Социальная работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
показать проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
рассмотреть основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка-инвалида………………………………………………………………………14
2.1. Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями…………………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида…………………20
2.3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
Глава III Практическое решение проблем детской инвалидности………………………………………………………………….31
3.1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 90.05 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5

1.1 Теоретические аспекты  проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5

1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8

Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка-инвалида………………………………………………………………………14

2.1. Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями…………………………………………….14

2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида…………………20

2.3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24

  Глава III  Практическое решение проблем детской инвалидности………………………………………………………………….31

3.1. Система социальной  помощи семье, имеющей ребенка  с ограниченными возможностями  в г. Бресте…………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………38

Литература……………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

Введение

Детская инвалидность –  одна из наиболее важных  и трудных  задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов  с одной стороны, увеличение  внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и  интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении  ценности личности и необходимости  защищать ее права, характерное для  демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это  предопределяет важность социально- реабилитационной деятельности.

Реализация социальной помощи предусматривает, во-первых, наличие  междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей  в процессе реабилитации, которое  представляет собой наиболее сложную  проблему.

Специалистами уже давно  установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом. [3, с.14]

На первый взгляд ребенок-инвалид  должен быть центром внимания своей  семьи. В действительности же этого  может не происходить в силу конкретных  обстоятельств каждой семьи и  определенных факторов: Бедность, ухудшение  здоровья других членов семьи, супружеские  конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность  получить передышку для самих  себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть, или заняться своими делами.

При всем этом важно отметить, что большинство родителей хотят  участвовать в развитии своего ребенка.

Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных  или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителями и специалистом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителе результат работы с ребенком может быть очень низким. Немаловажное значение имеет работа специалистов с самими родителями. Известно, что многие из них не в состоянии справиться с возникшей проблемой и поэтому они охотно принимают помощь специальных служб.

Исходя из социально-педагогической значимости проблемы был определен  выбор темы. Поэтому тема курсовой работы «социальная работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья».

Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • показать проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
  • рассмотреть  основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • рассмотреть основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
  • раскрыть  систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте

 

Объектом исследования является социальная помощь.

Предметом – направления  социальной помощи семье с ребёнком-инвалидом.

 

 

 

Глава I Дети с  ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений

1.1 Теоретические  аспекты проблемы детской инвалидности

     В последние  десятилетия ХХ века особенно  остро обозначилась проблема  существенного роста числа детей  с нарушениями в соматическом  развитии. Детская инвалидность  рассматривается как проблема  не только одного человека  и семьи, а всего общества  в целом. Забота общества о  детях с ограниченными возможностями  здоровья свидетельствует о его  цивилизованности. Общество обязано  всеми доступными путями помогать  им. Необходимо вести работу по  выявлению и устранению причин, обуславливающих рост инвалидности  в современном обществе.

    Согласно Декларации  о правах инвалидов (ООН,  1975  г.)  инвалид  —  это любое   лицо,  которое  не  может   самостоятельно  обеспечить  полностью   или частично потребности нормальной  личной  и  (или)  социальной  жизни  в  силу недостатка, будь то  врожденного  или   нет,  его  (или  ее)  физических  или умственных возможностей.

 Инвалидность у детей  означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует  социальной дезадаптации, которая  обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в  будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального  опыта, включение их в существующую  систему общественных отношений  требует от общества определенных  дополнительных мер, средств и  усилий (это могут быть специальные  программы, специальные центры  по реабилитации, специальные учебные  заведения и т.д.).

   В 1989 г. ООН приняла  текст Конвенции о правах ребенка,  которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей,  имеющих нарушения в физическом  развитии, вести полноценную   и  достойную  жизнь  в   условиях,  которые  позволяют   им сохранить достоинство, чувство  уверенности в себе и  облегчают   их  активное участие в жизни  общества (ст. 23); право неполноценного  ребенка  на  особую заботу  и помощь, которая должна предоставляться  по возможности  бесплатно   с учетом финансовых ресурсов  родителей или других лиц,  обеспечивающих  заботу о ребенке,  с целью обеспечения неполноценному  ребенку  эффективного  доступа  к услугам в области образования,  профессиональной  подготовки,  медицинского  обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности  и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по  возможности наиболее  полному   вовлечению  ребенка  в  социальную  жизнь  и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие. [Технологии  социальной  работы.  \\  Учебник  под  общ.  ред.  проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.]

      В Международном  пакте об экономических, социальных  и  культурных  правах ООН  (ст. 12) зафиксировано право каждого   инвалида  (как  взрослого,  так  и несовершеннолетнего)  на  наивысший   достижимый  уровень физического здоровья. Интегративным  документом,  охватывающим  все   стороны жизнедеятельности  инвалидов,  являются  принятые  ООН  Стандартные   правила обеспечения равных возможностей  для инвалидов.

