Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа
Объект исследования – страхи людей.
Предмет исследования – социально–культурные и психологические предпосылки развития страхов.
Цель исследования – изучить теоретические исследования по теме.
Задачи исследования:
раскрыть определение и природу страхов;
проанализировать классификации страхов, созданные разными авторами;
изучить предпосылки развития страхов, страхи характерные для разных возрастов;
изучить проявление и последствия страхов.
Введение………..……………………………………………………… 3
1. Определение и природа страха..………………………………….. 6
2. Классификация страхов..…………………………………………... 9
3. Предпосылки происхождения страхов...…..…………………….. 14
Возрастные особенности страхов………..……………………...... 17
4. Проявление страхов………..…………………………...……....…. 24
5. Последствия страхов……………………..…...………………….... 27
Заключение………..………………………………………………....... 30
Список литературы……….……………………………...…………... 31
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Педагогический
колледж №4 Санкт-Петербурга
Защищена с оценкой__________
Протокол № ____
от __________
Курсовая
работа
СОЦИАЛЬНО
– КУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
СТРАХОВ.
Студентки 42 группы
Кулаковой Евгении Владимировны
Специальность 050711
«Социальная
педагогика»
Руководитель
Желтова
М. Н.
Санкт-Петербург
2010
Оглавление.
Введение………..……………………………………………
Заключение………..……………………………………
Список литературы……….………………………
Введение.
Человеку свойственно испытывать различные эмоции, одна из основных эмоций – страх. Он является не только средством предупреждения опасности, но и стимулом, который подталкивает людей к борьбе, заставляет действовать. Каждая преодоленная человеком стрессовая ситуация, позволяет ему двигаться вперед, делает более сильным, умелым, помогает легче пережить другие трудности. Но в страхах, как и во всем в нашей жизни, должна быть определенная мера, так как слишком большое количество страхов и их интенсивность не дает людям объективно мыслить, анализировать свое поведение и адекватно реагировать на различные ситуации, и как следствие разрушается личность человека.
Тема детских страхов и тревожности привлекает к себе внимание ученых-специалистов самых разных направлений: врачей, педагогов, философов, социологов, психологов. В античных философских теориях (Демокрит, Лукреций) чувство страха рассматривают как причину возникновения религиозных представлений и верований. Философы-экзистенционалисты М.Хайдеггер, С.Кьеркегор, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр и П.Тиллих считают тревогу и страх неотъемлемыми атрибутами человеческого существования. Интерес медицинских специалистов (нейрофизиологов, невропатологов, психиатров) к проблеме тревожности и страхов связан с тем, что они являются серьезными факторами риска для развития многих психосоматических заболеваний.
В
зарубежной психологии проблема страхов
и тревожности постоянно
Следует отметить, что в России тема «детских страхов» долгое время была закрыта, так как рассматривалась зарубежом преимущественно с психоаналитической точки зрения, и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас немногочисленны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. В России исследованием страхов занимались: В.А.Ананьев, Л.С.Акопян, В.М.Астапов, Г.М.Бреслав, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Б.Д.Карвасарский, В.Р.Кисловская, В.В.Ковалев, Е.Б.Ковалева,
Страхи имеются у каждого человека, и существуют на протяжении всей жизни человека. С одной стороны страхи помогают нам избежать множество опасных ситуаций, но с другой – и сами страхи (особенно навязчивые) могут быть опасными для человека и приносить вред, так как имеют различные серьезные последствия. Изучение природы и причин возникновения страха дает возможность найти способы их коррекции и уменьшения негативных последствий.
Объект исследования – страхи людей.
Предмет исследования – социально–культурные и психологические предпосылки развития страхов.
Цель исследования – изучить теоретические исследования по теме.
Задачи исследования:
Основные понятия:
Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. [3]
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. [3]
Социум - 1) общество как целостная социальная система; 2) человеческая общность определенного типа (родовые и семейно-родственные, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности); 3) социальное окружение человека, совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей. [11]
Социальный фактор - движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающие те или иные социальные изменения. [11]
Страх
принадлежит к категории
Страх
выработался в процессе эволюции
как компонент инстинкта
У людей сохраняются многие из этих врожденных страхов, хотя теперь они кажутся менее оправданными, чем в прошлом (особенно у нескольких последних поколений, живущих в условиях городской цивилизации). Обычно страх ослабевает под влиянием адаптации (как у животных), но достаточно распространены сильные и устойчивые страхи, и их преодоление требует длительной тренировки.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Страх нельзя отождествлять с тревогой. Страх - это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как отдельной эмоции, отличной от феномена тревоги, позволяет проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты, а также особенности его взаимодействия с другими эмоциями.
У
маленьких детей, так же как и
у животных, ощущение угрозы или
опасности сопряжено с
Субъективное переживание страха может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его броситься наутек, прочь от опасности.
По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.
Существует несколько классификаций страхов, созданные разными авторами. Страхи разделяются по разным параметрам, таким как: длительность, причина возникновения страха, объект страха, степень выраженности и другие.
Самая полная классификация, была предложена Захаровым.
По его мнению, страх классифицируется как:
• ситуативно и личностно обусловленный;
• острый (в том числе пароксизмальный) и хронический (постоянный);
• инстинктивный и социально опосредованный;
• боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху и тревоге;
• реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений).
По степени выраженности страх делится на :
• ужас,
• испуг,
• собственно страх,
• тревогу,
• опасения,
• беспокойство
• волнение.
Возрастные и клинические проявления страха дают основание для соответствующего разделения. Клинически страх может быть:
• навязчивым и сверхценным;
• невротическим и психотическим.
А.И.
Захаров противопоставляет
Информация о работе Социально-культурные и психологические предпосылки развития страхов