Социально - психологические характеристики удовлетворенности браком

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время многие, вступающие в брак не задумываются о том, как правильно общаться в браке, чтобы были удовлетворены оба супруга. Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако, становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Удовлетворенность браком …………………………………………..6
.Понятие брака в отечественной и зарубежной литературе………………………………………….…………………..7
.Этапы развития супружеских отношений …………………………12
Мотивация вступления в брак……………………………………….18
Глава II. Социально – психологические характеристики удовлетворенности браком…………………………………………………………………….. 23
2.1.Социальные характеристики удовлетворенности браком………….25
2.2. Психологические характеристики удовлетворенности браком….. 30
2.2. Супружеская совместимость …………………………………….. 33
Глава III. Методики выявления удовлетворенности браком………….……. 42
3.1. Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е. Алешина………………………………………………………………….. 44
3.2. Тест - опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко…………………………………….................. 45
3.3. Тест измерения уровня удовлетворенности супругом Г. И. Лаки. 46
Заключение ………………………………………………………………………48
Глоссарий …………………………………………………………………..…... 54
Литература …………………………………………………………………... 56
Приложение 1………………………………………………………………..… 60
Приложение 2 …………………………………………………………………..74
Приложение 3 ……………………………………………………………….….81

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 134.49 Кб (Скачать)

Для данного этапа развития семьи характерны самые разные проблемы и нарушения. Показательно, что именно в этот период обычно обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью. Основные источники нарушений жизнедеятельности семьи в это время — перегрузка супругов, перенапряжение их сил, необходимость перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений. На смену конфликтности и проблемности, характерным для первого этапа жизни семьи, приходит опасность эмоционального «остывания», различные проявления которого (супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому человеку») именно на этом этапе наблюдаются наиболее часто. Основные нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов в роли родителей.

Завершающие этапы  жизнедеятельности семьи. Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи, семья родителей прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями пожилого возраста. Физических сил все меньше, следовательно, увеличивается потребность в рекреации, все большее значение приобретает отдых. Состояние здоровья супругов ухудшается, и связанные с этим проблемы выходят на первый план, в этом направлении перемещаются интересы, здесь нередко сосредоточиваются все усилия. В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «дедушек» требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков. Происходит перекладывание части забот на старшее поколение, что обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях.

Завершение жизненного цикла — окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей — увеличивает потребность в признании, уважении (особенно со стороны детей). Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.

 

    1. Мотивация вступления в брак

Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любовных переживаний. Так, наиболее известен подход О. Вейнингера, который полагал, что дифференциация полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти,  хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Можно пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и идеальной женщины «Ж» только как типичными половыми формами. «Закон полового притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов  нужны совершенный мужчина "М" и совершенная женщина "Ж", хотя и разделенные в двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории полагал, что за существование  института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов, наиболее подходящих друг другу [2].

Мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное – неудовлетворенных. Разочарованные семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов [23].

Cтепень эмоциональной близости — это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка. При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы.

Во многом сходным по психологической сути является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фрустрации». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье [27].

На выборке из 612 женщин и 365 мужчин были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее — по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии — 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение — 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было.

У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по         любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74%            в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться  от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05%           в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков — 25,81%). Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, — наименее [2].

В другом исследовании, проведенном  спустя 30 лет, наиболее удачным при вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены [2].

Сопоставление данных о  мнениях женщин - работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%).  Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь— 32,8%, симпатию — 13,01%. Появился ответ «безразличие» — 4,47%. Не дали ответа 10,16%.

В неудачных браках превалировали  привычка — 44,85% и безразличие — 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью — 5,22%, симпатией — 1,74%  [19].

На основе всего этого  можно  сделать следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и, следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль. Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги - родители этого не хотят замечать. Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости...  Семья,  лишенная этой здоровой центростремительно, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и "семейных сцен", есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного "неудачничества"» [17].

О значении брака, в котором  присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов в своей глубокой «моральной поэме»: «Смотри, что дает людям союз любви, "мудрый брак"». Кто, как не брак, соединил море и сушу важной дорогой и объединил раздельное друг от друга?

