Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа
Объект исследования – страхи людей.
Предмет исследования – социально–культурные и психологические предпосылки развития страхов.
Цель исследования – изучить теоретические исследования по теме.
Задачи исследования:
раскрыть определение и природу страхов;
проанализировать классификации страхов, созданные разными авторами;
изучить предпосылки развития страхов, страхи характерные для разных возрастов;
изучить проявление и последствия страхов.
Введение………..……………………………………………………… 3
1. Определение и природа страха..………………………………….. 6
2. Классификация страхов..…………………………………………... 9
3. Предпосылки происхождения страхов...…..…………………….. 14
Возрастные особенности страхов………..……………………...... 17
4. Проявление страхов………..…………………………...……....…. 24
5. Последствия страхов……………………..…...………………….... 27
Заключение………..………………………………………………....... 30
Список литературы……….……………………………...…………... 31
Ситуативно
и личностно обусловленные
Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический — особенностями личности.
Цыбульский предложил такую классификацию:
Социальные - это страхи:
- экзаменов;
- публичных выступлений;
- знакомств;
- власти;
- насилия, агрессии;
- секса;
- оценок;
- ответственности;
- провала и успеха;
- нелюбви окружающих;
- насмешек;
- ответственности;
Страхи социальные основаны на несоответствии идеального "Я" и реального, неразделенной никем любви к самому себе, зависимости от чужих оценок. Социальный - это страх вмешательства третьих лиц в ваши интимные отношения с самим собой. В собственном идеальном "Я" все наши недостатки прощены. Выход на публику - это Страшный Суд, на котором нужно скрыть свое знание о "Я" реальном.
Природные страхи:
- боли, уколов, зубных врачей;
- голода, холода;
- нехватки денег, безработицы;
- насекомых и животных;
- темноты;
- природных явлений: грома,
- чужих;
- болезней;
- страх за детей, родителей, близких;
- пространственные страхи (высоты, глубины, открытых и закрытых пространств, скорости);
- транспортные страхи;
Страхи
природные ближе всего к
Мистические страхи:
- страх смерти;
- будущего;
- привидений, духов, порчи, сглаза, космических пришельцев;
- страх перед судьбой;
- неизвестности и случайности;
- страх перед Высшей Силой;
- Страшного Суда и загробной жизни;
Цыбульский называет страхи мистическими из-за недостатка информации и опыта в областях, где ни того, ни другого в достатке быть не может.
В основе приведенной классификации - предмет страха. Все очень условно, зыбко, относительно. Границы размыты и позволяют страхам из одной группы появляться в другой. Боязнь чужих, агрессии и насилия, скорее страх природный, но с ним связаны многие социальные страхи. Страх болезни подразумевает страх смерти. Страх за детей можно отнести и к природным и к социальным.
Предметные - самые распространенные классификации страхов. Подробны и дотошны подобные классификации в психиатрии. Медиками названы и описаны более шестисот различных страхов.
А между тем предмет страха часто ничего не говорит ни о причинах возникновения, ни о природе, ни о механизмах, что затрудняет и поиск средств ля коррекции нарушений психики. Часто страхи маскируются один под другой, прячутся и живущему в страхе, вместе с психотерапевтом приходится по долгу перебирать и выстраивать звенья событий, чтобы докопаться до первопричины и заняться освобождением, избавлением.
Классификация неврозов предложенная А.Кемпински описывает четыре вида страха:
- биологический,
- общественный,
- моральный,
- дезинтеграционный.
Биологический страх связан с угрозой собственной жизни или жизни вида. Общественный страх возникает в случае нарушения контактов в социальной сфере. Моральный страх возникает, когда индивид не принимает в качестве ориентиров для собственного поведения нормы, предлагаемые окружающими. Дезинтеграционный страх появляется при каждом изменении структуры информационного метаболизма.
Т.В. Абакумова предлагает несколько критериев для классификации страхов:
- объективные источники возникновения страха (биологические, техногенные, планетарные и космические страхи);
- отсутствие представлений о полноте и целостности окружающей действительности (социальные и детские страхи);
- онтологические (религиозный, экзистенциальный, страх смерти);
- гносеологические (страхи от избытка информации).
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга для них – это живое существо, обитающее где-то рядом. И только постепенно складывается объективный характер представлений, когда ребенок учится различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувство стыда, вины, гордости и самолюбия. Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения.
Доказательством общих закономерностей развития служит то, что в разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте – страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет – страх смерти. Это происходит потому, что созревание психических структур происходит под влиянием социальных факторов, которые становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх, будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.
Продолжающийся процесс урбанизации, все больше отдаляя человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо или косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей.
У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ. В коммунальных квартирах много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. Сложнее всего единственным детям в семье, по отношению к ним взрослые проявляют больше опеки и беспокойства.
Недостаточная двигательная и игровая активность, потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики.
Взрослые, излишне беспокоясь о ребенке, общаются с ним, постоянно поучая, преимущественно на абстрактно-отвлеченном, а не наглядно-конкретном, образном уровне. Поэтому ребенок учится без оснований беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности.
Некоторые страхи являются результатом особой формы научения, которую можно было бы назвать «социальным заимствованием». В определенных обстоятельствах эта форма научения может быть чрезвычайно эффективной. Например, когда маленький ребенок наблюдает реакцию страха у отца, то вероятность того, что он начнет бояться того же объекта, который испугал отца, очень велика.
Когнитивные процессы представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.
Обычно возникновению страха способствуют такие типологические свойства высшей нервной деятельности, как эмоциональная чувствительность и впечатлительность, которые приводят к яркому, образному запечатлению тех или иных событий жизни. Повышенная восприимчивость таких людей выражается и в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они "все близко принимают к сердцу и легко расстраиваются", будучи неспособными к агрессивным ответам. Несмотря на повышенную эмоциональную чувствительность, нервные процессы отличаются известной инертностью, негибкостью, что вместе с развитой долговременной памятью приводит к длительному удерживанию и фиксации в сознании объекта страха и затрудняет переключение внимания. К тому же подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний — они "все держат в себе", и только близкие могут предположить, да и то не часто, что творится в их душе.
Существует ли наследственная передача тех или иных конкретных страхов, тем более, что часто мы имеем дело с такими общими у матерей и детей страхами, как страхи одиночества, темноты, животных, боли и неожиданных звуков? Безусловно, особенно если мать и сейчас испытывает подобные страхи. Это указывает и на близкий с детьми тип нервно-психического эмоционального реагирования, как общность восприятия, запечатления страха и переработки в сознании.
Большинство детей проходят в
своем психическом развитии
У
большинства новорожденных
Страх ребенка 8 мес. в ответ на появление незнакомых лиц расценивается одновременно и как знак отсутствия матери. Подобная форма беспокойства максимально выражена до 2-х с половиной лет у девочек и до 3-х лет у мальчиков. Как никто из других членов семьи, мать способна и успокоить ребенка нежным, ласковым голосом, поглаживанием, укачиванием.
После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность. В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми людьми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Он указывает на появление психологической категории «свой» - «чужой», в более широком смысле этот страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий этот страх проходит к середине второго года жизни.
Информация о работе Социально-культурные и психологические предпосылки развития страхов