Социально - психологические характеристики удовлетворенности браком

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время многие, вступающие в брак не задумываются о том, как правильно общаться в браке, чтобы были удовлетворены оба супруга. Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако, становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Удовлетворенность браком …………………………………………..6
.Понятие брака в отечественной и зарубежной литературе………………………………………….…………………..7
.Этапы развития супружеских отношений …………………………12
Мотивация вступления в брак……………………………………….18
Глава II. Социально – психологические характеристики удовлетворенности браком…………………………………………………………………….. 23
2.1.Социальные характеристики удовлетворенности браком………….25
2.2. Психологические характеристики удовлетворенности браком….. 30
2.2. Супружеская совместимость …………………………………….. 33
Глава III. Методики выявления удовлетворенности браком………….……. 42
3.1. Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е. Алешина………………………………………………………………….. 44
3.2. Тест - опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко…………………………………….................. 45
3.3. Тест измерения уровня удовлетворенности супругом Г. И. Лаки. 46
Заключение ………………………………………………………………………48
Глоссарий …………………………………………………………………..…... 54
Литература …………………………………………………………………... 56
Приложение 1………………………………………………………………..… 60
Приложение 2 …………………………………………………………………..74
Приложение 3 ……………………………………………………………….….81

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 134.49 Кб (Скачать)

После рождения ребенка удовлетворенность  браком мужчин из «современных» семей  положительно связана с единственным показателем – оценкой собственного вклада в выполнение роли кормильца. А удовлетворенность браком их жен  связана с активностью мужа в  роли организатора субкультуры и  высоким качеством выполнения им роли кормильца. В «традиционных» семьях после рождения ребенка прослеживается усиление эмоциональной зависимости  жены в отношениях с мужем. Для  мужей качество брака по-прежнему связано с выполнением женой  традиционной экспрессивной роли.

Удовлетворенность браком мужчин связана  с таким фактором, как доход семьи. По мере того как доходы кормильца семьи растут, время, посвящаемое семье, сокращается. Снижается также удовлетворенность отношениями между супругами.

Если сопоставить представления респондентов о соответствии своего супруга(и) идеальному образу брачного партнера со степенью их удовлетворенности браком. У женщин высокоудовлетворенных реальный партнер в целом соответствует идеалу, а в группе низкоудовлетворенных реальный партнер существенно отличается от идеала. У мужчин разрыв между реальным и идеальным представлениями о супруге выражен в меньшей степени, как среди удовлетворенных, так и среди неудовлетворенных браком. Женщины более ориентированы на семью, но менее удовлетворены ею, мужчины же наоборот. В целом удовлетворенность браком у мужчин выше, чем у женщин. Большая удовлетворенность браком жены соотносится с большей удовлетворенностью брака мужа, и наоборот.

Понятие удовлетворенности браком было расширено в области исследований, характеризующих степень участия супругов в распределении домашних обязанностей, при наличии профессиональной занятости. Удовлетворенных браком респондентов больше в случае, если оба супруга несут одинаковую нагрузку в выполнении домашних обязанностей; немногим меньше - в браках, где муж помогает жене; наименьшее число удовлетворенных браком респондентов выявлено в браках, в которых домашние обязанности в основном выполняет женщина. Чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком.

Исследование ролевого конфликта работающей женщины показало, что низкий ролевой конфликт определяется высокой удовлетворенностью браком и положительным отношением мужа к работе жены. Анализ данных свидетельствует о том, что низкий ролевой конфликт во многом обеспечивается мужем. 44% женщин, оценивающих свои браки как счастливые, считали, что работа их вполне устраивает, и только 14% - что работа их не устраивает совершенно или скорее не устраивает, чем устраивает. Существует взаимосвязь между удовлетворенностью семейной жизнью и удовлетворенностью работой, самочувствием, а также с удовлетворенностью жизнью в целом.

