Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа
Объект исследования – страхи людей.
Предмет исследования – социально–культурные и психологические предпосылки развития страхов.
Цель исследования – изучить теоретические исследования по теме.
Задачи исследования:
раскрыть определение и природу страхов;
проанализировать классификации страхов, созданные разными авторами;
изучить предпосылки развития страхов, страхи характерные для разных возрастов;
изучить проявление и последствия страхов.
Введение………..……………………………………………………… 3
1. Определение и природа страха..………………………………….. 6
2. Классификация страхов..…………………………………………... 9
3. Предпосылки происхождения страхов...…..…………………….. 14
Возрастные особенности страхов………..……………………...... 17
4. Проявление страхов………..…………………………...……....…. 24
5. Последствия страхов……………………..…...………………….... 27
Заключение………..………………………………………………....... 30
Список литературы……….……………………………...…………... 31
В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время как у девочек он сохраняется на прежнем уровне. Наиболее распространенным страхом в данном возрасте является страх наказания со стороны родителей. Он обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Если страх темноты остается относительно слабо выраженным в 2 года (как и в 1 год), то страх поездов, самолетов (движущегося транспорта) возрастает, отражая основанные на инстинкте самосохранения и внушенные родителями страхи повреждения, неожиданного воздействия и боли. Получает развитие и страх животных. Максимальным угрожающим значением в этом возрасте обладает сказочный образ Волка после ознакомления со сказками ("Красная Шапочка"), просмотра мультфильмов и историй, рассказываемых в семье. В образе Волка находят воплощение разнообразные страхи двухлетних детей: внезапного и трудно предсказуемого воздействия (нападения), боли (укуса острыми зубами).
Итак,
типичными возрастными страхами
у детей обоего пола 1-3 лет жизни
будут: в 1 год - страхи одиночества, незнакомых
взрослых, врачей (медицинских работников),
уколов и неожиданных резких звуков (шума)
в 2 года - страхи наказания, животных и
уколов.
Младший дошкольный возраст.
У мальчиков в младшем дошкольном возрасте выделен фактор страхов с наибольшим удельным весом, в котором максимальной факторной нагрузкой обладают страхи одиночества и нападения. У девочек фактор, в который включены эти страхи, имеет меньший вес. В данный фактор входит с несколько меньшей нагрузкой, как у мальчиков, так и у девочек, страх сказочных персонажей.
Следует
сказать и о выделенной нами типичной
для данного возраста триаде страхов:
одиночества, темноты и замкнутого
пространства. В таком случае
ребенок не остается один при засыпании,
постоянно зовет мать, в комнате должен
гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы
дверь была полуоткрыта. Беспокойство
может проявиться и в связи с ожиданием
страшных (кошмарных) снов. Здесь многое
зависит от умения родителей не создавать
из этих возрастных страхов лишней проблемы,
вовремя успокоить детей, нежно поговорить
с ними и не настаивать на незамедлительном,
безотносительно к их переживаниям, выполнении
своих требований.
Старший дошкольный возраст.
Связующим
звеном страхов у старших дошкольников
будет страх смерти. В старшем дошкольном
возрасте нередко возникают вопросы вроде:
"сколько лет жил твой папа, мама?",
"зачем люди живут?", "откуда все
взялось?" и заклинания: "не хочу быть
старушкой, а хочу быть все время девочкой"
и т. д. Подобные фразы говорят о развитии
абстрактного мышления, способности к
обобщениям, предвосхищению событий, понимании
категорий времени и пространства.
Возникновение страха смерти означает
осознание необратимости происходящих
возрастных изменений. Ребенок начинает
понимать, что взросление на каком-то этапе
знаменует собой смерть, неизбежность
которой вызывает беспокойство как эмоциональное
неприятие рациональной необходимости
умереть.
Младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте и в начале подросткового на фоне повышенной внушаемости, достигающей максимума в 10 лет, появляются страхи покойников, Вурдалака, Вия, Дракона, Всадника без головы, космических пришельцев, роботов и т. д. Большей частью подобные персонажи аффективно воздействуют на воображение детей перед сном и во время его после чтения книг, просмотра кинофильмов, рассказов сверстников. Таким образом, время перед засыпанием, темнота и сон образуют своего рода замкнутое психологическое пространство, населенное у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей пугающими образами из противостоящего жизни мира.
Дальнейший рост самосознания в данном возрасте связан, прежде всего, с новой социальной позицией школьника. Переживание своего соответствия групповым (коллективным) стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях, что, впрочем, уже становится заметным и в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляется и в нарастании страха смерти родителей. Соответственно "эгоцентрический" страх смерти себя, продолжая еще быть относительно выраженным у мальчиков, заметно уменьшается у девочек.
Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте.
Специфика
страхов у младших школьников
обусловлена и развитием так
называемого магического настроя - веры
(и вытекающей из нее боязни) в несчастливые
цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму
и т. д. Более широко это - страх несчастья,
беды, рокового (фаталистического) стечения
обстоятельств, т. е. всего того, что потом
получает развитие в страхах перед судьбой,
роком, таинственными явлениями, предсказаниями,
включая положение звезд на небе и т. д.
Подобные страхи, опасения, предчувствия
являются отражением зарождающейся тревожности,
мнительности, как и типичной для младшего
школьного возраста внушаемости.
Подростковый
возраст.
Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей практически у всех мальчиков к 15-летнему возрасту и всех девочек к 12-му году жизни и страх войны. У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.
"Природные" страхи максимально выражены в 10 лет у мальчиков и девочек (у мальчиков также в 11 лет). Межличностные страхи, наоборот, достигают своего максимума в 15 лет у мальчиков и девочек. "Природные" страхи: страхи заболеть, смерти себя и родителей, сказочных персонажей, перед засыпанием, темноты, животных, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д. Межличностные страхи - это страхи одиночества, некоторых людей, наказания, войны, сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых и т. д.
Мы
видим своеобразный перекрест рассматриваемых
страхов в подростковом возрасте, уменьшение
"природных" - инстинктивных в своей
основе и увеличение "социальных"
- межличностно обусловленных. По сравнению
с мальчиками у девочек большее число
не только "природных" страхов, о
чем уже говорилось раньше, но и "социальных".
Это не только подтверждает большую боязливость
девочек, но и указывает на более выраженную
у них тревожность по сравнению с мальчиками,
поскольку в "социальных" страхах
преобладает тревожный регистр личностного
реагирования. Страхов относительно меньше
и они быстрее сходят на нет, если в семье
доминирует отец, родители не ведут"
войну" с упрямством, т. е. самостоятельностью
детей, развивают, а не подавляют или заглушают
тревогой их формирующееся "я", если
сами родители уверены в себе и способны
помочь ребенку в преодолении воображаемых
и реальных опасностей.
Страхи
взрослых.
В
годы обучения в колледже, мужчин и женщин
больше всего беспокоят личные отношения,
политические события и страх состарится.
Страхи связанные с обучением, касаются
предполагаемых финансовых издержек,
а не академических достижений. У людей
разных профессий так же страхи связанные
с экономикой, политикой и личными отношениями,
преобладают над страхами, связанными
с их профессией. Женщины — как с высоким,
так и с низким социоэкономическим статусом
— чаще всего указывают на обеспокоенность
отношениями с другими, боязнь природных
явлений (грозы, темных мест) и политических
коллизий, а также часто упоминают страхи,
связанные с экономикой. Обеспокоенность
экономическими и политическими событиями
сохраняется и у достигших почтенного
возраста мужчин и женщин. Специфические
страхи пожилых людей связаны с физической
и психической (умственной) несостоятельностью,
прогрессирующим старением и потерей
родных и близких людей.
Существует несколько способов проявления страхов: мимические, двигательные, психофизиологические.
Некоторые исследователи эмоций считают, что наиболее надежными и точными индикаторами страха служат мимические проявления. При развернутом мимическом выражении страха брови приподняты и слегка сведены к переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко иногда слегка приподнято, в результате чего белок глаза между веком и зрачком обнажается. Углы рта резко оттянуты, рот обычно приоткрыт. Но люди подверженные хроническим страхам часто стараются не показывать свои эмоции, поэтому мимические проявления страха иногда очень сложно заметить.
Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.
При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все "опускается", холодеет, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек "обливается холодным потом". Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве.
При состояниях беспокойства (тревожности и боязни) страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для проявления. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимость занятости, ощущение нужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества. Стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самой возможности появления какой-либо неприятной ситуации.
При состояниях хронического беспокойства и страха человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны преходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, часто говорят во сне, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения, в которых человек воюет, по существу, сам с собой, со своим неосознаваемым "я". Характерны внезапные пробуждения с ясным сознанием, обдумыванием беспокоящих вопросов и нередко их решением. Нет "чувства сна", а есть стремление как можно раньше проснуться, при этом возникают спешка, страх не успеть, и все начинается снова.
Общение у беспокойных и боязливых людей становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникают замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно это заметно при разговоре по телефону, когда невозможно сразу ответить, собраться с мыслями и сказать самое главное. Мы видим, что хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.
К. К. Платонов отмечает две основные формы проявления страхов - астеническую и стеническую. Первая проявляется в пассивно-оборонительных реакциях (например, в оцепенении, ступоре с общим мышечным напряжением, дрожи - «рефлекс мнимой смерти») и в активно-оборонительных реакциях - в мобилизации своих возможностей для предупреждения опасного исхода (бегство). Пассивно-оборонительные реакции И. П. Павлов связывал с торможением корковых центров. «То, что психологически называется страхом, трусостью, боязливостью, имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий» [4]. Примером такого ярко выраженного страха является упоминаемый В. С. Дерябиным [5] случай, когда после знаменитого землетрясения в Мессине одна женщина оставалась трое суток в своей постели с ребенком на третьем этаже, онемев и без движения, хотя без труда могла спастись; ребенок за это время умер. Стеническое проявление страха выражается в состоянии «боевого возбуждения», по терминологии Б. М. Теплова. Оно связано с активной сознательной деятельностью в момент опасности и положительно окрашено, т. е. человек испытывает своеобразное наслаждение и повышение психической активности.
Информация о работе Социально-культурные и психологические предпосылки развития страхов