Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа
Объект исследования – страхи людей.
Предмет исследования – социально–культурные и психологические предпосылки развития страхов.
Цель исследования – изучить теоретические исследования по теме.
Задачи исследования:
раскрыть определение и природу страхов;
проанализировать классификации страхов, созданные разными авторами;
изучить предпосылки развития страхов, страхи характерные для разных возрастов;
изучить проявление и последствия страхов.
Введение………..……………………………………………………… 3
1. Определение и природа страха..………………………………….. 6
2. Классификация страхов..…………………………………………... 9
3. Предпосылки происхождения страхов...…..…………………….. 14
Возрастные особенности страхов………..……………………...... 17
4. Проявление страхов………..…………………………...……....…. 24
5. Последствия страхов……………………..…...………………….... 27
Заключение………..………………………………………………....... 30
Список литературы……….……………………………...…………... 31
Последствия страхов разнообразны, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх, подобно опухоли, разрастается в психике человека, затормаживая ее. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развиваются хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожно - пессимистическая оценка будущего. Подобное состояние эмоционального перенапряжения проявляется не только общей заторможенностью и раздражительной слабостью, но и в виде импульсивных, внезапно возникающих, непредсказуемых действий.
Наличие
устойчивых страхов говорит о неспособности
справиться со своими чувствами, контролировать
их, когда пугаются, вместо того чтобы
действовать. Невозможность управлять
собой порождает чувство бессилия и безнадежности,
понижая еще больше жизненный тонус, культивируя
пассивность и пессимизм. Тем самым страх,
как мина замедленного действия, подрывает
уверенность в себе, решительность в действиях
и поступках, настойчивость и упорство
в достижении цели. Без веры в свои силы
человек уже не может эффективно бороться,
отстаивать свои права, у него развивается
пораженческая психология, он заранее
настраивает себя на неудачу и часто терпит
поражения, все больше и больше убеждаясь
в своей не способности и никчемности.
В этих условиях возрастает потребность
в успокаивающих средствах, в том числе
заглушающих остроту переживаний.
Но самое главное — взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и скорее всего, передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку. Если, например, мать боится пожара, уколов, ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле — передает ему испытанные в своем детстве страхи.
Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности. Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. Все новое, неизвестное воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а поведение приобретает пассивный и излишне осторожный характер. В некоторых случаях люди настолько устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных людей. Фактически же это говорит о развитии защитного торможения, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок. Однако при сильном или длительном страхе торможение может стать настолько устойчивым и труднообратимым. что психологически человек начнет умирать еще молодым, превращаясь в свою тень.
При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не так относятся, как раньше, не понимают, осуждают... Это говорит уже не только о тревожности, но и о мнительности. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.
Заключение.
В
ходе работы нами были изучены теоретические
исследования страхов. Были проанализированы
различные классификации
Страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности, конфликтных отношениях в семье.
Исследования Захарова показали, что общество, семья, особенности психики влияют на развитие страхов, а они негативно влияют на человека.
Многие страхи в подростковом и взрослом возрасте являются развитием ранее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в дальнейшей жизни. Если психологическая и родительская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза.
Список литературы:
Информация о работе Социально-культурные и психологические предпосылки развития страхов