Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа
Объект исследования: младшие школьники, испытывающие трудности в социальной дезадаптации.
Предмет исследования: социальная дезадаптированность младших школьников
Целью работы является изучение социальной дезадаптированности и анализ влияния средств арт-терапии при коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.
Введение 3
1. Современные психолого-педагогические представления о социальной дезадаптации младших школьников 6
1.1. Изученность проблемы 6
1.2. Понятие дезадаптации 9
1.3. Формы дезадаптации младших школьников 15
1.4. Причины возникновения и особенности проявления 17
2. Арттерапия как средство коррекции социальной дезадаптированности младшего школьника 19
2.1. Понятие и функции арттерапии 19
2.2. Направления арттерапии 19
2.3. Применение арт-терапевтических методов 22
3. Исследования и общая характеристика методов выявления и коррекции социальной дезадаптации младших школьников 24
3.1 Программа исследования процесса дезадаптации 24
3.2 Проведение эксперимента 30
3.3. Программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников 37
3.4. Выводы 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Таким
образом, 17% детей с трудом справились
с предложенными заданиями. 77% дошкольников
имеют среднее развитие, но при
этом показатели 71% детей из этой группы
находятся на нижней границе оценки
данного типа развития ребёнка. И
только 1 ребёнок (6%) хорошо справился
с заданиями, показав уровень развития
выше среднего. Из анализа результатов
можно сделать вывод: больше половины
обследуемых детей имеет средний уровень
развития. Можно утверждать, что больше
80% детей имеют достаточный уровень интеллектуального
развития, у них развиты тонкая моторика
и движение руки, большая часть из этих
детей смогла выполнять задания не отвлекаясь.
Данные анализа представлены в диаграмме
№4 (рис.2.4.).
Рисунок
2.4. Первичное обследование школьной
зрелости
В
рамках констатирующего эксперимента
нашего исследования были определены
уровни адаптированности/
Для подтверждения гипотезы: «Проведение системы коррекционно-развивающих занятий средствами арт-терапии способствует повышению уровня адаптации школьников», была разработана специальная программа коррекционных занятий и реализована в процессе специально-организованных занятий с учащимися данных классов.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была разработана программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников. При построении программы исходили из возможности структурировать отклонения в формировании личности младшего школьника по 3-м компонентам: эмоциональному, когнитивному и поведенческому. Компоненты между собой взаимосвязаны, работа с ними возможна как последовательно, так и параллельно.
В качестве основного показателя отклонения развития личности ребенка 6-8 лет в эмоциональном компоненте принимаем нарушения в формировании эмоциональной сферы
В качестве показателя отклонения развития личности в когнитивном компоненте - нарушения в формировании самосознания личности
В поведенческом компоненте - нарушения в ролевом развитии ребенка
Вышеперечисленные показатели определили следующие задачи.
3.Обеспечение адекватного ролевого развития младшего школьника.
Занятия состояли из разминки, работы по теме и релаксации. Программа рассчитана на 18 занятий продолжительностью по 40 минут каждое. Возраст детей - 6-8 лет.
Основной
этап формирующего эксперимента заключался
в реализации разработанной нами
программы по коррекции социальной
дезадаптированности детей
Контрольный
эксперимент показал
Сравнительные данные показателей адаптированности детей экспериментальной группы до формирующего эксперимента (Д1), после него (Д2) и контрольной группы (А2)
Показатели дезадаптации | Д1-группа n=27 | Д2-
группа n=27 |
А2 группа n=41 |
Средний коэффициент уровня дезадаптации | 37 | 12,5 | 18,9 |
Средний балл по уровню тревожности | 47, 5 | 26,6 | 28 |
Средний балл по уровню самооценки | 14,5 | 21,5 | 16,4 |
Средний балл по уровню мотивации | 12,8 | 21,5 | 22,7 |
Средний
показатель выраженности симптомокомплексов:
Тревожность по отношению к взрослым |
2,5 | 1,85 | 2,1 |
Незащищенность | 4,86 | 3,28 | 3,5 |
Враждебность | 3,17 | 1,5 | 2,3 |
Депрессивность | 3,0 | 1,9 | 2,6 |
Недоверие к себе, новым людям и ситуациям | 7,3 | 2,8 | 3,4 |
Эмоциональное напряжение. | 4,8 | 2,1 | 1,9 |
Анализ поведения младших школьников в процессе коррекционных занятий показал, что по мере развертывания коррекционной работы у детей существенно повышалась активность и самостоятельность при выборе различных игр, упражнений, материалов; повысился уровень произвольной регуляции своего поведения у большинства детей; появилась уверенность в своих силах и возможностях, уменьшилась внутренняя напряженность, тревога.
По результатам итогового диагностического исследования выяснилось, что все учащиеся имеют положительный настрой по отношению к коррекционным занятиям, а особенный интерес вызвало использование на занятиях арттерапевтических средств.
В проведенном исследовании получила подтверждение выдвинутая нами гипотеза и решены поставленные задачи. Работа над проблемой позволила выделить факторы социальной дезадаптированности младших школьников, охарактеризовать возможные пути преодоления социальной дезадаптированности в младшем школьном возрасте.
Все
это позволило по результатам исследования
сделать определенные выводы, описанные
в заключении.
1. Анализируя исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, медиков по проблеме дезадаптации личности ребенка, мы пришли к выводу о том, что до сих пор нет единого определения понятия «дезадаптация». В своем исследовании мы рассматриваем дезадаптацию личности как самостоятельный феномен, формирующийся в результате рассогласования в психическом развитии между личностной и интеллектуальной сферами, а также в результате несоответствия психолого-социального статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Проблемы и трудности детей в школьном возрасте группируются вокруг учебной деятельности, являющейся в этом возрасте ведущей, т.е. такой деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития.
Информация о работе Социальная дезадаптированность младших школьников