Если один из супругов начал заниматься предпринимательством, то уменьшается количество стабильных семей и возрастает число проблемных и нестабильных. Дестабилизация семей находит выражение в снижении у супругов, одним из которых занимается предпринимательской деятельностью, показателя удовлетворенности браком по сравнению с аналогичным показателем в группе супругов, являющихся наемными работниками.

Основными мотивами вступления в брак супругов, которые считают свое супружество удовлетворительным, являются: общность интересов, взглядов и любовь. Неудовлетворенные браком супруги называют в первую очередь следующие мотивы: материальный расчет, случайность, желание улучшить жилищные условия, легкомыслие. Удовлетворенность чаще встречается в тех отношениях, где нравственные мотивы побуждают супругов к вступлению в брак.

Связь между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супругов с различным стажем совместной жизни показало, что среди выделенных групп (I – стаж брака от 1 до 12 лет, II – от 13 до 25 лет, III – 26 – 50 лет), только в третьей группе обнаружено сходство ценностей положительно связанное с удовлетворенностью браком. В исследовании С.И. Голод также обнаружено сближение ценностных ориентаций супругов в браке со стажем более десяти лет [10]. Удовлетворенность тем выше, чем более значимой для них является ценность эффективности в делах.

При выявлении взаимосвязи уровня комплементарности брака и удовлетворенности - неудовлетворенности супругов браком: максимальная удовлетворенность браком обнаружена в комплементарных браках и частично комплементарных браках; внутри комплементарности на уровень удовлетворенности браком влияет разница в возрасте между сиблингами в родительской семье, а также пол испытуемого.

С. И. Голод указывает  на взаимосвязь удовлетворенности  браком и мерой сексуальной удовлетворенности супругов: среди супругов, отмечавших безразличие или неудовлетворенность сексуальными отношениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого, предпочтение одних людей другими, взаимное притяжение.

 

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание.

 

Брак – социальная форма отношений между мужем и женой; признание, закрепление и регулирование отношений между мужчиной и женщиной для наиболее полного удовлетворения их материальных, духовных, сексуальных и других потребностей.

 

Моногамия – союз между одним мужчиной и одной женщиной. Этот тип супружества принят в европейских странах и в России.

 

Полиандрия – союз одной женщины с несколькими мужчинами. Женщина при полиандрии почти всегда является главой семьи. Представляет собой разновидность полигамного брака.

 

Полигиния – союз одного мужчины с несколькими женщинами. Представляет собой разновидность полигамного брака.

 

Совместимость – взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополняемости) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально – психологических характеристик.

 

Супружество, супружеские отношения – совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами.

 

Промискуитет -  (от лат. promiscuus — смешанный, общий), термин для обозначения предполагаемой стадии ничем не ограниченных отношений между полами, предшествовавших установлению каких-либо норм брака и форм семьи.

 

Семейная социализация - подготовка к будущим семейным ролям и влияние семьи на формирование психологически зрелой личности.

 

 Социабельность –  общительность; способность или склонность к завязыванию связей с другими людьми.

 