Но есть и еще более  высокое и лучшее. Благодаря браку  мы являемся руками,  ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы получаем            двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства.  Брак есть ключ,  открывающий путь к чистоте и любви».

«Брак — чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Жить врозь — мучительно, тяжело, а вместе с тем — легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого... А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силам» [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Социально – психологические характеристики удовлетворенности браком.

Исследуя представления  о браке, можно установить решающую его значимость от реально складывающихся отношений. Образ брака трансформируется соответственно практике. Муж и жена в процессе семейного взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, однако, как правило, сталкиваются с целым рядом затруднений: материально – бытовых, эмоционально – психологических, интимно – нравственных, преодоление которых требует от них определенных интеллектуальных и волевых усилий, чтобы понять и оценить истоки этих коллизий.  От осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации и претензии с аналогичными понятиями партнера во многом зависит субъективная удовлетворенность браком. В то же время, опираясь на известное положение о росте личностного начала в жизнедеятельности современного человека, можно предположить не меньшую важность реализации индивидуальных ценностей, потребностей и запросов каждого из супругов для успешного функционирования семьи [11].

Женщины более критичны в оценке брака, чем мужчины. Главное для стабильного брака, по оценкам женщин, — справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлетворенность психологической атмосферой, общением, дружеская расположенность и забота. В мужском идеале важнейший элемент стабильного брака — общность интересов, но с детоцентристским оттенком [2].

Этот показатель соотносится  в первую очередь с поощрением индивидуальных стремлений, во вторую — с комфортной психологической атмосферой и хорошо организованным досугом и в третью — с сексуальной гармонией [6].

Следовательно, образ счастливого  брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин — через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества [6].

Удовлетворенность браком мужчин статистически достоверно связана с таким фактором, как доход семьи. В этом, возможно, сказывается традиционно присущая им роль кормильца. На данную закономерность указывает и Г. Навайтис: у мужчин с ригидно закрепленной установкой на материальное обеспечение семьи при неудачах финансового или профессионального характера проявляется не только негативная оценка отношений в семье, но и снижение удовлетворенности интимными отношениями с женой по принципу «Неудачник не может иметь успешные сексуальные отношения» (Навайтис  Г., 1999) [2].

Удовлетворенность браком связана со стажем семейной жизни, с мотивами вступления в брак, удовлетворенностью работой, зависит от количества и возраста детей, личностных особенностей самого опрашиваемого и его брачного партнера. Проявляются и гендерные различия: более удовлетворены браком нетревожные мужчины, имеющие достаточный доход, с большей социабельностью (нуждающиеся в чувстве локтя), склонные к компромиссам. На удовлетворенность женщин влияет степень их собственной интроверсии и зрелость их мужей [3].

Конечно, все эти переменные не равнозначны, и в каждой отдельной семье каждый из перечисленных факторов играет разную роль, имеет различный вес.

 

 

 

 

 

 

2.1. Социальные  характеристики удовлетворенности  браком

В социологической науке существует следующая интерпретация понятия  удовлетворенности браком. Алешина  Ю. Е. обозначает удовлетворенность браком как характеристику "субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений" [1].

 Семья при этом рассматривается  с точки зрения ее собственных  динамических изменений, аналогичным  процессам в малой группе. Часто  употребляемыми синонимами термина  "удовлетворенность браком" являются "успешность брака", "сплоченность  семьи", "совместимость супругов" и др.

Стабильность семьи  имеет для общества особое значение. Крепкая, надежная семья обеспечивает социальную стабильность, успешное решение  демографических проблем, экономические  успехи, нормальные взаимоотношения  между поколениями, результативную социализацию детей и в конечном счете высокую общественную нравственность [1].

Современные молодые женщины  хотят, чтобы их мужья прежде всего были способы обеспечить семью материально, были уверенными в своих силах, вели здоровый образ жизни, не имели вредных привычек. Мужчины же видят свой идеал в традиционных женских добродетелях – верности, женственности, скромности, домовитости, добром нраве. Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период исчезнут после заключения брака [37].

Информация о работе Социально - психологические характеристики удовлетворенности браком