Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и Дж. Роттера

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление.

Содержание

Введение

3
1.

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

4
1.1.

Основные принципы социально-когнитивной теории

4
1.2.

Научение через моделирование

5
2.

Джулиан Роттер: теория социального научения

12
2.1.

Теория социального научения: основные концепции и принципы

13
2.2.

Интернальный и экстернальный локус контроля

17
Заключение

20
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему: 
«Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и

Дж. Роттера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнила: студентка фукультета  ПиПД

                                                       2 курса группы «П-22»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

3

1.

Альберт Бандура: социально-когнитивная  теория личности

4

1.1.

Основные принципы социально-когнитивной  теории

4

1.2.

Научение через моделирование

5

2.

Джулиан Роттер: теория социального  научения

12

2.1.

Теория социального научения: основные концепции и принципы

13

2.2.

Интернальный и экстернальный  локус контроля

17

Заключение

20

Литература

22

   

 

 

Введение

 

В последние десятилетия  персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними  явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление.

Особенности этого направления  наиболее отчетливо представлены в  работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. [1]

Бандура полагает, что психическое  функционирование лучше понимать в  терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты  и социальные воздействия — это  взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают  в их каждодневных транзакциях.

Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий  как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности  — положения о том, что человек  может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь. Большая  часть этой главы посвящена социально-когнитивному направлению, разрабатываемому Бандурой.

Джулиан Роттер — другой персонолог, который подчеркивал  роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и  Бандура, он полагает, что люди —  активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Роттера, который привлекает особое внимание — концепция локуса контроля.

 

 

 

 

 

1. Альберт Бандура:  социально-когнитивная теория личности

 

1.1. Основные принципы  социально-когнитивной теории

 

Достижения в области  теории научения переместили фокус  причинного анализа с гипотетических внутренних сил на влияние окружения (например, оперантное научение Скиннера). С этой точки зрения, поведение  человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. Но, по мнению Бандуры, объяснять поведение таким  образом — значит выплескивать вместе с водой ребенка. Внутренним «ребенком», о котором следует помнить, для  Бандуры были самостоятельные познавательные процессы. Другими словами, радикальный  бихевиоризм отрицал детерминанты поведения человека, возникающие  из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими  влияния окружения — они обладают высшими способностями, которые  позволяют им предсказывать появление  событий и создавать средства для осуществления контроля над  тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем  неточное объяснение поведению человека.

 

С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими  силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который  Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы  предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения. Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие  как вера и ожидание, и внешние  детерминанты, такие как поощрение  и наказание, являются частью системы  взаимодействующих влияний, которые  действуют не только на поведение, но также на различные части системы. [1]

 

 

Вне подкрепления

 

В центре социально-когнитивной  теории лежит положение о том, что новые формы поведения  можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что  многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

 

Саморегуляция и  познание в поведении

 

Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит  уникальной способности человека к  саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную  поддержку и осознавая последствия  своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние  на свое поведение. Разумеется, функции  саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют  внешнее происхождение, однако не следует  преуменьшать тот факт, что однажды  установившись, внутренние влияния  частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее, Бандура  утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность  оперировать символами, дают нам  мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать  образы желаемых будущих результатов  выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести  нас к отдаленным целям. Используя  способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь  к действительному, открытому поведению  проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия  различных действий и соответственно изменять наше поведение. [2]

 

 

1.2. Научение через  моделирование

 

Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным  и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших  собственных действий. Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого  опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Игнорировать роль научения через наблюдение в  приобретении новых поведенческих  паттернов — значит игнорировать уникальные способности человека.

 

При помощи процессов моделирования  наблюдатели извлекают общие  черты из, казалось бы, разных реакций  и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или  слышали. Действительно, научение через  наблюдение может привести к стилю  поведения, довольно отличающемуся  от того, что человек наблюдал в  действительности.