Удовлетворенность браком - стойкое эмоциональное явление, проявляющееся и в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, и в вариациях мнений, оценок, сравнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Алешина Ю. Е. Социально – психологические методы исследования супружеских отношений / Ю. Е. Алешина. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1987. - 120с.
  2. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб.пособие / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. - 244с.
  3. Андреева Т.В.  Психология современной семьи: учеб. Пособие / Т. В. Андреева. – Спб.: Речь, 2005. - 384с.
  4. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. – 2-е изд. – Спб.: Питер, 2003. - 271с.
  5. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. -  1994.- №1. - 122-127с.
  6. Бердникова Ю. Л. Семейная жизнь на 5+: гармония семейных отношений. Жизненные циклы семьи. Семейные конфликты и пути их разрешения / Ю. Л. Бердникова. – М.: Издательство: «Наука и техника», 2008. - 224с.
  7. Васильченко Г. С. Любовь, брак, сексуальное партнерство / Г. С. Васильченко. – М.:  НПО Медицинская энциклопедия, 1990. - 128с.
  8. Гаранина Е. Ю. Семьеведение: учеб.пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 384с.
  9. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (Социально – нравственный аспект) / С. И. Голод. – М.: Знание, 1990. - 64с.
  10. Голод С. И. Семья и брак: историко – социологический анализ / С. И. Голод. – Санкт-Перетбург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272с.
  11. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографические аспекты / С. И. Голод.- Издательство « Наука». Ленинградское отделение, 1984. - 136с.
  12. Гомола А. И., Гомола И. А. Семейное право: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / А. И. Гомола. – М.: Мастерство. 2001. - 128с.
  13. Гребенников И. В. Основы семейной жизни/  И. В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 158с.
  14. Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония / И. В. Дорно. - М.: Педагогика, 1990. - 272с.
  15. Зацепин В. И. О жизни супружеской / В. И. Зацепин. -М.: «Молодая гвардия», 1978. - 144с.
  16. Зритнева Е. И. Семьеведение: учеб. Пособие для студентов вузов по специальности «Соц. Работник» / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 246с.
  17. Иванов М. А. Брак, семья, дети: беседы о семейном законодательстве / М. А. Иванов. – 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1983. - 144с.
  18. Калинина Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р. Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2008. - 351с.
  19. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. - 320с.
  20. Культура семейных отношений (сборник статей). – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Знание, 1985. - 176с. 
  21. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие - практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. –  М.: Академия, 2006.
  22. Нечаева А. М. Семейное право: учеб.пособие для студентов вузов, специальностям юрид., пед.профиля, аспирантов и преподавателей вузов / А. М. Нечаева. - М.: «Юрайт», 2008. - 288с.
  23. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / под общей ред. В. С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224с.
  24. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ .высш. учеб. заведений / Е. Т. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192с.
  25. Психология семейных отношений: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений/[А. Д. Кошелева, О. А. Шаграева, Т. В. Корнеева, О. В. Лобза, Н. Ю. Сухобокова]; под ред. О. А. Шаграевой и А. М. Сергеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368с.
  26. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательство Дом «БАХРАХ – М» 2002. - 75c.
  27. Рогов Е. И. Психология отношений мужчины и женщины / Е. И. Рогов. – М: изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. - 288с.
  28. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия / В. А. Сысенко. – М.: Финансы и статистика, 1981. - 199с.
  29. Ты и Я/сост. Л. А. Антипина. – М.: Высш.школа, 1989. - 367с.
  30. Учебное пособие по психологии семейных отношений. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. – Самара: издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. - 736с.
  31. Флоренская Т. А. Мир дома твоего / материалы к программе курса «Этика и психология семейной жизни» в новой / Т. А. Флоренская. – М.: Шкала – Пресс, 1999. - 128с.
  32. Харчев А. Г. Брак. Семья в СССР /  А. Г. Харчев. – 2-е изд., перераб. И доп. М.: Мысль, 1979. - 367с.
  33. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: учеб. пособие для учащихся ст. классов/ сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Просвещение, 1986. - 271с.
  34. Шмелев А. Г.  Острые углы семейного круга / А. Г. Шмелев. – М.: Знание, 1986. - 96с.
  35. Шнейнер Л. Б. Основы семейной психологии: учеб.пособие. – 2-е изд., стер / Л. Б. Шнейнер. – М: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 928с.
  36. Черняк Е. М. Семьеведение: учеб. Пособие / Е. М. Черняк. – М.: Издательско – торговая корпорация « Дашков и К», 2009. - 320с.
  37. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. Самара: Издательский дом «Бахрах – М», 2009. – 695с.
  38. Этика и психология семейной жизни: проб. пособие для учителя / И. В. Гребенникова, И. В. Дубровина. Г. П. Разумихина и др.; под ред. И. В. Гребенникова. – М.: Просвещение. 1984. - 256с.
  39. Янкова З. А., Ачильдиева Е. Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье / Редкол.: Э. К. Васильева и др. – М.: Финансы и статистика, 1983. - 80с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е. Алешиной

Описание методики:

Методика предназначена для  изучения установок супругов по наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни, определения  степени социально – психологической  совместимости партнеров в браке.

Методика представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по десяти различным, значимым для людей, сферам:

1) отношение к людям; 

2) альтернатива между  чувством долга и удовольствием;

3) отношение к детям; 

4) отношение к автономности  или зависимости супругов;

5) отношение к разводу;

6) отношение к любви  романтического типа;

7) оценка значения сексуальной  сферы в семейной жизни; 

8) отношение к "запретности  секса";

9) отношение к патриархальному  или эгалитарному устройству  семьи;  

10) отношение к деньгам.

 

Процедура проведения:

Респонденты должны оценить степень  своего согласия с каждым из утверждений.

Инструкция: "Просим оценить степень Вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями, выражающими ту или иную позицию человека в жизни. Нет, и не может быть, правильных или неправильных ответов, важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал Вашу личную, точку зрения".

Текст опросника

  1. Я думаю, что многих людей оставляют равнодушными неприятности окружающих.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  2. Большинство людей заняты только собой, и их мало интересует, что происходит вокруг.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  3. Я уверен, что существуют определенные принципы, которыми следует руководствоваться в любых обстоятельствах.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  4. Плохие поступки люди совершают чаще всего не по своей воле, а по вине обстоятельств.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  5. Чтобы человек не делал, главное, чтобы он от этого получал удовольствие.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  6. Я считаю, что даже незнакомые охотно помогают друг другу, не говоря уже о близких людях.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  7. Я думаю, что по возможности нужно избегать делать то,  что тебе неприятно.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  8. Чтобы быть счастливым, нужно прежде всего выполнять свои обязанности перед другими людьми.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  9. Единственное, что придает смысл человеческой жизни, - это дети.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  10. Я думаю, что супруги должны рассказывать друг другу обо всем, что их волнует.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  11. Семья, в которой нет детей, - неполноценная семья.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  12. Я думаю, что в хорошей семье супруги должны разделять различные хобби и увлечения друг друга.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  13. Чем больше детей в семье, тем лучше.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так.
  14. Быть постоянным свидетелем ссор родителей для ребенка значительно тяжелее, чем остаться с одним из родителей после развода.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  15. В хорошей семье супруги должны проводить свободное время всегда вместе.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  16. Радость, которую ребенок доставляет своим родителям, не компенсирует всего того, чего они лишаются из – за него.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  17. Я считаю, что настоящая любовь бывает один раз в жизни.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  18. Часто люди разводятся, не использовав всех возможностей наладить отношения.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  19. Когда люди любят друг друга, то ничто их по-настоящему не радует, если рядом нет любимого человека.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  20. Я думаю, что взаимные уважение и любовь супругов по отношению друг к другу часто бывают значительно важнее, чем сексуальная гармония между ними.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  21. Развод, по-моему, дает человеку возможность в конце концов найти себе такого спутника жизни, какой ему нужен.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  22. Я считаю, если у любимого есть какие-то недостатки, то нужно стремиться исправить их, а не закрывать на них глаза.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  23. В последнее время о сексуальных проблемах слишком уж много говорят.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  24. Я думаю, что доступность развода привела к тому, что рушатся многие браки, которые могли бы быть удачными, если бы развод был невозможен.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  25. Я считаю, что все семейные проблемы легко разрешимы, если физическая близость обоим приносит настоящее удовольствие.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  26. Если люди любят друг друга, то они каждую свободную минуту стремятся провести вместе.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  27. Я считаю, что лучше, чтобы супруги как можно реже обсуждали между собой проблемы, связанные с физической близостью.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  28. Я думаю, что значение сексуальной гармонии в семейной жизни обычно преувеличивают.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  29. Я считаю, что семейные отношения зависят от того, как складываются сексуальные отношения супругов.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  30. Секс может быть такой же темой для разговора между супругами, как и любая другая.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  31. Я думаю, что не стоит обращаться к специалисту по поводу затруднений в своей сексуальной жизни.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  32. Современные женщины все реже соответствуют истинному идеалу женственности.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  33. Как сейчас, так и в будущем все основные обязанности женщины будут связаны с домашним очагом, а мужчины – с работой.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  34. Для современной женщины так же важно обладать деловыми качествами, как и для мужчины.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  35. И жена, и муж должны иметь некоторую сумму, которую каждый может тратить, как считает необходимым.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  36. Профессиональные успехи жены мешают счастливой семейной жизни.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  37. Если есть деньги, то не стоит раздумывать, купить или не купить понравившуюся вещь.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  38. Я думаю, что следует регистрировать (например. Записывать) все произведенные расходы.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  39. Бюджет семьи необходимо планировать до мельчайших покупок.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так
  40. Я считаю, что необходимо делать сбережения, даже если при этом приходиться себе в чем-то отказывать.
    1. Да, это так
    2. Вероятно, это так
    3. Вряд ли это так
    4. Нет, это не так

