Социально - психологические характеристики удовлетворенности браком

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время многие, вступающие в брак не задумываются о том, как правильно общаться в браке, чтобы были удовлетворены оба супруга. Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако, становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Удовлетворенность браком …………………………………………..6
.Понятие брака в отечественной и зарубежной литературе………………………………………….…………………..7
.Этапы развития супружеских отношений …………………………12
Мотивация вступления в брак……………………………………….18
Глава II. Социально – психологические характеристики удовлетворенности браком…………………………………………………………………….. 23
2.1.Социальные характеристики удовлетворенности браком………….25
2.2. Психологические характеристики удовлетворенности браком….. 30
2.2. Супружеская совместимость …………………………………….. 33
Глава III. Методики выявления удовлетворенности браком………….……. 42
3.1. Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е. Алешина………………………………………………………………….. 44
3.2. Тест - опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко…………………………………….................. 45
3.3. Тест измерения уровня удовлетворенности супругом Г. И. Лаки. 46
Заключение ………………………………………………………………………48
Глоссарий …………………………………………………………………..…... 54
Литература …………………………………………………………………... 56
Приложение 1………………………………………………………………..… 60
Приложение 2 …………………………………………………………………..74
Приложение 3 ……………………………………………………………….….81

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 134.49 Кб (Скачать)

Надо  отметить, что патриархальная семья  существовала и существует в форме  не только моногамного брака, но и  полигамного, когда муж имеет  право иметь несколько жен. Ныне полигамия существует в некоторых  мусульманских странах. Но история  знает и иную форму неравенства  в браке: полиандрия, многомужество. И до сих пор полиандрия встречается  в некоторых племенах Индии, Тибета. В Индии чаще всего жена старшего брата становиться общей женой  всех братьев – и получалась так  называемая фратериальная, или братская, семья [18].

Семьей  в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [27].

Вопрос  о том, что первично – брак или  семья, пока еще дискутируется. Некоторые  исследователи утверждают, что брак является основой семьи. Каждая перепись населения в России показывает, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин.

По-видимому, одно и то же явление, фактический  брак, люди расценивают по – разному: женщины его объявляют настоящим, равным юридическому, мужчины же считают  это безбрачием [36].

По данным зарубежных исследователей, смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Разумеется, благоприятно влияет на человека лишь здоровая, благополучная  семья, создание которой требует  значительных усилий. Неблагоприятная же скорее усугубляет, ухудшает его положение [24].

Систематическое исследование брака было начато лишь в конце XIX в. До этого времени на брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. «Идеальное государство – общность жен и детей», «Каждый брак должен быть полезен государству», - писал Платон [10].

В течение  длительного времени (примерно до середины XIX в.) семья и брак рассматривались как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, Средневековья и отчасти Нового времени интересовала не только семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и прежде всего к государству [37].

Английский  философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской  философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое. Лишенное святости, желая возвращения земному  институту брака его духовной ценности.

Французкий просветитель XVIIIв. Жан жак Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом, отрицал правомерность общественного неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия.. Он предполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины [27].

Большой интерес представляют воззрения  на брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак – это нравственный институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами [27].  

Исходя  из исследований М. Ковалевского, Б. Малиновского, П. Сорокина и ряда других С. И. Голод  представил следующую периодизацию развития института семьи и брака:

Групповая семья опиралась на брак нескольких сестер с группой мужчин. Мужья, в свою очередь, могли состоять в родстве, но могли быть не родственниками. Родство считалось по женской линии, так как отцовство не устанавливалось достоверно.

Парная  семья основывалась на браке отдельных пар, однако взаимоотношения не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию любой из сторон.

Патриархальная  семья основывалась на браке одного мужчины с несколькими женщинами, полигамная для мужчины, она сопровождалась «затворничеством жен»; сформировалась в период возникновения собственности.

Моногамная  семья – семья, которую создают один мужчина и одна женщина; их супружество постоянно в течение всей их жизни [11].

Уравнивание полов ведет к изменениям матримониального поведения и элементов ухаживания. Институт сватовства заменен браком по собственному выбору. При этом могут  игнорироваться социальные и экономические  интересы родительской семьи; молодожены в меньшей степени ориентированы  на родительское согласие; брачный  выбор становиться результатом решения пары, а не родительского, следовательно, этот выбор может быть недостаточно взвешенным и обдуманным [18].

    1. Этапы развития супружеских отношений

В своем развитии супружеская жизнь  может претерпевать различные изменения, в том числе и непредвиденные. Но существуют определенные, закономерные изменения, типичные для развития брака  во времени.

В период ухаживания и молодоженства происходит переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Первые два года совместной жизни - это стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (или ролей)    между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей.          Каждый период характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерное для предыдущей стадии [37].

Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа  брака, послужила основанием для  введения в исследования семьи понятия  «цикл развития семьи». Этот термин был использован впервые в 1948г. Э. Дювалль и Р. Хилом. В качестве основного признака разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная функция брака — это деторождение и воспитание потомства [2].

В последующие годы появилось большое  число различных периодизаций семейного  цикла — психологических, социологических, демографических. Основанием для них  служили как различные теоретические  соображения, так и результаты эмпирических исследований. Однако ряд работ послужили  основанием для того, чтобы многомерное понятие «стадии развития брака» было заменено таким достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями [11].

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним [16].

Брак — принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственные только ему особенности.

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей [36].

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д [36].

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка [36].

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости  от родительской семьи. Эмоциональные  задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние  детей и родителей друг на друга  приходит к равновесию, когда все  члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

Периодизация развития семьи может  быть и иной, но предлагаемый принцип  выделения этапов развития — это  определение минимальных эмоциональных  задач деятельности, свойственных каждому  этапу. Задачи, не решенные на предыдущих этапах, неизбежно должны решаться на следующих, а если этого не происходит, семья, как имеющая специфические функции малая группа, не способна их выполнить. Обоснованность такой периодизации подтверждает и то, что для различных задач, решаемых семьей, есть наиболее оптимальные интервалы времени. Здесь также можно отметить, что наличие в семье большего числа детей существенно не меняет предлагаемой периодизации развития семьи. Независимо от их числа, начало четвертого этапа определяет рождение первого ребенка, а окончание пятого — достижение всеми детьми частичной независимости от генетической семьи [36].

В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975), выделившей 5 стадий жизненного цикла:

1.   Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

2.  Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3.  Окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.

4.  Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи.

5.  Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Применимость этой периодизации для целей психологического исследования подвергалась сомнению.  Представляется искусственным разделение 2-й и        3-й стадий. Начало трудовой деятельности первого ребенка не вносит качественных изменений в жизнедеятельность семьи: сохраняется ее воспитательная функция, а также совокупность отношений, связанных с социальным контролем над детьми, удовлетворение их эмоциональных и прочих потребностей. Другое дело — выход последнего из детей на работу: в соответствии с существующими в большинстве семей представлениями начало трудовой деятельности означает вступление индивида в роль взрослого человека и, следовательно, обретение им полной самостоятельности [1].

Рассмотрим особенности  функционирования семьи на важнейших  этапах ее развития.

Зарождение  семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них — адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения».  Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Наконец, именно на данном этапе развития семьи складываются отношения с родственниками — особенно если молодая семья, как это часто бывает, не имеет собственного жилья.

Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения точек зрения, ценностных ориентации, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение сложности этого процесса — количество возникающих в этот период разводов и их причины. Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной жизни. Основные причины этого — неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие собственной жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов.

Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, центральный этап жизненного цикла — сложившаяся зрелая семья с детьми. Это период наибольшей активности в сфере быта и домашнего хозяйства. У женщин — матерей несовершеннолетних детей — на ведение домашнего хозяйства уходит значительная часть нерабочего времени; мужчины - отцы уделяют домашнему труду в среднем 1,5-2 часа в день. Одновременно с продолжительностью нарастает напряженность домашнего труда, становится сложнее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно изменяются функции духовного (культурного) и эмоционального общения. Перед супругами стоит нелегкая задача — сохранить эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась (т. е. уже не во время досуга и развлечений, которые играли немаловажную роль на первой стадии развития семьи). В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями общность их проявляется в гораздо большей мере — в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии          и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей ощущается родителями как наиболее важная задача. Неслучайно ряд исследователей разделяет этот этап на несколько: семья с ребенком в первые годы его жизни, семья в период пребывания ребенка в детском саду, семья школьника и т. д. Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах, с другой — ставит новые задачи, требуя от родителей иных качеств, способностей и умений. Требования к родителям годовалого ребенка и подростка весьма различны.

Информация о работе Социально - психологические характеристики удовлетворенности браком