Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
показать проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
рассмотреть основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка-инвалида………………………………………………………………………14
2.1. Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями…………………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида…………………20
2.3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
Глава III Практическое решение проблем детской инвалидности………………………………………………………………….31
3.1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………………40
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I Дети с ограниченными
возможностями здоровья в системе семейных
отношений………………………………………………………
1.1 Теоретические аспекты
проблемы детской инвалидности…
1.2. Специфика проблем детей с ограниченными
возможностями и их семей…………………………………………………………………
Глава IΙ Роль социального педагога
в работе с семьёй ребёнка-инвалида……………………………………
2.1. Решение социально-педагогических
проблем семей детей-инвалидов общественными
организациями……………………………………………
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида…………………20
2.3. Технологии социальной работы
с семьей, имеющей ребенка с ограниченными
возможностями……………………………………………
Глава III Практическое
решение проблем детской инвалидности………………………………………………
3.1. Система социальной
помощи семье, имеющей ребенка
с ограниченными возможностями
в г. Бресте…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Детская инвалидность – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально- реабилитационной деятельности.
Реализация социальной помощи
предусматривает, во-первых, наличие
междисциплинарной команды
Специалистами уже давно установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом. [3, с.14]
На первый взгляд ребенок-инвалид
должен быть центром внимания своей
семьи. В действительности же этого
может не происходить в силу конкретных
обстоятельств каждой семьи и
определенных факторов: Бедность, ухудшение
здоровья других членов семьи, супружеские
конфликты и т.д. В этом случае
родители могут неадекватно воспринимать
пожелания или наставления
При всем этом важно отметить,
что большинство родителей
Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителями и специалистом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителе результат работы с ребенком может быть очень низким. Немаловажное значение имеет работа специалистов с самими родителями. Известно, что многие из них не в состоянии справиться с возникшей проблемой и поэтому они охотно принимают помощь специальных служб.
Исходя из социально-педагогической значимости проблемы был определен выбор темы. Поэтому тема курсовой работы «социальная работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья».
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объектом исследования является социальная помощь.
Предметом – направления социальной помощи семье с ребёнком-инвалидом.
Глава I Дети с
ограниченными возможностями
1.1 Теоретические
аспекты проблемы детской
В последние
десятилетия ХХ века особенно
остро обозначилась проблема
существенного роста числа
Согласно Декларации
о правах инвалидов (ООН, 1975
г.) инвалид — это любое
лицо, которое не может
самостоятельно обеспечить полностью
или частично потребности
Инвалидность у детей
означает существенное
В 1989 г. ООН приняла
текст Конвенции о правах
В Международном
пакте об экономических,
Отчет о мировом
развитии за 1993 г., выполненный
по заказу Всемирного банка
и посвященный здоровью
населения мира, выдвигает
новые критерии оценки состояния
здоровья населения и утверждает
наиболее эффективные каналы
вложения средств в развитие
сети национального
Финансовые инвестиции в
охрану материнства и детства,
службы планирования семьи, лечение
болезней, характерных для детей
и подростков, не только улучшают
статистику смертности и заболеваемости,
но и значительно сокращают суммарные
потери лет здоровой
жизни в результате
предотвращаемой
В соответствии
с Законом СССР. "Об
основных началах социальной
защищенности инвалидов в СССР»
Проблемы инвалидности
не могут быть поняты
вне социокультурного окружения
человека — семьи,
дома-интерната и т.д.
Инвалидность человека не
- социальная,
территориальная и
- при рождении ребенка с особенностями физического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;
- ведется слабая профессиональная подготовка таких детей;
- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;
- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
- сформированность
негативного общественного
- отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики. Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей – инвалидов им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
1.2. Специфика проблем детей-инвалидов и их семей
Семья - ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают между супругами конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. [16, c. 13].
Рождение ребенка-инвалида действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т.е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных cpывов, периодических депрессий. Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего дефект. Это: