Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
показать проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
рассмотреть основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка-инвалида………………………………………………………………………14
2.1. Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями…………………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида…………………20
2.3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
Глава III Практическое решение проблем детской инвалидности………………………………………………………………….31
3.1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………………40
Не меньшее значение имеет
помощь специалистов в организации
ухода за ребенком, в его лечении
и воспитании. Круг этих специалистов,
в зависимости от структуры дефекта
широк. К ним относятся специалисты
узкого профиля из соответствующих
центров и лечебных учреждений, в
которых дети состоят на диспансерном
учете, а также детский врач, психолог,
специалист по социальной реабилитации,
логопед, коррекционный педагог, которые
являются главными консультантами по
многим вопросам, связанным с течением
заболевания и развитием
У родителей больного ребенка
нередко возникает
Кроме названных учреждений и лиц, к которым при необходимости можно обратиться, нужно иметь информацию и о тех организациях, где родители также могли бы получить требуемую помощь. К ним можно отнести:
- территориальные или
районные центры социального
обслуживания или социальной
защиты населения. В названном
центре можно зарегистрировать
семью и ребенка, стать
- реабилитационные центры
для детей и подростков с
ограниченными возможностями
- городские или районные
комитеты по защите прав
- специальные образовательные учреждения - детские сады, школы, интернаты;
- ассоциации и другие
объединения родителей,
Значительные трудности
могут возникнуть у родителей
при устройстве ребенка на обучение
в школу. Родители часто стоят
перед выбором, куда направить ребенка
на обучение — в обычную
Вместе с тем, даже в этих случаях, родители должны позаботиться о том, чтобы ребенка подготовить к школе. Подготовка к обучению в школе практически начинается с самого его рождения. Если у родителей возникают сомнения в том, на чем делать акцент — на лечении ребенка или на его образовании, то надо иметь в виду, что дети, которые испытывали дефицит в воспитании и образовании, бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу образования, не исключая, безусловно, и лечения.
Если же ребенок, имеющий
дефект, определяется в общеобразовательную
школу, родителям следует наладить
самый тесный контакт с учителями,
классным руководителем, психологом и
социальным педагогом. Важно рассказать
им об индивидуальных особенностях своего
ребенка, выработать с ними индивидуальную
программу развития с учетом специфики
дефекта, регулярно отслеживать
изменения в психике и
Полезным является
также участие родителей в
различных внешкольных
Семьи, имеющие детей с
ограниченными возможностями, имеют
сходные проблемы и затруднения.
Нередко им недостает физических
и моральных сил. Все они нуждаются
в психологической поддержке, потребности
поделиться с другими людьми своими
сомнениями и трудностями. Характер
общения родителей во многом определяется
их индивидуальными особенностями.
Члены гармоничных семей, в большинстве
своем, не замыкаются рамками отношений
только между собой, а имеют друзей,
у них есть свои интересы, любимые
занятия. Эти связи с внешним
миром являются устойчивым источником
психологической поддержки при
возникновении тех или иных семейных
проблем. Родители всегда могут поделиться
с друзьями по поводу тревожных переживаний
и трудностей, возникших в семье,
особенно если они уже сталкивались
с аналогичными ситуациями. У детей,
как и у взрослых, также появляются
друзья вне семьи. В таких семьях
дети с ранних лет приобщаются
к любимым занятиям, растут уверенными
в себя, у них более рельефно
проявляется чувство
К сожалению, у многих родителей,
отягощенных теми или иными проблемами,
существует тенденция сужения круга
знакомств. Они часто замыкаются
в себе, не хотят встречаться со
своими приятелями, у них может
возникнуть подозрительность, недоверие
к другим людям. По этой причине они
затрудняются «уйти» от своих проблем,
постоянно испытывают внутреннее психическое
напряжение, проявляющееся нередко
в возникновении чувства
Развитие аномального
ребенка ставит перед родителями
все новые и новые проблемы,
которые должны грамотно и заинтересованно
решаться. Одной из таких наиболее
сложных проблем является реализация
потребности ребенка в общении
со сверстниками. Более эффективно
контакты с другими детьми налаживаются
в раннем возрасте. Ребенок, находясь
среди детей, может ощущать, что
он не такой как другие, но его
переживания в связи с
Семья для человека - наиболее
значимый фактор социализации и превосходит
по влиянию все другие общественные
образования. В ней человек усваивает
систему норм, правил, ценностей
и знаний в соответствии с культурой
и традициями общества и апробирует
их на практике. Что же касается роли
семьи для ребенка с
Чтобы больше узнать об особенностях
развития психики ребенка и его
недуге, несомненно, нужны консультации
у специалистов, однако этого недостаточно.
