Социальная работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
показать проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
рассмотреть основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка-инвалида………………………………………………………………………14
2.1. Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями…………………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида…………………20
2.3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
Глава III Практическое решение проблем детской инвалидности………………………………………………………………….31
3.1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 90.05 Кб (Скачать)

Не меньшее значение имеет  помощь специалистов в организации  ухода за ребенком, в его лечении  и воспитании. Круг этих специалистов, в зависимости от структуры дефекта  широк. К ним относятся специалисты  узкого профиля из соответствующих  центров и лечебных учреждений, в  которых дети состоят на диспансерном учете, а также детский врач, психолог, специалист по социальной реабилитации, логопед, коррекционный педагог, которые  являются главными консультантами по многим вопросам, связанным с течением заболевания и развитием ребенка. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в психолого-медико-педагогическую консультацию (комиссию) (ПМПК), где работают специалисты разных профилей.

У родителей больного ребенка  нередко возникает необходимость  в помощи социального работника, чтобы получить информацию о нужных для его лечения и реабилитации специалистах, подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях, выбрать соответствующее образовательное  учреждение для ребенка. Он также  может представлять интересы семьи  в различных государственных  и общественных фондах, учреждениях, организациях, подыскать няню или  учителя для ребенка, познакомить  с семьями, которые успешно решают те же задачи, собрать документы  для решения вопросов, актуальных для семьи и ребенка, делать необходимые  закупки продуктов и лекарств и др.

Кроме названных учреждений и лиц, к которым при необходимости  можно обратиться, нужно иметь  информацию и о тех организациях, где родители также могли бы получить требуемую помощь. К ним можно  отнести:

- территориальные или  районные центры социального  обслуживания или социальной  защиты населения. В названном  центре можно зарегистрировать  семью и ребенка, стать постоянным  его клиентом и пользоваться  услугами, перечень которых достаточно  широк; 

- реабилитационные центры  для детей и подростков с  ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание  медицинской, социальной и психолого-педагогической  помощи детям; 

- городские или районные  комитеты по защите прав материнства  и детства. В них можно получить  консультацию о льготах, фондах  помощи и другим вопросам;

- специальные образовательные  учреждения - детские сады, школы,  интернаты; 

- ассоциации и другие  объединения родителей, имеющих  детей с ограниченными возможностями,  которые предназначены для оказания  семьям необходимой эмоциональной  поддержки, передачи опыта воспитания  детей, защиты прав семей и  др.[4, c 38]

Значительные трудности  могут возникнуть у родителей  при устройстве ребенка на обучение в школу. Родители часто  стоят  перед выбором, куда направить ребенка  на обучение — в обычную общеобразовательную  школу или же в специальное  учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные  учреждения часто территориально удалены  от семьи. Нередко, из-за незнания или  отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ребенка в государственные  специализированные учреждения.

Вместе с тем, даже в  этих случаях, родители должны позаботиться о том, чтобы ребенка подготовить  к школе. Подготовка к обучению в  школе практически начинается с  самого его рождения. Если у родителей  возникают сомнения в том, на чем  делать акцент — на лечении ребенка  или на его образовании, то надо иметь  в виду, что дети, которые испытывали дефицит в воспитании и образовании, бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу образования, не исключая, безусловно, и лечения.

Если же ребенок, имеющий  дефект, определяется в общеобразовательную  школу, родителям следует наладить самый тесный контакт с учителями, классным руководителем, психологом и  социальным педагогом. Важно рассказать им об индивидуальных особенностях своего ребенка, выработать с ними индивидуальную программу развития с учетом специфики  дефекта, регулярно отслеживать  изменения в психике и личности, происходящие под воздействием обучения и воспитания, посещать классные родительские собрания.

