Социальная работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
показать проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
рассмотреть основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка-инвалида………………………………………………………………………14
2.1. Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями…………………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида…………………20
2.3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
Глава III Практическое решение проблем детской инвалидности………………………………………………………………….31
3.1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 90.05 Кб (Скачать)

       При проведении непосредственной работы с группой родителей предусматривается следующее: встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее; выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; организация специального курса для родителей по той или иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциаций родителей и специалистов. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т. д.), что позволяет развить общение детей вне семейного окружения; интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

     При проведении данных работ происходит развитие контактов между семьями, что способствует развитию сети нянь среди группы родителей; организации посещений опытных родителей семьи, в которых родился ребенок, требующий реабилитационных услуг; организации ассоциаций или групп самопомощи родителей; представлению родителей в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров; тому, что родители организованно защищают свои права, вовлекаются в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг; организации и развития клубов по интересам и мероприятий для детей.

      Также социальный работник должен работать с семьями вне взаимодействия или опосредованно. Так, работая с конкретной семьей необходимо выполнение следующих аспектов: анализ записей в домашнем дневнике наблюдений; представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; контакты по телефону; выдача родителям или фильмов по рекомендации специалиста; выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; проведение родителями на дому игр и занятий; занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха; предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка; выдача родителям на дом текстов реабилитационных песен, стихов, перечня упражнений; перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

     В свою очередь специалист по социальной работе в ходе работы с группой родителей должен выполнять такие задачи, как предоставление родителям информации о тех или иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; подготовка учебного пособия или руководства для родителей. [11,с 302]

       Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, специалистам необходимо использовать ресурсы полученные при работе в команде; организации консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем; использовании публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III  Основные направления социальной работы по решению проблем семей, имеющих детей-инвалидов

3.1. Система социальной  помощи семье, имеющей ребенка  с ограниченными возможностями  в г. Бресте

 

При изучении основных направлений  социальной работы в области социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов  изучался опыт работы государственных  учреждений и общественных организаций  города Бреста.

По данным Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь, численность детей- инвалидов, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, по состоянию на 1 января 2011 года составляет:

 

 

 

Как видно на данной диаграмме, Брестская область занимает лидирующее место по количеству детей с ОВ. Сложившаяся ситуация требует создания эффективной и многоплановой  системы социальной поддержки этой категории детей и их семей. Главная  цель  — свести к минимуму причины  формирования инвалидности, устранить  препятствия на пути интеграции детей- инвалидов в общество, создать  эффективную систему социальной защиты через реабилитацию. Решение этих проблем возможно при совместных действиях  государственных структур и общества.

 

В рамках курсовой работы мной было проведено несколько бесед  с целью изучения практического  решения проблем детской инвалидности в городе Бресте.

Романюк Михаил Андреевич (начальник  управления по труду, занятости и  социальной защите Брестского городского исполнительного комитета),  Расич  Алексей Константинович (начальник отдела социальной защиты Ленинского района г. Бреста), Винокурова Ирина Леонидовна ( зав. Отделением реабилитации Брестской центральной городской больницы), Шмыга Иван Васильевич (председатель БОМОО «Инвалид и среда») раскрыли следующие вопросы:

- Как на Ваш взгляд  сегодня обстоит дело в отношении  общества к детям-инвалидам?

- Два года назад на  одной из выставок, крупнейших  в мире, в Дюссельдорфе, посвященной  проблеме инвалидов, мы обратили  внимание, что очень многие посетители  не являются инвалидами. Люди  приходят целыми семьями, с  детьми. Мы спросили одну из  таких семей: "Скажите, почему  вы все, здоровые люди, пришли  на эту выставку и привели  трех детей?" Они нам ответили: "Вы знаете, наши дети должны  знать, что в государстве есть  все для того, чтобы помочь  им, если вдруг случится какое-то  несчастье, беда и они станут  инвалидами". На самом деле  такой лозунг, - что инвалиды должны  жить так же полноценно, как  обычные люди, - он известен всем, и любой мало-мальски грамотный  человек, наверное, с ходу его  приведет, если спросить его, как  должны жить инвалиды. Другое  дело, что реалии известны не  всем, и как вот этот лозунг  с реалиями пересекается - это  тоже очень большой вопрос.

- Как Вы оцениваете  принимаемые законы нынешним  руководством страны и его  отношение к людям с ограниченными  возможностями?

- Есть законы улучшающие  положение инвалидов, но вот  последний закон "О монетизации»  № 122 ухудшил положение инвалидов  в том, что обеспечение лекарствами  стало неудовлетворительным. Это  побуждает людей отказываться от бесплатных лекарств социального пакета и получать деньги, а их, как правило не хватает для лечения.

Большие проблемы у инвалидов  с обеспечением техническими средствами для реабилитации. Раньше их обеспечивали органы министерства социальной защиты населения, а сейчас нужно собрать  кучу бумаг и ходить по областным  инстанциям. А ведь для инвалида не во всякое учреждение можно попасть  чисто физически.

Конечно, есть хорошие законы, например, что при сдаче новых  объектов в обязательном порядке  должны быть приспособления для въезда инвалидов на колясках. Но, как правило, они делаются для галочки с  нарушением технических требований.

 

- Какие мероприятия по  оказанию социальной поддержки  семьям, воспитывающим детей-инвалидов,  проводятся в нашем городе?

22 мая 2008 года состоялось  заседание городского Совета  по демографической безопасности, на котором, в целях стабилизации  демографических процессов в  г. Бресте и более полного  обеспечения реализации Плана  городских мероприятий был определен  ряд комплексных мер. 

Организациями и предприятиями  города расширена практика применения гибких графиков работы или частичной  занятости родителей, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов.

