Социальная дезадаптированность младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: младшие школьники, испытывающие трудности в социальной дезадаптации.
Предмет исследования: социальная дезадаптированность младших школьников
Целью работы является изучение социальной дезадаптированности и анализ влияния средств арт-терапии при коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.

Содержание

Введение 3
1. Современные психолого-педагогические представления о социальной дезадаптации младших школьников 6
1.1. Изученность проблемы 6
1.2. Понятие дезадаптации 9
1.3. Формы дезадаптации младших школьников 15
1.4. Причины возникновения и особенности проявления 17
2. Арттерапия как средство коррекции социальной дезадаптированности младшего школьника 19
2.1. Понятие и функции арттерапии 19
2.2. Направления арттерапии 19
2.3. Применение арт-терапевтических методов 22
3. Исследования и общая характеристика методов выявления и коррекции социальной дезадаптации младших школьников 24
3.1 Программа исследования процесса дезадаптации 24
3.2 Проведение эксперимента 30
3.3. Программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников 37
3.4. Выводы 39
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Дезадаптированность.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, 17% детей с трудом справились с предложенными заданиями. 77% дошкольников имеют среднее развитие, но при  этом показатели 71% детей из этой группы находятся на нижней границе оценки данного типа развития ребёнка. И  только 1 ребёнок (6%) хорошо справился с заданиями, показав уровень развития выше среднего. Из анализа результатов можно сделать вывод: больше половины обследуемых детей имеет средний уровень развития. Можно утверждать, что больше 80% детей имеют достаточный уровень интеллектуального развития, у них развиты тонкая моторика и движение руки, большая часть из этих детей смогла выполнять задания не отвлекаясь. Данные анализа представлены в диаграмме №4 (рис.2.4.). 

     

     Рисунок 2.4. Первичное обследование школьной зрелости 

    В рамках констатирующего эксперимента нашего исследования были определены уровни адаптированности/дезадаптированности детей к школе, выделена группа первоклассников, дезадаптированных к школе, выявлены психологические особенности дезадаптированных первоклассников по выделенным факторам дезадаптации.

     Для подтверждения гипотезы: «Проведение системы коррекционно-развивающих занятий средствами арт-терапии способствует повышению уровня адаптации школьников», была разработана специальная программа коррекционных занятий и реализована в процессе специально-организованных занятий с учащимися данных классов.

3.3. Программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников

 

    Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была разработана программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников. При построении программы исходили из возможности структурировать отклонения в формировании личности младшего школьника по 3-м компонентам: эмоциональному, когнитивному и поведенческому. Компоненты между собой взаимосвязаны, работа с ними возможна как последовательно, так и параллельно.

    В качестве основного показателя отклонения развития личности ребенка 6-8 лет в эмоциональном компоненте принимаем нарушения в формировании эмоциональной сферы

    В качестве показателя отклонения развития личности в когнитивном компоненте - нарушения в формировании самосознания личности

    В поведенческом компоненте - нарушения в ролевом развитии ребенка

    Вышеперечисленные показатели определили следующие задачи.

  1. Формирование у детей эмоциональной децентрации.
  2. Формирование самосознания личности.

    3.Обеспечение адекватного ролевого развития младшего школьника.

    Занятия состояли из разминки, работы по теме и релаксации. Программа рассчитана на 18 занятий продолжительностью по 40 минут каждое. Возраст детей - 6-8 лет.

    Основной  этап формирующего эксперимента заключался в реализации разработанной нами программы по коррекции социальной дезадаптированности детей младшего школьного с помощью средств  арттерапии (экспериментальная группа). По окончании экспериментального периода была осуществлена вторичная, контрольная диагностика показателей адаптации учащихся экспериментальной и контрольной групп.

    Контрольный эксперимент показал несущественные изменения в показателях адаптированности детей контрольной группы (А2) и значительные изменения в этих показателях для экспериментальной группы.

    Сравнительные данные показателей адаптированности детей экспериментальной группы до формирующего эксперимента (Д1), после  него (Д2) и контрольной группы (А2)

Показатели  дезадаптации Д1-группа n=27 Д2-

группа

n=27

А2 группа n=41
Средний коэффициент уровня дезадаптации 37 12,5 18,9
Средний балл  по уровню тревожности 47, 5 26,6 28
Средний балл  по уровню самооценки 14,5 21,5 16,4
Средний балл  по  уровню мотивации 12,8 21,5 22,7
Средний показатель выраженности симптомокомплексов:

Тревожность   по   отношению   к взрослым

2,5 1,85 2,1
Незащищенность 4,86 3,28 3,5
Враждебность 3,17 1,5 2,3
Депрессивность 3,0 1,9 2,6
Недоверие к себе, новым людям и ситуациям 7,3 2,8 3,4
Эмоциональное напряжение. 4,8 2,1 1,9

3.4. Выводы

 

    Анализ поведения младших школьников в процессе коррекционных занятий показал, что по мере развертывания коррекционной работы у детей существенно повышалась активность и самостоятельность при выборе различных игр, упражнений, материалов; повысился уровень произвольной регуляции своего поведения у большинства детей; появилась уверенность в своих силах и возможностях, уменьшилась внутренняя напряженность, тревога.