 Полезным является  также участие родителей в  различных внешкольных объединениях, оказывающих влияние на образовательный  процесс, таких, как родительский  комитет, совет отцов и другие. Участие в них дает родителям  возможность ставить и решать  вопросы, не только относящиеся  к общешкольным проблемам, но  и концентрировать внимание на  оказании помощи и создании  условий для обучения и воспитания  детей, имеющих ограниченные возможности,  которые требуют к себе повышенного  внимания и специфического индивидуального  подхода. 

Семьи, имеющие детей с  ограниченными возможностями, имеют  сходные проблемы и затруднения. Нередко им недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются  в психологической поддержке, потребности  поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями. Характер общения родителей во многом определяется их индивидуальными особенностями. Члены гармоничных семей, в большинстве  своем, не замыкаются рамками отношений  только между собой, а имеют друзей, у них есть свои интересы, любимые  занятия. Эти связи с внешним  миром являются устойчивым источником психологической поддержки при  возникновении тех или иных семейных проблем. Родители всегда могут поделиться с друзьями по поводу тревожных переживаний  и трудностей, возникших в семье, особенно если они уже сталкивались с аналогичными ситуациями. У детей, как и у взрослых, также появляются друзья вне семьи. В таких семьях дети с ранних лет приобщаются  к любимым занятиям, растут уверенными в себя, у них более рельефно проявляется чувство собственного достоинства, возникает более широкий  и устойчивый диапазон интересов.

К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга  знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может  возникнуть подозрительность, недоверие  к другим людям. По этой причине они  затрудняются «уйти» от своих проблем, постоянно испытывают внутреннее психическое  напряжение, проявляющееся нередко  в возникновении чувства безысходности. Поэтому родителям, которых часто  преследуют такие состояния, необходима своеобразная «психологическая разрядка». Для этого рекомендуется , хотя бы на короткое время, отвлечься от семейных проблем, провести некоторое время  вне семьи со своими знакомыми, «излить» им свою душу, после чего может наступить  определенное облегчение, вернутся уверенность  в своих силах, и мир предстанет в другом, более привлекательном  свете. [14, c 256]

Развитие аномального  ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно  решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении  со сверстниками. Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что  он не такой как другие, но его  переживания в связи с возрастными  особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее  болезненно и быстрее. Однако ему  надо помочь установить контакт с  теми детьми, в компании которых  он стал бы своим человеком. Лучше всего, если подключить к участию в игровой деятельности ребенка его братьев и сестер, чтобы они стали соучастниками его вхождения в социальный мир. Если же возникает конфликтная ситуация и дети не принимают ребенка с дефектом в свое общество, то «навязывать» его им не рекомендуется. Данная среда пока не созрела для того, чтобы его принять, поэтому надо искать другие варианты и подходы организации общения ребенка со сверстниками.

Семья для человека - наиболее значимый фактор социализации и превосходит  по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает  систему норм, правил, ценностей  и знаний в соответствии с культурой  и традициями общества и апробирует их на практике. Что же касается роли семьи для ребенка с ограниченными  возможностями, то она неизмеримо возрастает. В связи с его особым образом  жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования  таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

Чтобы больше узнать об особенностях развития психики ребенка и его  недуге, несомненно, нужны консультации у специалистов, однако этого недостаточно. Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребенку, они должны со всей ответственностью заняться своим  образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. В настоящее время издается немало литературы по проблемам воспитания и развития детей, но в этом огромном потоке информации несведущему человеку бывает трудно найти то, что ему  действительно необходимо. Оказать  квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы  самообразования родителей могут  профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог  и другие.

Как видим, социальные связи  семьи в связи с появлением ребенка с ограниченными возможностями  значительно расширяются. Без их установления и поддержания нормальных деловых отношений решать многие проблемы воспитания и развития ребенка  крайне затруднительно. Однако, чтобы  от таких взаимоотношений была польза для семьи и ребенка, нужна  воля и активность самих родителей. Только при их желании и целеустремленности можно овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и создать условия для его  более эффективного психического и личностного развития.