 

Моделирование — сущность научения через наблюдение. Маленькие  дети часто подражают взрослым, особенно своим родителям и другим, кого они любят и уважают.

 

С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ  определенной поведенческой реакции  через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза  ненужных ошибок и траты времени  на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней  мере приблизительно, научиться чему-то на примере. [2]

 

Основные процессы научения через наблюдение

 

Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование  влияет на научение главным образом  через его информативную функцию. То есть во время показа образца  наблюдатели (обучаемые) приобретают  в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Согласно этой схеме, представленной в табл. 1, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы. Рассматриваемое таким образом, научение через наблюдение представляет собой активный критический и конструктивный процесс. Четыре процесса, выделенные Бандурой, рассматриваются ниже.

Таблица 1. Компоненты научения через наблюдение [1 ]

Процессы внимания

Процессы сохранения

Моторо-репродуктивные процессы

Мотивационные процессы

Человек следит за поведением модели и точно воспринимает это  поведение

Человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое  ранее

Человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении  модели в новую форму ответа

Если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление) потенциально присутствует, человек  совершает моделируемое поведение


 

 

Процессы внимания: понимание  модели. Человек может научиться  многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные  черты поведения модели и правильно  поймет их. Другими словами, человеку недостаточно просто видеть модель и  то, что она делает: скорее индивид  должен тщательно выбрать, на что  следует обратить внимание, чтобы  извлечь релевантную информацию для использования в имитации модели. Процессы внимания, следовательно, влияют на то, что выборочно постигается  в модели, к которой человек  обращается, и на то, что приобретается  в результате наблюдения.

 

 Определенные факторы,  одни из которых включают наблюдателя,  другие — моделируемую деятельность, а третьи — структурное оформление  взаимодействий человека, могут  в большой степени повлиять  на вероятность того, что какая-то  часть наблюдаемого поведения  будет усвоена наблюдателем и  закодирована в долговременной  памяти. Бандура показывает, что  среди детерминант внимания, влияющих  на моделирование, ассоциативные  модели являются наиболее важными.  Люди, с которыми мы регулярно  общаемся, определяют типы поведения,  которое можно наблюдать и,  следовательно, изучить наиболее  полно. Подобным образом, возможно, внутри любой социальной группы  есть люди, которые привлекают  к себе большее внимание, чем  другие, благодаря своей власти, статусу и принятой роли. Функциональная  ценность, соответствующая поведению,  представленному различными моделями (то есть получило поведение  данной модели поощрение или  наказание), оказывает существенное  влияние на выбор тех моделей,  которым человек будет подражать,  и тех, которые он будет игнорировать. Внимание к модели также регулируется  ее личной привлекательностью.

 

Процессы сохранения: запоминание  модели. Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение  модели сохраняется в памяти и  превращается потом в действие. Первая — образное кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные  стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие  и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные  образы формируются так, что любая  ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ или  картину физических стимулов. Бандура  предполагает, что это повседневный феномен, и объясняет им способность  человека «видеть» образ друга, с  которым он обедал на прошлой неделе или образ деятельности (езда на велосипеде, игра в гольф, плавание под парусом), которой он был занят  прошлым летом. Следует отметить, что визуальные образы играют решающую роль в научении через наблюдение на ранних стадиях развития, когда  отсутствуют лингвистические навыки, а также в научении паттернам  поведения, которые не поддаются  вербальному кодированию.

 

Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых  событий. Наблюдая модель, человек может  повторять про себя, что она  делает. Эти невокализованные речевые  описания (коды) позже могут внутренне  повторяться без открытого выстраивания поведения; например, человек может  мысленно «проговорить», что надо сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки (например, спуск с горы на лыжах). Фактически человек молча  повторяет последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой  надо будет заниматься позже, и когда  он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий  сигнал. Бандура утверждает, что  такие вербальные коды в большой  степени способствуют научению через  наблюдение, потому что они несут  значительную информацию, накопленную  ранее.

Информация о работе Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и Дж. Роттера