   Отчет о мировом  развитии за 1993 г., выполненный   по  заказу  Всемирного банка  и  посвященный  здоровью  населения  мира,  выдвигает   новые  критерии оценки  состояния   здоровья  населения  и  утверждает  наиболее  эффективные каналы  вложения  средств  в  развитие  сети  национального  здравоохранения.

Финансовые инвестиции в  охрану материнства и  детства,  службы  планирования семьи, лечение  болезней, характерных  для  детей  и  подростков,  не  только улучшают статистику смертности и заболеваемости, но и значительно  сокращают суммарные  потери   лет   здоровой   жизни   в   результате   предотвращаемой преждевременной  смерти. Ценностью становится не просто жизнь,  а  жизнь  без болезней и вызванных ими страданий  и  ограничений,  причем  к  показателям, связанным с качеством жизни, относится и социальное функционирование.

   В  соответствии  с  Законом  СССР.  "Об  основных   началах   социальной  защищенности инвалидов в СССР»,  принятым Верховным  Советом  СССР 11  декабря 1990  г.,  инвалидом   является  лицо,  которое  в   связи   с   ограничением  жизнедеятельности вследствие наличия  физических или  умственных  недостатков нуждается в социальной  помощи и защите. Ограничение  жизнедеятельности  лица выражается  в полной или частичной   утрате  им  способности  или   возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию,  общение,  контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой  деятельностью. Инвалидность  детей значительно ограничивает   их   жизнедеятельность, приводит к социальной  дезадаптации, а также нарушает способность   к самообслуживанию,  передвижению,  ориентации, обучению,  общению,  трудовой деятельности в будущем.

   Проблемы  инвалидности  не  могут  быть  поняты   вне   социокультурного окружения   человека   —   семьи,   дома-интерната   и   т.д.   Инвалидность человека не относятся  к разряду  чисто  медицинских  явлений. Гораздо большее значение  для понимания этой проблемы  и  преодоления ее  последствий  имеют  социально-медицинские,  социальные, экономические, психологические  и  другие  факторы.  Именно   поэтому   технологии   помощи инвалидам основываются  на  социально-экологической модели  социальной  работы.  Согласно  этой  модели  люди  с   физическими нарушениями испытывают функциональные  затруднения  не  только  вследствие заболевания, но и  неприспособленности  социального  окружения  к   их   специальным   потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам. Поэтому семья    с    ребенком – инвалидом    и    сам    ребенок    в    нашей    стране сталкивается с различными проблемами:

- социальная, территориальная и экономическая  зависимость    инвалидов    от    родителей    и    опекунов;

- при  рождении  ребенка  с   особенностями  физического    развития    семья    либо    распадается, либо    усиленно   опекает     ребенка, не    давая    ему    развиваться;

-  ведется     слабая     профессиональная    подготовка    таких   детей;

- трудности  при  передвижении    по    городу  (не    предусмотрены    условия    для    передвижения     в    архитектурных    сооружениях,  транспорте     и    т.п.), что    приводит    к    изоляции    инвалида;

- отсутствие  достаточного   правового    обеспечения  (несовершенство    законодательной    базы    в    отношении    детей     с    ограниченными     возможностями);

- сформированность  негативного общественного мнения  по   отношению    к    инвалидам   (существование    стереотипа    “инвалид  -   бесполезный”   и   т.п.);

- отсутствие  информационного    центра    и    сети     комплексных    центров    социально-психологической    реабилитации, а   так   же    слабость    государственной    политики. Таким    образом, очевидно, что    в    силу    особенностей детей – инвалидов   им    необходима     профессиональная     помощь   специалистов. Эта    помощь    должна    носить    не   только    медицинский    характер, она    должна    быть   комплексной, затрагивать    все    стороны    жизни    такого     ребенка.

 

 

 

 

 

 1.2. Специфика проблем детей-инвалидов и их семей

Семья - ближайшее и первое социальное окружение, с которым  сталкивается ребенок. Появление ребенка  с ограниченными возможностями  действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка  привносит в жизнь семьи новое  не испытываемое до этого наслаждение  человеческого бытия: переживания  чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом, расценивается  как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают между  супругами конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от таких  детей, оставляют их в родильных  домах или передают на воспитание в специализированные учреждения. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. [16, c. 13].

Рождение ребенка-инвалида действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т.е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных cpывов, периодических депрессий. Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего дефект. Это:

Информация о работе Социальная работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья