных.Рязань,1988.
  30. Сухов А.Н. Социальная психология.М.,2003.
  31. Ушатиков А.И., Казак Б.Б.Пенитенциарная психология, Рязань, 2003.
  32. Филонов Л.Б.Психологические способы выявления вскрываемого обстоятельства.М.:МГУ,1979.
  33. Фромм Э.Душа человека.М.,1992.
  34. Щерба С.П., Курганов С.И.,Перцова Л.В.Социально-негативные явления в ВТК и борьба с ними.М.,1985.
  35. Хохряков Г.Парадоксы тюрьмы.М.,1991.
  36. Энциклопедия юридической психологии/ Под ред.А.М. Столяренко,М.,2003.
  37. http://vneЗakona.narod.ru/# start.
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Объяснение  татуировок, наиболее часто встречающихся  у осужденных

Для удобства рассмотрения разделим татуировки на орнаментальные, профессиональные, художественные, порнографические, исторические, религиозные, символические и татуировки-аббревиатуры. Повторяем, в нашей книге речь пойдет только о татуировках, знание о которых может быть использовано при проведении оперативных, профилактических и других мероприятий правоохранительных органов.  
Начнем с самого простого - даты (цифры). Как правило, они обозначают год рождения человека, реже - даты осуждения, смерти близкого, встречи, любви, разлуки и т. п.  
фразы. Обычно это - заверения в любви, заклинания, угрозы, жалобы на судьбу, афоризмы, представляющие кредо данного индивида. Вот некоторые примеры:

"Если  ты не знаешь  горя - полюби меня!"  
"Прощай и люби меня".  
"Они устали ходить под конвоем".
(На ногах.)  
"Рожден для мук, в счастье не нуждаюсь".  
"Умерщвление - не убийство".  
"Пусть ненавидят, лишь бы боялись".  
"Девственность - роскошь"...

Довольно часто  встречаются татуированные отдельные  буквы, слова-аббревиатуры, которые несут своеобразную тюремную нагрузку:

СЛОН - смерть легавым  от ножа, с малых лет одни несчастья  и др.;  
КОТ - коренной обитатель тюрьмы, как одной трудно;  
БЛИЦС - береги любовь и цени свободу;  
НИНА - не была и не буду активисткой;  
ХЛЕБ - хранить любовь единственную буду;  
ЯПОНИЯ - я прощаю обиду, не измену, ясно;  
ЯХТ - я хочу тебя;  
СОС - спасите от суда, спасаюсь от сук...

При расшифровке  многих аббревиатур встречаются жаргонные и нецензурные слова.  
Бывает, подобные татуировки наносятся сразу двум лицам, например, при братании: одному первые две буквы БР, второму - оставшиеся AT, так, чтобы при рукопожатии можно было прочесть все слово БРАТ.  
Вот значение некоторых татуировок агрессивного характера, которые обычно адресованы работникам правоохранительных органов, а также осужденным, вставшим, как говорится, на путь исправления, отошедшим от "воровского закона", либо женщинам, нарушившим верность:  
1.
Голова Иисуса Христа на кресте и Библия, горящие в огне из слова "Свобода", - в партийном огне сгорели свобода и вера. Наносится на грудь и плечо.  
2.
Череп и скрещенные кости. На плече и предплечье носят противоправно настроенные лица. По нашим крайне скудным данным, обусловленным конспиративностью этой категории преступников, они способны к вооруженному насилию.  
3.
Уголовный кодекс, проткнутый кинжалом, - "анархист". Обычно наносится на предплечье, но можно встретить и на других частях тела.  
4.
Надписи: "Раб КПСС" ("Раб МВД", "Раб СССР" и др.) - выражают несогласие с рабскими законами, угнетением и режимом в ИТУ. Татуируется на лбу, веках и руках.  
5.
Горящий крест (символ веры), обвитый колючей проволокой, с надписью: "Верь в Бога, а не в коммунизм". Наносится на грудь.  
6.
Голова беса, в шею которого воткнут кинжал - татуировка антисемитов. Наносится на разные части тела.  
7.
Окно с тюремной решеткой, заключенный за ней, на ленте надпись: "Кто не был лишен свободы, тот не знает ее цены" - по неписаному закону тюрьмы "вор в законе" не может находиться на свободе более года. Наносится на живот.  
8.
Пятиконечная звезда и надпись: "Смерть мусорам". Встречается на груди, плече и боковой поверхности голени.  
9.
Шестиконечная звезда (Звезда Давида) и надпись (обычно на иврите): "Мы библейский народ. Жизнь. Разум. Власть на земле". Наносится под мышкой.  
10.
Погоны или эполеты с надписями (или иными символами), например, "N", - "Наполеон-1" и т. п. Это своеобразные знаки отличия в преступной среде, авторитетов в тюремной иерархии. Наносятся на одно или оба плеча.  
11.
Знак качества. Наносится на грудь, на лобок, на половой член и другие интимные части тела.  
12.
Крестики - символы женщин-воровок. Наносятся в область виска, между грудей, на пальцы рук.  
13.
"Железный крест" со свастикой или без нее - символ современных панков, солидаризирующихся с нацистами. Располагается на груди между ключиц. Впрочем, по утверждению британского социолога Д. Хэмбриджа в книге "Субкультура, значение стиля", употребляемая в панк-стиле свастика якобы теряет свое изначальное значение и используется лишь как атрибут современности.  
14.
Полумесяц и звезды - татуировка наблюдается у лиц, исповедующих ислам. Наносится на нижней части предплечья и на груди.  
15.
Две, три и более полудуги в виде куска проволоки с колючками-крестиками - "лицевой счет ЗК": количество полудуг - количество судимостей, крестики - годы, на которые носитель "счета" лишался свободы. Внутри незамкнутого круга проставляются инициалы хозяина татуировки или начальные буквы названия места отбывания наказания.  
16.
Медальон с головой Иисуса Христа в терновом венце - месть предателям. Наносится только на груди.  
17.
Серп и молот над скрещенными костями - страдаю за убеждения. Наносится как на руки, так и на ноги.  
18.
"Звезда Давида" с надписью по-французски: "Все для меня - ничего от меня" - символ отрицаловки. Наносится на предплечье.  
19, 21.
Крест с распятым на нем Иисусом Христом или изображение Богородицы с младенцем - "перед друзьями совесть чиста", "не способен на предательство". Наносится на грудь.  
20.
Цветок лилии или ромашки - сообщество, клан. Число лепестков соответствует количеству участников преступной группы или лиц, судимых по одному уголовному делу. На лепестках могут быть проставлены инициалы. Место татуировки - любая видимая часть тела. Часто встречается у молодежи. Разновидностью клановой татуировки можно назвать татуировку с изображением герба СССР на фоне скрещенных костей. Инициалы состоящих в клане проставлялись на ленточках вместо наименования республик. Подобный "герб", смысл которого ясен только посвященным, был вытатуирован у "воровки в законе", пробывшей в местах лишения свободы около сорока лет.  
Кроме указанных значений "ромашка" может служить символом верности воровской малинной любви (групповой).

