Социально-культурные и психологические предпосылки развития страхов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – страхи людей.
Предмет исследования – социально–культурные и психологические предпосылки развития страхов.
Цель исследования – изучить теоретические исследования по теме.
Задачи исследования:
раскрыть определение и природу страхов;
проанализировать классификации страхов, созданные разными авторами;
изучить предпосылки развития страхов, страхи характерные для разных возрастов;
изучить проявление и последствия страхов.

Содержание

Введение………..……………………………………………………… 3
1. Определение и природа страха..………………………………….. 6
2. Классификация страхов..…………………………………………... 9
3. Предпосылки происхождения страхов...…..…………………….. 14
Возрастные особенности страхов………..……………………...... 17
4. Проявление страхов………..…………………………...……....…. 24
5. Последствия страхов……………………..…...………………….... 27
Заключение………..………………………………………………....... 30
Список литературы……….……………………………...…………... 31

Работа содержит 1 файл

курсовая!!.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

  1. Последствия страхов.
 

  Последствия страхов разнообразны, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные  изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх, подобно опухоли, разрастается в психике человека, затормаживая ее. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развиваются хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожно - пессимистическая оценка будущего. Подобное состояние эмоционального перенапряжения проявляется не только общей заторможенностью и раздражительной слабостью, но и в виде импульсивных, внезапно возникающих, непредсказуемых действий.

  Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм. Тем самым страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженческая психология, он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей не способности и никчемности. В этих условиях возрастает потребность в успокаивающих средствах, в том числе заглушающих остроту переживаний. 

  Но  самое главное — взрослый человек, который в свое время не избавился  от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности  в установлении нормальных семейных отношений и скорее всего, передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку. Если, например, мать боится пожара, уколов, ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле — передает ему испытанные в своем детстве страхи.

  Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности. Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. Все новое, неизвестное воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а поведение приобретает пассивный и излишне осторожный характер. В некоторых случаях люди настолько устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных людей. Фактически же это говорит о развитии защитного торможения, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок. Однако при сильном или длительном страхе торможение может стать настолько устойчивым и труднообратимым. что психологически человек начнет умирать еще молодым, превращаясь в свою тень.

  При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и  мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не так относятся, как раньше, не понимают, осуждают... Это говорит уже не только о тревожности, но и о мнительности. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.

 

  Заключение.

  В ходе работы нами были изучены теоретические  исследования страхов. Были проанализированы различные классификации страхов, изучены предпосылки страхов, их возрастные особенности, способы проявления и последствия.

  Страхи,   если    к    ним   правильно   относиться,    понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, то это  служит  признаком  неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности, конфликтных  отношениях в семье.

  Исследования  Захарова показали, что общество, семья, особенности психики влияют на развитие страхов, а они негативно влияют на человека.

  Многие  страхи в подростковом и взрослом возрасте являются развитием ранее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в дальнейшей жизни. Если психологическая и родительская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза.

 

  Список  литературы:

  1. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — Санкт-Петербург.: Сфера, 1994. - 160 с.
  2. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. — Л.: Наука, 1974. — 258 с.
  3. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с
  4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: СОЮЗ, 2000. — 448 с.
  5. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.
  6. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999, — 464 с.
  7. Ильин Е. П.  Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001 - 752 с.
  8. Левис Ш. «Ребёнок и стресс» – СПб., 1996 г. 6.
  9. Овчарова Р.В. «Практическая психология» – М., Т.Ц. «Сфера», 1996 г.
  10. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. - М.; Л., 1951.
  11. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984.
  12. Цыбульский В.Е., Торлецкий С.А. День страха. — М.: КСП, 2003.
  13. Щербатых Ю.В. Избавиться от страха? Это просто! – М.: ЭКСМО, 2006
  14. Словарь по общественным наукам   http://www.glossary.ru/
  15. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/1080/

Информация о работе Социально-культурные и психологические предпосылки развития страхов