Если родители хотят по-настоящему
счастья своему ребенку, они должны
со всей ответственностью заняться своим
образованием и самообразованием, овладеть
основными технологиями по воспитанию.
В настоящее время издается немало
литературы по проблемам воспитания
и развития детей, но в этом огромном
потоке информации несведущему человеку
бывает трудно найти то, что ему
действительно необходимо. Оказать
квалифицированную помощь в выборе
литературы и в составлении программы
самообразования родителей
Как видим, социальные связи
семьи в связи с появлением
ребенка с ограниченными
Все выше перечисленные трудности,
а также мнения и пожелания
необходимо учитывать при организации
социально-реабилитационного
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка-инвалида
Пережитый шок, вызванный
известием о появлении в семье
ребенка с дефектом, серьезно травмирует
психику родителей и
В гармоничных семьях супруги,
как правило, находят пути взаимно
поддержать, успокоить друг друга, пережить
свое горе вместе. Но таких семей, к
сожалению, немного. В большинстве
своем отношения между
Еще более сложные переживания выпадают на долю одиноких матерей. К негативной реакции общественного мнения на рождение внебрачного ребенка добавляются страдания, связанные с его болезнью, с трудностями содержания и воспитания.
Родители, имеющие таких детей, часто страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Они не могут самостоятельно преодолеть тяжелые личностные и социальные проблемы.
Эмоциональные переживания, мышление и поведение человека чрезвычайно сложны, но они вполне познаваемы и управляемы. Приложив достаточно усилий, можно, например, изменить привычный образ мыслей и чувств. Человек сам создает себе настроение. Под влиянием внешних и внутренних факторов он продуцирует вещества, влияющие на его психические переживания - от ярко выраженных проявлений эйфории, восторга, радости до глубочайшей депрессии и самобичевания.
Самый разумный и эффективный
путь при решении любой жизненной
проблемы - начать действовать. Психологические
исследования, проводимые в условиях
реальной опасности, показали, что наилучшим
образом преодолевали свой страх
и тревожные переживания те, кто
был занят выполнением
Разгадка этого феномена
состоит в том, что объем внимания,
которое человек уделяет
Известно, что негативные
переживания имеют тенденцию
очень быстро становиться привычкой
и в дальнейшем воздействовать на
психику человека автоматически. Чтобы
этого избежать, существует немало
приемов, снимающих отрицательное
воздействие негативного
Так, в психотерапевтической практике широко известен прием, когда пациенту рекомендуют следить за появлением негативных мыслей и регулярно, не реже чем через два часа, фиксировать их в тетради или с помощью диктофона на аудиокассете, а затем, при анализе сделанных записей, подбирать к ним позитивные варианты ответов.
Чтобы негативные мысли лучше
осознать, а затем их изменить или
смягчить, можно применительно к
специфике рассматриваемой
- Какие чувства вызывает мысль о том, что у меня имеется ребенок с дефектом развития? .
- Способствуют ли они тому, что я остаюсь угнетенным, напуганным, недовольным, огорченным?
- Ощущаю ли я чувство вины? И другие.
Ориентация на позитивные
мысли приводит в итоге к изменению
привычного стиля мышления, что значительно
снижает психическую