Расшифруем наиболее распространенные татуировки, встречающиеся  у мужчин:  
1.
Черт и женщина - "на преступление толкнула женщина", "обойду закон". Наносится на грудь, бедро, реже - на предплечье.  
2.
Голова кота - символ удачи и осторожности. Может изображаться с лапами, в шляпе или цилиндре, с бантом и т. п. Это воровская масть человека, убежденно и навсегда связанного с уголовным миром, склонного к разбоям, грабежам, кражам. Если наносится на предплечье, плече - "коренной обитатель тюрьмы" (аббревиатура КОТ), если под мышкой - "тюрьма - дом родной", если на ногах - осужден за разбой, вечный осужденный, если на животе - "ВОР".  
3.
Факел - товарищество в местах заключения. Часто встречается с инициалами того, во имя кого сделана татуировка.  
4.
Нож в руке, на запястье кандалы - "баклан" (на жаргоне- хулиган). Наносится на икру ноги, на предплечье.  
5.
Кинжал, обвитый змеей - главарь воровской "масти". Если голова змеи поднята - "начал воровать, грабить", если опущена - "завязал с воровством" (очень редкая!).  
6, 7.
Сожжение распятой на кресте женщины или женщина, сидящая на копейке - на преступление толкнула женщина или любовь к продажной женщине, "за причиненное зло намерен отомстить". Наносится на грудь или переднюю часть голени.  
8.
Чайка на фоне щита с полосой - знак дружбы до судимости, "кенты по воле". Наносится на кисть, предплечье.  
9.
Сожжение прикованной к столбу женщины - "месть той, которая меня предала". Количество поленьев - полученный срок наказания. Наносится на бедро.  
10.
Тюльпан в руке - 16 лет исполнилось в воспитательно-трудовой колонии. Наносится на плечо.  
11.
Роза в руках - 18 лет исполнилось в воспитательно-трудовой колонии. Тоже наносится на плечо.  
12.
Голова женщины, нож и роза - клятва о мести. Наносится на верхнюю часть предплечья.  
13.
Парусник - гастролирующий вор.  
14, 15.
Бегущий олень и парящий орел с чемоданом в когтях - склонные к побегу. Наносится на грудь. Если же у орла в когтях овца - совершил преступление, предусмотренное ст. 117 УК РСФСР (изнасилование).  
16.
Мадонна с ребенком на руках - "тюрьма - дом родной", "дитя тюрьмы". Наносится на грудь.  
17.
Волк и женщина - карикатурное изображение сотрудников милиции. Волк иногда бывает в милицейской форме, с погонами, в фуражке с кокардой. Наносится на живот, бедро.  
18.
Женщина, факел, змея, череп, топор, корона, крест, решетка, деньги - "всё в жизни преходяще". Наносится на грудь. Татуировку разрешается носить только авторитетным осужденным, ибо двум "святым" поклоняется "вор в законе" - "киче" (тюрьме) и кресту.  
19.
Сплетение заглавных букв фразы "Люби, товарищ, волю". Часто татуируется в несовершеннолетнем возрасте в спец. ПТУ, спецшколе, ВТК. Наносится между большим и указательным пальцами.  
20.
Черт с мешком - "было счастье, да черт унес". Владельцы такой татуировки имеют большой срок судимости за совершение краж государственной и общественной собственности. Наносится на различные части тела.  
21.
Аббревиатура латинского выражения "Dum spiro spero" ("Пока дышу, надеюсь"). Наносится на кисть и под художественными татуировками-картинами

