Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и Дж. Роттера

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление.

Содержание

Введение

3
1.

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

4
1.1.

Основные принципы социально-когнитивной теории

4
1.2.

Научение через моделирование

5
2.

Джулиан Роттер: теория социального научения

12
2.1.

Теория социального научения: основные концепции и принципы

13
2.2.

Интернальный и экстернальный локус контроля

17
Заключение

20
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

 

Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий компонент научения через наблюдение — это перевод информации, символически закодированной в памяти в соответствующие  действия. Несмотря на то, что человек  тщательно формирует и сохраняет  мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение  множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии  выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо для  сложных моторных действий, которые  требуют последовательного вовлечения многих отдельных реакций для  их мастерского выполнения (например, гимнастические упражнения, игра на музыкальных  инструментах, управление самолетом). Этим точно сбалансированным движениям  можно учиться, наблюдая за кем-то (возможно, с помощью замедленного аудиовизуального воспроизведения) и символически воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это  поведение может быть неуклюжим  и плохо скоординированным. В  таких случаях недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно  выполнить действие. Постоянная практика в выполнении последовательности движений (и коррекция на основе информативной  обратной связи) имеет большое значение, если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведение. Конечно, и  в этом случае наблюдение и намеренный повтор в уме определенного поведения  будут способствовать научению, так  как можно по крайней мере начать выполнять необходимые движения, основанные на том, что наблюдалось ранее. Такой молчаливый повтор полезен, например, при вождении автомобиля, но не принесет пользы при более сложных движениях, таких как прыжки с 10-метровой вышки.

 

Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый  и последний компонент моделирования  касается переменных подкрепления. Эти  переменные влияют на научение через  наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек  скорее всего обратит внимание, а  также интенсивности, с которой  он попытается перевести такое научение в открытое выполнение. [2]

 

Бандура подчеркивает, что  неважно, насколько хорошо люди следят за моделируемым поведением и сохраняют  его, и каковы их способности для  выстраивания поведения — они  не будут этого делать без достаточного стимула. Другими словами, человек  может приобрести и сохранить  навыки, даже обладать способностями  для искусного выстраивания моделируемого  поведения, но научение редко можно  превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно. Вообще говоря, при наличии подкрепления моделирование или научение через  наблюдение быстро переводится в  действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность  открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения. [3]

 

Есть один способ усилить  желание человека наблюдать, сохранять  и выстраивать моделируемое поведение  — через предвидение подкрепления или наказания. Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного  поощрения или предотвращает  какие-то аверсивные условия, может  быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей  ситуации) выстраиванию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно, и человек может предвидеть, что сходное поведение приведет к сходным последствиям.

 

 

 

Подкрепление  в научении через наблюдение

 

Когда наше внимание к моделируемой деятельности достигается посредством  абсолютного влияния физических стимулов, даже дополнительные позитивные мотивы не усиливают научение через  наблюдение. Бандура полагает, что  понимание поведения человека только как контролируемого исключительно  внешними последствиями будет слишком  ограниченным. Таким образом, хотя теория социально-когнитивного научения действительно  признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование  более широкого круга подкрепляющих  воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретенного в  результате своих действий, но и  регулируют поведение на основе ожидаемых  последствий, а также создают  их для себя сами. Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через  наблюдение, показывает его когнитивную  ориентацию. Чаще оно выполняет две  другие функции — информативную  и побудительную. Подкрепление, следующее  за реакцией, указывает или, по крайней  мере, может указать человеку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое правильная реакция. Эта информативная функция, или  обратная связь, может работать, когда  подкрепление переживается прямо или  косвенно.

 

Косвенное подкрепление.

 

Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит  действие модели с результатом, который  наблюдатель осознает как результат  предшествующих действий модели. Можно  говорить о косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели  ведут себя таким же образом, как  наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при  косвенном наказании наблюдаемые  аверсивные последствия снижают  тенденцию вести себя подобным образом.

 

Самоподкрепление

 

Бандура утверждает, что  в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает возможности объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.

 

Как появляется саморегулирование

 

Самоподкрепление — процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной  ими самими нормы поведения. Так  как можно реагировать и негативно, и позитивно, Бандура использует термин саморегулирование для обозначения  усиливающего и уменьшающего эффекта  самооценки. С точки зрения Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают  поведение в основном через свою мотивационную функцию. То есть, в  результате самоудовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого  поведения. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует  в соответствии с типом и ценностью  побуждений и природой норм поведения. По Бандуре, есть три процесса, входящие компонентами в саморегулирование  поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

 

Поведение человека меняется по ряду параметров самонаблюдения (например, качество или скорость реакций). Функциональная значимость этих величин зависит  от типа рассматриваемой деятельности. Социальное поведение обычно оценивается  в таких величинах, как искренность, девиантность, нравственность и другие.

 

2. Джулиан Роттер: теория социального научения

 

Роттер пытался развить  концептуальную структуру, включающую четко определенные термины и  гипотезы, которые можно проверить. Он также намеревался построить  теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных  факторов в научении человека. Наконец, Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы понимание поведения в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения — это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

 

Сосредоточив внимание на том, как научаются поведению  в социальном контексте, Роттер, кроме  того, полагал, что в основном поведение  определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные  переменные, как восприятие, ожидание и ценности. Также в теории Роттера  существует положение, что поведение  человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым  целям. По Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям. Интеграция концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы Роттера. Подобно Бандуре, Роттер развил теорию функционирования человека, которая  стоит на позициях, совершенно отличных от радикального бихевиоризма Скиннера. [1]

 

2.1. Теория социального  научения: основные концепции и  принципы

 

В центре внимания теории социального  научения Роттера лежит прогноз  поведения человека в сложных  ситуациях. Роттер полагает, что нужно  тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и  психологическую ситуацию.

 

Потенциал поведения

 

Роттер утверждает, что  ключ к предсказанию того, что человек  будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с  каким-то одним подкреплением или  подкреплениями» Концепция поведения  Роттера включает в себя фактически все виды человеческой активности в ответ на ситуацию-стимул, которые только каким-то образом можно обнаружить и измерить. Сюда входят пронзительные крики, надутый вид, плач, смех и драка. Планирование, анализирование, обучение, логическое обоснование и промедление оцениваются так же. Короче говоря, поведение состоит «из моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций и так далее».

 

Ожидание

 

По Роттеру, ожидание относится  к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет  иметь место в результате специфического поведения. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать  от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом  основана на предыдущем опыте такой  же или подобной ситуации.

 

Концепция ожидания Роттера  ясно говорит о том, что если в  прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они  чаще всего повторяют это поведение. Фактически Роттер говорит о том, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, действительно  объясняет стабильность и единство личности.

 

Роттер делает различие между  теми ожиданиями, которые специфичны для одной ситуации, и теми, которые  являются наиболее общими или применимыми  к ряду ситуаций. Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и  неприменимы к прогнозу поведения. Последние, называемые генерализованными  ожиданиями, отражают опыт различных  ситуаций и очень подходят для  изучения личности в роттеровском понимании. [2]

 

Ценность подкрепления

 

Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой  мы при равной вероятности получения  предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей  оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени.

 

Следует подчеркнуть, что  в теории Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания. Иначе говоря: то, что человек знает о ценности отдельного подкрепления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления.

 

Психологическая ситуация

 

Четвертой и последней  переменной, используемой Роттером для  прогноза поведения, является психологическая  ситуация с точки зрения индивидуума. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель. Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и  его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения  — подкрепленияТема взаимодействия человека со значимым для него окружением глубоко заложена в роттеровском видении личности. Как интеракционист, он утверждает, что психологическую  ситуацию нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Он присоединяется к мнению Бандуры, что личностные факторы и события  окружения во взаимодействии лучше  всего предсказывают поведение  человека.

 

Потребности

 

Напомним, что Роттер рассматривает  людей как целенаправленных индивидуумов. Он полагает, что люди стремятся  максимизировать поощрение и  минимизировать или избегать наказания. Более того, он утверждает, что цели определяют направление поведения  человека в поисках удовлетворения основных потребностей. Следовательно, по утверждению Роттера, осознание целей и потребностей человека предусматривает более генерализованный прогноз, чем прогноз, который позволяют делать четыре переменные, описанные выше.

 

Концептуально потребность  можно описать как набор различных  типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или  подобные наборы подкреплений. Роттер рассматривает следующие шесть  категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека.

 

Статус признания. Это  понятие относится к нашей  потребности чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности, таких как школа, работа, физическая культура или общественная деятельность.

 

Защита—зависимость. Это  понятие включает в себя потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей  и помог достичь значимых целей.

 

Доминирование. Это понятие  включает в себя потребность влиять на жизнь других людей и иметь  возможность организовывать последствия  на основе такого контроля.

Информация о работе Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и Дж. Роттера