    По результатам итогового диагностического исследования выяснилось, что все учащиеся имеют положительный настрой по отношению к коррекционным занятиям, а особенный интерес вызвало использование на занятиях арттерапевтических средств.

    В проведенном исследовании получила подтверждение выдвинутая нами гипотеза и решены поставленные задачи. Работа над проблемой позволила выделить факторы социальной дезадаптированности младших школьников, охарактеризовать возможные пути преодоления социальной дезадаптированности в младшем школьном возрасте.

    Все это позволило по результатам исследования сделать определенные выводы, описанные в заключении. 
 
 

 

    

Заключение

 

    1. Анализируя исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, медиков по проблеме дезадаптации личности ребенка, мы пришли к выводу о том, что до сих пор нет единого определения понятия «дезадаптация». В своем исследовании мы рассматриваем дезадаптацию личности как самостоятельный феномен, формирующийся в результате рассогласования в психическом развитии между личностной и интеллектуальной сферами, а также в результате несоответствия психолого-социального статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Проблемы и трудности детей в школьном возрасте группируются вокруг учебной деятельности, являющейся в этом возрасте ведущей, т.е. такой деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития.

  1. Доказана возможность использование средств арттерапии как средства коррекции социальной дезадаптированности младших школьников. Использование средств арттерапии в коррекционно-развивающей работе оказывает существенное влияние на повышение уровня адаптированности к школе, способствует снижению уровня тревожности, снижению степени выраженности внутриличностных симптомокомплексов, особенно таких как тревожность по отношению ко взрослым, незащищенность, враждебность, депрессивность, недоверие к себе, новым людям и ситуациям, эмоциональное напряжение и других.
  2. Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции социальной дезадаптированности младших школьников является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности младших школьников. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление факторов социальной дезадаптированности личности младшего школьника, индивидуально-психологических, личностных особенностей ребенка, уровня развития интеллектуальной, мотивационной сферы, т.е. уровня готовности ребенка к школьному обучению, а также особенностей его нервно-психического развития и коммуникативного опыта, помогает на ранних стадия выявить факторы социальной дезадаптированности.
  3. Анализируя результаты проведенного исследования, можно отметить, что при воздействии на поведенческий, эмоциональный и когнитивный блоки с помощью методов арттерапии, сказки и игры снижается риск возникновения дезадаптации личности младшего школьника.
  4. Безусловно, проблема социальной дезадаптации младших школьников является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.

 

Список использованных источников

 
  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1998.
  2. Имашева Е.Г. Коррекционная психология, шпаргалка, М., 2005.
  3. Куракина, С. В. Метод арттерапии в работе с младшими школьниками / С.В. Куракина // Журнал «Начальная школа». -М., 2007. - № 5. - С. 21-25.
  4. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998.
  5. Куракина, С.В. Влияние искусства на личностную и эмоциональную сферу младшего школьного возраста. / С.В. Куракина // Вестник интегративной психологии. -Ярославль, 2006. - Выпуск № 4. - С. 107-108.
  6. Куракина, С.В. Педагог выбирает арт-терапию.../ С.В. Куракина / Журнал Педагогическая мастерская. - М., 2007. -№ 3. - С. 30-36.
  7. Куракина, С.В. Феномен «социальная дезадаптация» и современная школа. / С.В. Куракина // Журнал «Учитель». -М., 2007. - № 3. - С. 65-68.
  8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.
  9. Лупанина, С.В."Почему трудный ребенок труден? / С.В. Лупанина // Журнал «Учитель». - М., 2003. - № 6. - С. 35-38.
  10. Лупанина, С.В."Дезадаптация - острейшая проблема педагогики / С. В. Лупанина // Л.С. - лучшие страницы педагогической прессы. - М., 2004. - № 2. - С. 80-86.
  11. Лупанина, С.В."Программа по коррекции социальной дезадаптированности младшеклассников / С.В. Лупанина // Журнал «Учитель». - М., 2004. - № 6. - С. 16-19.
  12. Лупанина, С.В. Методические рекомендации для педагогов-психологов по коррекции социальной дезадаптированности младших школьников с помощью средств арттерапии / С.В. Лупанина // М.: Ин-т общего образования Минобрнауки России. - 2005. - 16 с.
  13. Немов Р.С. Психология.- М., 1995.
  14. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.
  15. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н. Новгород, 2000

Информация о работе Социальная дезадаптированность младших школьников