 
22.
Головка девушки - 17 лет исполнилось в ВТК. Наносится на плечо.  
23.
Решетка, кинжал, ветка розы - судим за хулиганство, 18 лет встретил в местах лишения свободы. Наносится на плечо и на предплечье. (Количество прутьев в решетке - срок наказания.)  
24.
Череп, кинжал, змея, ветка розы, деньги - длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями; неоднократно судим; "вор в законе". Наносится на грудь.  
25.
Церковь на ладони. Число куполов обозначает количество судимостей или срок наказания за совершенное преступление. Наносится на бедро, на икру ноги, на предплечье. На грудь - только церковь или собор. Кандалы - право на татуировку приобретает только тот, у кого срок лишения свободы не менее пяти лет.  
26.
Палач и женщина - судим за убийство женщины или родственника. Если изображен один палач - "чти закон воров". Наносится на грудь или переднюю часть бедра.  
27.
Гладиатор (Геракл, супермен с автоматом...) - татуированный склонен к садизму и дерзкому хулиганству. Лица с такой татуировкой в местах лишения свободы называются "бойцами". Они совершают расправы с "провинившимися" заключенными и гражданами на свободе. Наносится на плечо или на спину.  
28.
Пожатие рук в кандалах - знак друзей по местам заключения. Наносится на кисть руки, на предплечье или плечо.  
29.
Голова чудовища с клыками, рогами, бородой - "оскал", отрицательно настроенный по отношению к работникам милиции, суда, прокуратуры, администрации исправительно-трудовых учреждений, изменившим воровским традициям. Наносится на грудь, часто рядом с портретом Ленина - вождя Октябрьской Революции, что имеет тоже определенное знамение (аббревиатура - ВОР!). Эту татуировку переняли у преступного мира рокеры. К нам пришла с Запада из фильма "Ангелы ада".  
30.
Джинн, вылетающий из кувшина - характерная татуировка наркоманов или склонных к употреблению наркотиков. Наносится на грудь, плечо, предплечье, на переднюю часть бедра, между большим и указательным пальцами.  
31.
Паук в паутине - татуировка наркоманов. Паук без паутины - "щипач". Татуировка характерна для воров. Обе наносятся на руку между большим и указательным пальцами. Кроме того, паук наносится на левую и правую стороны шеи, что означает "давил режим", т. е. неоднократно наказывался в местах лишения свободы за различные нарушения режима содержания: карцеры, ПКТ, лишался свиданий и т. д.  
32.
Крест, голова святого в терновом венце, карточная масть "пик" - судим за хулиганство. Наносится на плечо, предплечье, переднюю часть бедра. (Татуировка осужденных, побывавших в прибалтийских ИТУ.)  
33.
Кинжал, револьвер, патроны, бутылка, рюмка, женская головка, шприц, ампулы, карты, деньги (в различных комбинациях) - 1) "Бардак" - "вот что нас губит"; 2) "Решил вести преступный образ жизни". Наносятся на различные части тела. В уголовном мире разрешены всем.  
34.
Голова тигра - "злой на власть". Носящий эту татуировку враждебно настроен по отношению к правоохранительным органам, лицам, порвавшим с преступной средой, а также ко всем сотрудникам ИТУ. Готов дать отпор покушающемуся на его достоинство.  
35.
Противостоящие быки - татуировка обозначает борьбу за лидерство среди уголовников. "Идеей не обременен". "За себя постою". Наносится на лопатках. То же значение и у сражающихся рыцарей.  
36.
Окно камеры, череп, Уголовный кодекс РСФСР вместе с головой змеи, проткнутые кинжалом, часовой на вышке, колючая проволока - "месть прокурору". Количество колючек на проволоке (как и в других татуировках) означает срок, полученный за совершенное преступление. Наносится на различные части тела.  
37.
Прописная латинская буква "D", тигр, череп, прижатый лапой тигра, корона, картежная масть "пик" - судим за грабеж. Жестокость, антиобщественная направленность интересов, желаний, стремлений. Наносится на плечо, на грудь или предплечье. На груди татуируют панки и рокеры.  
38.
Распятая на кресте женщина - "воровской крест". Накалывают его авторитетные среди осужденных воры. Место татуировки - грудь, предплечье, передняя часть бедра.  
39.
Обнаженная женщина, обвитая змеей (варианты могут быть самые различные!) - обозначают пассивного гомосексуалиста. Татуировка наносится насильно или проигравшему в карты, но иногда по собственному желанию. Место татуировки - только спина!  
40.
Корона с карточными красными мастями (черви, бубны) - "король всех мастей", пассивный гомосексуалист, человек, занимающийся всеми формами разврата. Безволен. Татуировка редкая (наносится на спину), но которую знают большинство лиц, побывавших в местах лишения свободы. Лица, имеющие татуировки №№ 39 и 40, называются "гребнями", "петухами" или "голубыми". Это самые оскорбительные клички в местах лишения свободы. Осужденный, даже в шутку назвавший этой кличкой другого осужденного, может поплатиться за это здоровьем или жизнью.  
41.
Пират с ножом в зубах, серьгой в ухе - символизирует угрозу. В этой татуировке основную смысловую нагрузку несет надпись на ноже. Обычно там стоит имя "ИРА". На самом деле это аббревиатура - "иду резать актив". Склонен к садизму, отрицательно настроен по отношению к лицам, вставшим на путь исправления. Наносится на плечо, на грудь. Серьга - символ воровской удачи.  
42.
Иисус Христос, распятый на кресте; распятие находится в руках, закованных в кандалы - "верю в воровскую идею", "не изменю закону воров". Наносится на грудь, переднюю часть бедер.  
43-46.
Самолет. Якорь со спасательным кругом и т. п. - профессиональные татуировки летчика, моряка и др. Наносятся на различные части тела, обычно видные: руки, грудь.

Информация о работе Социально-психологическая характеристика криминогенного общения