 

Все суждения группируются в 10 установочных шкал:

  1. Шкала отношения к людям (позитивность отношения к людям): суждения 1, 2, 4, 6.
  2. Шкала альтернативы между чувством долга и удовольствием: суждения 3, 5, 7, 8.
  3. Шкала отношения к детям (значение детей в жизни человека): суждения 9, 11, 13, 16.
  4. Шкала ориентации на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость друг от друга: суждения 10, 12, 15, 35.
  5. Шкала отношения к разводу: суждения 14, 18, 21, 24.
  6. Шкала отношения к любви романтического типа: суждения 17, 19, 22, 26.
  7. Шкала оценки значения сексуальной сферы в семейной жизни: суждения 20, 25, 28, 29.
  8. Шкала отношения к «запретности секса» (представление о запретности сексуальной темы): суждения 23, 27, 30, 31.
  9. Шкала отношения к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления): суждения 32, 33, 34, 36.
  10. Шкала отношения к деньгам (легкость трат – бережливости): суждения 37, 38, 39, 40.

По каждой шкале подсчитывается среднее арифметическое значение четырех ответов.

При этом в прямых вопросах (в ключах ниже перед ними стоит «+») альтернативам в ответах приписываются следующие значения: 4 балла ( «Да, это так»); 3 балла («Вероятно, это так»); 2 балла («Вряд ли это так»); 1 балл («Нет, это не так»).

В обратных, интертировочнных вопросах (перед номерами ниже стоят знаки «-») баллы начисляются по другому принципу: альтернативам в ответах приписываются следующие значения: балла («Да, это так»); 3 балла («Вероятно, это так»); 2 балла («Вряд ли это так»); 1 балл («Нет, это не так»).

 

 

Ключи для обработки результатов:

Шкала 1 (-1-3+4+6):4. Чем выше балл, тем более оптимистичное представление респондента о людях вообще;

Шкала 2 (3-5-7+8):4. Чем выше балл, тем выраженнее ориентация респондента на долг по сравнению с удовольствием;

Шкала 3 (9+11+13-16):4. Чем выше балл, тем более значимой представляется респонденту роль детей в жизни человека;

Шкала 4 (10+12+16-35):4. Чем выше балл, тем выраженнее у респондента ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни;

Шкала 5 (-14+18-21+24):4. Чем выше балл, тем менее лояльно отношение респондента к разводу;

Шкала 6  (17+19+22+26):4. Чем выше балл, тем выраженнее ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь;

Информация о работе Социально - психологические характеристики удовлетворенности браком