УЗ «Брестская центральная  поликлиника» совместно с органами ЗАГСа организовано информирование лиц, вступающих в брак, о возможности  бесплатного медицинского обследования и консультирования. При подаче заявления  на регистрацию брака выдается информационный буклет по планированию семьи и направление  на медицинское обследование.

В рамках системы медико-социального, психологического и педагогического  сопровождения семей, воспитывающих  детей инвалидов, имеющих нарушения  двигательных функций учреждениями здравоохранения обеспечивается их медицинское наблюдение на дому. Обеспечен  медицинский осмотр на дому детей-инвалидов, которые имеют тяжелые нарушения  двигательных функций.

Дети с особенностями  психофизического развития, дети-инвалиды направляются в центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Стимул» и  «ВЕДА».

Продолжается работа по созданию условий и форм обучения детей-инвалидов  и детей с особенностями психофизического развития. В городе функционирует 2 центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Стимул» и «ВЕДА», вспомогательная школа, специальное  дошкольное учреждение, 52 пункта коррекционно-педагогической помощи в общеобразовательных и  дошкольных учреждениях, 15 спецклассов  и 71 класс интегрированного обучения, 37 специальных и 6 интегрированных  групп в дошкольных учреждениях. Организовано обучение этой группы детей  на дому.

Во внешкольных учреждениях  города (клуб юных моряков, УО «Брестский городской центр внешкольной  работы», ГВУО «Центр молодежных и подростковых клубов») с детьми-инвалидами организованы индивидуальные занятия на дому, для  детей с ОПФР созданы объединения  по интересам.

Разработаны и утверждены планы мероприятий по обеспечению  перехода выпускников ЦКРОиР в территориальные  центры социального обслуживания населения  города. Учреждениями образования города проводится патронажное сопровождение  выпускников из числа детей-инвалидов.

В государственном учреждении «Территориальный центр социального  обслуживания населения Московского  района г. Бреста» 3 декабря 2007 года открыто  отделение дневного пребывания для  инвалидов, в котором по состоянию  на 1 июля текущего года обслуживается 23 человека. Для 16 безработных инвалидов  созданы рабочие места, 7 человек  занимаются в кружке «Пластика теста». В отделении проводится социально-бытовая, социально-трудовая и социально-психологическая  реабилитация инвалидов. Отделение  оборудовано необходимой мебелью, компьютерами, спортивным инвентарем, бытовой техникой.

Открытие отделения позволило  обеспечить преемственность перехода выпускников ЦКРОиР в территориальные  центры социального обслуживания населения.

26.01.2009 года в круглом  зале Брестского горисполкома  прошло совещание председателей  правлений городских, районных  и областных организаций общественного  объединения «Белорусское общество  инвалидов» и представителей  облисполкома, курирующих работу  этой организации в нашем регионе.  Возглавил команду вертикали  власти заместитель председателя  облисполкома Николай Кривецкий.

После вступительного слова  Николая Анатольевича беседу с гостями  продолжила председатель правления  областной организации общества Валентина Изаак. В своём докладе  она познакомила собравшихся  с обстановкой которая сложилась  здесь за последние годы.

О своей работе и назревших  вопросах говорили председатели Пинской  и Барановичской городских, Березовской, Пружанской и Ивацевичской районных организаций. Хочется отметить, что  общаясь с залом, представители  власти призывали ораторов делиться своими наболевшими проблемами, чтобы  сообща находить пути их решения.

Подводя итоги совещания, Николай Кривецкий подчеркнул: «Представители облисполкома делают всё возможное, чтобы помочь этой категории людей. Никто, не останется незамеченным. В  лице местной власти государство  подставит им своё плечо и поможет  инвалидам, чтобы они чувствовали  себя полноценными гражданами». Надо отметить, что в адрес Николая Анатольевича прозвучало несколько благодарностей от областной организации общества за решение острых вопросов. [16]

Совет Министров Беларуси утвердил Положение о Республиканском  межведомственном совете по проблемам  инвалидов и состав этого совета. Соответствующее решение содержится в постановлении правительства  №129 от 2 февраля 2009 года. Оно вступило в силу 5 февраля текущего года.

Председателем Республиканского межведомственного совета по проблемам  инвалидов стал вице-премьер Иван Бамбиза, заместителями председателя совета - министр труда и социальной защиты Владимир Потупчик и министр  здравоохранения Василий Жарко, секретарем - главный специалист отдела медицинской экспертизы и реабилитации управления организации медицинской  помощи Министерства здравоохранения  Тамара Мартусевич.

В состав Республиканского межведомственного совета по проблемам  инвалидов включены руководители министерств, Белорусского общества Красного Креста, а также общественных объединений. Это Белорусское общественное объединение ветеранов, Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников, Белорусская ассоциация инвалидов войны, Белорусский фонд милосердия и здоровья, Белорусское общество инвалидов, Белорусское общество глухих, Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, Белорусское товарищество инвалидов по зрению".

Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов  является постоянно действующим  коллегиальным органом по координации  деятельности госорганов, проводящих единую государственную политику в  области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, и выработке  согласованных действий по выполнению положений Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов".

          Среди других задач Республиканского  межведомственного совета - подготовка  предложений по совершенствованию  правового регулирования вопросов  по предупреждению инвалидности  и реабилитации инвалидов, совершенствованию  социально-экономических и правовых  условий для обеспечения инвалидам  равных возможностей в обществе. Заседания проводятся по мере  необходимости, но не реже одного  раза в полугодие. На них  будут рассматриваться, в том числе и проекты целевых программ, планов, международных договоров в сфере предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов.

Информация о работе Социальная работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья