Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и Дж. Роттера

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление.

Содержание

Введение

3
1.

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

4
1.1.

Основные принципы социально-когнитивной теории

4
1.2.

Научение через моделирование

5
2.

Джулиан Роттер: теория социального научения

12
2.1.

Теория социального научения: основные концепции и принципы

13
2.2.

Интернальный и экстернальный локус контроля

17
Заключение

20
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

 

Независимость. Это понятие  относится к нашей потребности  принимать самостоятельные решения  и достигать цели без помощи других. Любое поведение, предполагающее желание  полагаться на свои собственные силы, отражает эту категорию потребностей.

 

Любовь и привязанность. Это понятие включает в себя потребность, чтобы вас принимали и любили другие люди.

 

Физический комфорт. Эта  последняя категория включает в  себя удовлетворение, связанное с  физической безопасностью, хорошим  здоровьем и свободой от боли. Роттер указывает, что все другие потребности  приобретаются в результате их ассоциации с основными потребностями физического  здоровья и удовольствия.

 

2.2. Интернальный  и экстернальный локус контроля [1]

 

Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась  на личностной переменной, называемой локус контроля. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Хотя веру в экстернальный  или интернальный контроль можно  рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», поскольку  каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой  степени, другой. Конструкт следует  рассматривать как континуум, имеющий  на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом — «интернальность», убеждения же людей расположены  на всех точках между ними, по большей  части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство  находится между двумя экстремумами. Учитывая это, мы можем обратиться к  измерению локуса контроля и некоторым  важным психосоциальным характеристикам, связанным с индивидуальными  различиями по этой важной величине.

Измерение локуса контроля. Хотя существует несколько способов измерения ориентации контроля, применимых к детям и взрослым, исследователями в этой области чаще всего используется «Шкала И-Э», созданная Роттером. Она состоит из 23 пар утверждений вынужденного выбора, с шестью дополнительными вопросами для того, чтобы замаскировать цели этого теста. Некоторые из утверждений представлены в табл. 8-3. Результаты обрабатывались на компьютере, и за каждый ответ, указывающий на экстернальную ориентацию, испытуемый получал один балл, и так по всем 23 парам. Результаты ранжируются от нуля до 23, причем самый высокий результат отражает высокую экстернальность. Исследователи, использующие шкалу И-Э, обычно определяли испытуемых, чьи результаты находились за крайними границами распределения (например, сверх 75 или ниже 25 процентилей). Эти испытуемые классифицировались либо как экстерналы, либо как интерналы, а те, чьи результаты занимали промежуточное положение, исключались из дальнейшего исследования. Затем исследователи продолжали искать различия между двумя крайними группами путем измерения других показателей самоотчета и/или поведенческих реакций.

Характеристики  экстерналов и интерналов. Исследования, основанные на роттеровской шкале И-Э, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения. Одно из ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов — это способы, какими они ищут информацию об окружении. В нескольких исследованиях было показано, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья.

Интерналы также в большей  степени, чем экстерналы предпринимают  меры предосторожности, чтобы сохранить  или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно  показываются врачу. Объяснение таким  последовательным фактам можно найти  в раннем семейном опыте людей, когда они были детьми. А именно, Ло, сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем — придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу и терапевту. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии.

Исследования также показывают, что у людей с экстернальным  локусом контроля чаще бывают психологические  проблемы, чем у людей с интервальным локусом контроля. Например, Фарес сообщает, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность появления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов. Было даже показано, что уровень самоубийств позитивно коррелирует (r = 0,68) со средним уровнем экстернальности населения. Почему экстернальность связывается с плохой адаптацией? Мы можем только рассуждать о том, что люди способны большего добиться в жизни, если они верят, что их судьба находится в их собственных руках. Это, в свою очередь, ведет к лучшей адаптации у интерналов, что было отмечено во многих исследованиях.

И наконец, многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного  сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Действительно, Фарес обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять. Короче, интерналы, по-видимому, более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других.

 

Заключение

 

Социально-когнитивное направление  в изучении личности представлено двумя  персонологами — Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером.

Бандура описывает психологическое  функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к  окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних  сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что  им захочется. Основная теоретическая  концепция Бандуры — моделирование  или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование  генерирует научение в основном посредством  своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения  и мотивации.

В последние годы Бандура  расширил свою точку зрения на социально-когнитивную  теорию, включив в нее когнитивный  механизм самоэффективности для  объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самоэффективности  относится к осознанию человеком  своей способности выстраивать  поведение относительно специфической  задачи или ситуации. Самоэффективность  приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный  опыт, вербальное убеждение и эмоциональный  подъем.

Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено  вполне достаточно фактов в ее поддержку.

Теория социального научения Джулиана Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных  факторов для объяснения поведения  в контексте социальных ситуаций. В частности, Роттер выделяет четыре важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и  психологическая ситуация. Роттер объединяет эти переменные в основную формулу  прогноза. Формула показывает, что  потенциал данного поведения  в специфической ситуации является функцией ожидания того, что подкрепление последует за этим поведением, плюс ценность ожидаемого подкрепления.

Роттер использует более  общую формулу для прогноза поведения  в каждодневных ситуациях, с которыми сталкивается человек. Эта формула  показывает, что потенциал потребности  есть функция от свободы деятельности и ценности потребности. Концепции  потребности, потенциала потребности, ценности потребности, свободы деятельности (включая минимальную цель), с  точки зрения Роттера, позволяют  более точно прогнозировать реальное поведение в жизни, чем это  можно сделать с помощью основной формулы.

Основным конструктом  в социально-научающей теории Роттера  является локус контроля, или обобщенное ожидание того, в какой степени  люди контролируют подкрепления в своей  жизни. Измерение локуса контроля обсуждалось  в терминах «Шкалы интернальности—экстернальности»  Роттера, и были отмечены определенные поведенческие характеристики, связанные  с индивидуальными различиями по этой шкале. [3]

 

Литература

  1. «Теории личности: Основные положения, исследования и применение»,  3-е изд., 1992 [Электронный ресурс] - Электрон., текстовые дан. и прогр. (3.63 Мб). – Сн.-Петербург: Хьелл Л.,  Зиглер Д., 2000.
  2. http://mymulti.ru/library
  3. Теории личности в западноевропейской и американской психологии [Электронный ресурс] / Ред.-сост.:Д.Я.Райгородский. - Самара : Бахрах,   1996.

 


Информация о работе Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и Дж. Роттера