Все выше перечисленные трудности, а также мнения и пожелания  необходимо учитывать при организации  социально-реабилитационного процесса ребенка с ограниченными возможностями  жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.   Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида

 

Пережитый шок, вызванный  известием о появлении в семье  ребенка с дефектом, серьезно травмирует психику родителей и существенно  влияет на установившиеся между ними отношения.

В гармоничных семьях супруги, как правило, находят пути взаимно  поддержать, успокоить друг друга, пережить свое горе вместе. Но таких семей, к  сожалению, немного. В большинстве  своем отношения между супругами  после появления ребенка с  дефектом охлаждаются. Нередко возникает  недоверие, обида, супруги начинают искать причины несчастья ребенка, что ведет к внутрисемейным конфликтам .

Еще более сложные переживания  выпадают на долю одиноких матерей. К  негативной реакции общественного  мнения на рождение внебрачного ребенка  добавляются страдания, связанные  с его болезнью, с трудностями  содержания и воспитания.

Родители, имеющие таких  детей, часто страдают от того, что  чувствуют себя виновными в случившейся  беде с ребенком. Они не могут  самостоятельно преодолеть тяжелые  личностные и социальные проблемы.

Эмоциональные переживания, мышление и поведение человека чрезвычайно  сложны, но они вполне познаваемы и  управляемы. Приложив достаточно усилий, можно, например, изменить привычный  образ мыслей и чувств. Человек  сам создает себе настроение. Под  влиянием внешних и внутренних факторов он продуцирует вещества, влияющие на его психические переживания - от ярко выраженных проявлений эйфории, восторга, радости до глубочайшей  депрессии и самобичевания.

Самый разумный и эффективный  путь при решении любой жизненной  проблемы - начать действовать. Психологические  исследования, проводимые в условиях реальной опасности, показали, что наилучшим  образом преодолевали свой страх  и тревожные переживания те, кто  был занят выполнением конкретной задачи. У кого же отсутствовало  «поле деятельности», начинали паниковать или испытывали полнейшую скованность  в поведении.

Разгадка этого феномена состоит в том, что объем внимания, которое человек уделяет реальности, ограничен. И если внимание заполнено  конструктивной деятельностью, то не остается свободного места для устрашающих  фантазий и тревожных переживаний. Следовательно, одним из важнейших  условий преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих  ребенка с ограниченными возможностями, - включение их в активную деятельность, связанную, прежде всего, с воспитанием  ребенка. Как показывает практика, начать следует с изучения специальной  литературы и опыта воспитания таких  детей в других семьях, а также  постараться создать благоприятные  условия для жизни и развития ребенка, а главное организовать общение с ним. Если родители принимают  вызов судьбы и активно начинают заниматься с ребенком, у них значительно  больше появляется шансов на то, чтобы  преодолеть свои страхи.

Известно, что негативные переживания имеют тенденцию  очень быстро становиться привычкой  и в дальнейшем воздействовать на психику человека автоматически. Чтобы  этого избежать, существует немало приемов, снимающих отрицательное  воздействие негативного мышления путем перевода его в позитивное русло.

Так, в психотерапевтической практике широко известен прием, когда  пациенту рекомендуют следить за появлением негативных мыслей и регулярно, не реже чем через два часа, фиксировать  их в тетради или с помощью  диктофона на аудиокассете, а затем, при анализе сделанных записей, подбирать к ним позитивные варианты ответов.

Чтобы негативные мысли лучше  осознать, а затем их изменить или  смягчить, можно применительно к  специфике рассматриваемой проблемы использовать следующие вспомогательные  вопросы:

- Какие чувства вызывает  мысль о том, что у меня  имеется ребенок с дефектом  развития?  .

- Способствуют ли они  тому, что я остаюсь угнетенным, напуганным, недовольным, огорченным?

- Ощущаю ли я чувство  вины? И другие.

Ориентация на позитивные мысли приводит в итоге к изменению  привычного стиля мышления, что значительно  снижает психическую напряженность, смягчает эмоциональные переживания, вызванные неприятными для человека эмоциями.

Информация о работе Социальная работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья