Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:50, контрольная работа
В последние десятилетия персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление.
Введение
3
1.
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
4
1.1.
Основные принципы социально-когнитивной теории
4
1.2.
Научение через моделирование
5
2.
Джулиан Роттер: теория социального научения
12
2.1.
Теория социального научения: основные концепции и принципы
13
2.2.
Интернальный и экстернальный локус контроля
17
Заключение
20
Литература
Контрольная работа на тему:
«Социально-когнитивное направление в
теориях личности А. Бандуры и
Дж. Роттера»
Содержание
Введение |
3 | |
1. |
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности |
4 |
1.1. |
Основные принципы социально-когнитивной теории |
4 |
1.2. |
Научение через моделирование |
5 |
2. |
Джулиан Роттер: теория социального научения |
12 |
2.1. |
Теория социального научения: основные концепции и принципы |
13 |
2.2. |
Интернальный и экстернальный локус контроля |
17 |
Заключение |
20 | |
Литература |
22 | |
Введение
В последние десятилетия
персонологи начали выдвигать предположения,
что поведение человека регулируется
сложными взаимодействиями между внутренними
явлениями (включая веру, ожидания,
самовосприятие) и факторами окружения.
Кульминацией таких рассуждений, являющихся
развитием в различных
Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. [1]
Бандура полагает, что психическое
функционирование лучше понимать в
терминах непрерывного взаимодействия
между факторами
Бандура также подчеркивает
важность самостоятельных воздействий
как причинного фактора во всех аспектах
функционирования человека — мотивации,
эмоции и действиях. Это наиболее
очевидно в его концепции
Джулиан Роттер — другой персонолог, который подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди — активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Роттера, который привлекает особое внимание — концепция локуса контроля.
1. Альберт Бандура:
социально-когнитивная теория
1.1. Основные принципы социально-когнитивной теории
Достижения в области
теории научения переместили фокус
причинного анализа с гипотетических
внутренних сил на влияние окружения
(например, оперантное научение Скиннера).
С этой точки зрения, поведение
человека объясняется в терминах
социальных стимулов, которые вызывают
его, и подкрепляющих последствий,
которые сохраняют его. Но, по мнению
Бандуры, объяснять поведение таким
образом — значит выплескивать вместе
с водой ребенка. Внутренним «ребенком»,
о котором следует помнить, для
Бандуры были самостоятельные познавательные
процессы. Другими словами, радикальный
бихевиоризм отрицал
С точки зрения Бандуры, люди
не управляются интрапсихическими
силами и не реагируют на окружение.
Причины функционирования человека
нужно понимать в терминах непрерывного
взаимодействия поведения, познавательной
сферы и окружения. Данный подход
к анализу причин поведения, который
Бандура обозначил как взаимный
детерминизм, подразумевает, что факторы
предрасположенности и
Вне подкрепления
В центре социально-когнитивной
теории лежит положение о том,
что новые формы поведения
можно приобрести в отсутствие внешнего
подкрепления. Бандура отмечает, что
многое в поведении, которое мы демонстрируем,
приобретается посредством
Саморегуляция и познание в поведении
Другой характерной чертой
социально-когнитивной теории является
выдающаяся роль, которую она отводит
уникальной способности человека к
саморегуляции. Устраивая свое непосредственное
окружение, обеспечивая когнитивную
поддержку и осознавая
1.2. Научение через моделирование
Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих паттернов — значит игнорировать уникальные способности человека.
При помощи процессов моделирования
наблюдатели извлекают общие
черты из, казалось бы, разных реакций
и формулируют правила
Моделирование — сущность научения через наблюдение. Маленькие дети часто подражают взрослым, особенно своим родителям и другим, кого они любят и уважают.
С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере. [2]
Основные процессы научения через наблюдение
Социально-когнитивная теория
предполагает, что моделирование
влияет на научение главным образом
через его информативную
Таблица 1. Компоненты научения через наблюдение [1 ]
Процессы внимания |
Процессы сохранения |
Моторо-репродуктивные процессы |
Мотивационные процессы |
Человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение |
Человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее |
Человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа |
Если позитивное подкрепление
(внешнее, косвенное или |
Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Другими словами, человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для использования в имитации модели. Процессы внимания, следовательно, влияют на то, что выборочно постигается в модели, к которой человек обращается, и на то, что приобретается в результате наблюдения.
Определенные факторы,
одни из которых включают
Процессы сохранения: запоминание
модели. Бандура предлагает две основные
внутренние репрезентативные системы,
с помощью которых поведение
модели сохраняется в памяти и
превращается потом в действие. Первая
— образное кодирование. По мере того
как человек наблюдает
Вторая репрезентативная
система заключается в
Информация о работе Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и Дж. Роттера