Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
показать проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
рассмотреть основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка-инвалида………………………………………………………………………14
2.1. Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями…………………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида…………………20
2.3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
Глава III Практическое решение проблем детской инвалидности………………………………………………………………….31
3.1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………………40
При проведении непосредственной работы с группой родителей предусматривается следующее: встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее; выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; организация специального курса для родителей по той или иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциаций родителей и специалистов. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т. д.), что позволяет развить общение детей вне семейного окружения; интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
При проведении данных работ происходит развитие контактов между семьями, что способствует развитию сети нянь среди группы родителей; организации посещений опытных родителей семьи, в которых родился ребенок, требующий реабилитационных услуг; организации ассоциаций или групп самопомощи родителей; представлению родителей в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров; тому, что родители организованно защищают свои права, вовлекаются в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг; организации и развития клубов по интересам и мероприятий для детей.
Также социальный работник должен работать с семьями вне взаимодействия или опосредованно. Так, работая с конкретной семьей необходимо выполнение следующих аспектов: анализ записей в домашнем дневнике наблюдений; представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; контакты по телефону; выдача родителям или фильмов по рекомендации специалиста; выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; проведение родителями на дому игр и занятий; занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха; предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка; выдача родителям на дом текстов реабилитационных песен, стихов, перечня упражнений; перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
В свою очередь специалист по социальной работе в ходе работы с группой родителей должен выполнять такие задачи, как предоставление родителям информации о тех или иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; подготовка учебного пособия или руководства для родителей. [11,с 302]
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, специалистам необходимо использовать ресурсы полученные при работе в команде; организации консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем; использовании публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.
Глава III Основные направления социальной работы по решению проблем семей, имеющих детей-инвалидов
3.1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте
При изучении основных направлений социальной работы в области социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов изучался опыт работы государственных учреждений и общественных организаций города Бреста.
По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, численность детей- инвалидов, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, по состоянию на 1 января 2011 года составляет:
Как видно на данной диаграмме, Брестская область занимает лидирующее место по количеству детей с ОВ. Сложившаяся ситуация требует создания эффективной и многоплановой системы социальной поддержки этой категории детей и их семей. Главная цель — свести к минимуму причины формирования инвалидности, устранить препятствия на пути интеграции детей- инвалидов в общество, создать эффективную систему социальной защиты через реабилитацию. Решение этих проблем возможно при совместных действиях государственных структур и общества.
В рамках курсовой работы мной
было проведено несколько бесед
с целью изучения практического
решения проблем детской
Романюк Михаил Андреевич (начальник управления по труду, занятости и социальной защите Брестского городского исполнительного комитета), Расич Алексей Константинович (начальник отдела социальной защиты Ленинского района г. Бреста), Винокурова Ирина Леонидовна ( зав. Отделением реабилитации Брестской центральной городской больницы), Шмыга Иван Васильевич (председатель БОМОО «Инвалид и среда») раскрыли следующие вопросы:
- Как на Ваш взгляд
сегодня обстоит дело в
- Два года назад на
одной из выставок, крупнейших
в мире, в Дюссельдорфе, посвященной
проблеме инвалидов, мы
- Как Вы оцениваете
принимаемые законы нынешним
руководством страны и его
отношение к людям с
- Есть законы улучшающие
положение инвалидов, но вот
последний закон "О
Большие проблемы у инвалидов с обеспечением техническими средствами для реабилитации. Раньше их обеспечивали органы министерства социальной защиты населения, а сейчас нужно собрать кучу бумаг и ходить по областным инстанциям. А ведь для инвалида не во всякое учреждение можно попасть чисто физически.
Конечно, есть хорошие законы, например, что при сдаче новых объектов в обязательном порядке должны быть приспособления для въезда инвалидов на колясках. Но, как правило, они делаются для галочки с нарушением технических требований.
- Какие мероприятия по
оказанию социальной поддержки
семьям, воспитывающим детей-инвалидов,
22 мая 2008 года состоялось
заседание городского Совета
по демографической
Организациями и предприятиями города расширена практика применения гибких графиков работы или частичной занятости родителей, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов.
УЗ «Брестская центральная поликлиника» совместно с органами ЗАГСа организовано информирование лиц, вступающих в брак, о возможности бесплатного медицинского обследования и консультирования. При подаче заявления на регистрацию брака выдается информационный буклет по планированию семьи и направление на медицинское обследование.
В рамках системы медико-социального,
психологического и педагогического
сопровождения семей, воспитывающих
детей инвалидов, имеющих нарушения
двигательных функций учреждениями
здравоохранения обеспечивается их
медицинское наблюдение на дому. Обеспечен
медицинский осмотр на дому детей-инвалидов,
которые имеют тяжелые
Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды направляются в центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Стимул» и «ВЕДА».
Продолжается работа по созданию
условий и форм обучения детей-инвалидов
и детей с особенностями
Во внешкольных учреждениях города (клуб юных моряков, УО «Брестский городской центр внешкольной работы», ГВУО «Центр молодежных и подростковых клубов») с детьми-инвалидами организованы индивидуальные занятия на дому, для детей с ОПФР созданы объединения по интересам.
Разработаны и утверждены планы мероприятий по обеспечению перехода выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения города. Учреждениями образования города проводится патронажное сопровождение выпускников из числа детей-инвалидов.
В государственном учреждении
«Территориальный центр социального
обслуживания населения Московского
района г. Бреста» 3 декабря 2007 года открыто
отделение дневного пребывания для
инвалидов, в котором по состоянию
на 1 июля текущего года обслуживается
23 человека. Для 16 безработных инвалидов
созданы рабочие места, 7 человек
занимаются в кружке «Пластика теста».
В отделении проводится социально-бытовая,
социально-трудовая и социально-психологическая
реабилитация инвалидов. Отделение
оборудовано необходимой
Открытие отделения позволило обеспечить преемственность перехода выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения.
26.01.2009 года в круглом
зале Брестского горисполкома
прошло совещание
После вступительного слова
Николая Анатольевича беседу с гостями
продолжила председатель правления
областной организации общества
Валентина Изаак. В своём докладе
она познакомила собравшихся
с обстановкой которая
О своей работе и назревших вопросах говорили председатели Пинской и Барановичской городских, Березовской, Пружанской и Ивацевичской районных организаций. Хочется отметить, что общаясь с залом, представители власти призывали ораторов делиться своими наболевшими проблемами, чтобы сообща находить пути их решения.
Подводя итоги совещания,
Николай Кривецкий подчеркнул: «Представители
облисполкома делают всё возможное,
чтобы помочь этой категории людей.
Никто, не останется незамеченным. В
лице местной власти государство
подставит им своё плечо и поможет
инвалидам, чтобы они чувствовали
себя полноценными гражданами». Надо отметить,
что в адрес Николая
Совет Министров Беларуси
утвердил Положение о Республиканском
межведомственном совете по проблемам
инвалидов и состав этого совета.
Соответствующее решение
Председателем Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов стал вице-премьер Иван Бамбиза, заместителями председателя совета - министр труда и социальной защиты Владимир Потупчик и министр здравоохранения Василий Жарко, секретарем - главный специалист отдела медицинской экспертизы и реабилитации управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Тамара Мартусевич.
В состав Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов включены руководители министерств, Белорусского общества Красного Креста, а также общественных объединений. Это Белорусское общественное объединение ветеранов, Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников, Белорусская ассоциация инвалидов войны, Белорусский фонд милосердия и здоровья, Белорусское общество инвалидов, Белорусское общество глухих, Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, Белорусское товарищество инвалидов по зрению".
Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов является постоянно действующим коллегиальным органом по координации деятельности госорганов, проводящих единую государственную политику в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, и выработке согласованных действий по выполнению положений Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов".
Среди других задач