Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа
Объект исследования: младшие школьники, испытывающие трудности в социальной дезадаптации.
Предмет исследования: социальная дезадаптированность младших школьников
Целью работы является изучение социальной дезадаптированности и анализ влияния средств арт-терапии при коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.
Введение 3
1. Современные психолого-педагогические представления о социальной дезадаптации младших школьников 6
1.1. Изученность проблемы 6
1.2. Понятие дезадаптации 9
1.3. Формы дезадаптации младших школьников 15
1.4. Причины возникновения и особенности проявления 17
2. Арттерапия как средство коррекции социальной дезадаптированности младшего школьника 19
2.1. Понятие и функции арттерапии 19
2.2. Направления арттерапии 19
2.3. Применение арт-терапевтических методов 22
3. Исследования и общая характеристика методов выявления и коррекции социальной дезадаптации младших школьников 24
3.1 Программа исследования процесса дезадаптации 24
3.2 Проведение эксперимента 30
3.3. Программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников 37
3.4. Выводы 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Содержание
Происходящая в настоящее время модернизация отечественного образования, являющаяся важнейшим направлением Национального проекта «Образование», выявляет, как показывает анализ практики, следующие тенденции, которые нельзя не учитывать в учебно-воспитательной деятельности средних учебных заведений всех форм, типов и уровней, в том числе и негосударственных образовательно-воспитательных учреждений:
- усиление роли психологического сопровождения в индивидуальном образовательном маршруте каждого учащегося; в учебно-воспитательном процессе;
- ухудшение здоровья детей, в первую очередь учащихся начальной школы, связанное со школьной дезадаптацией.
Педагогические работники с тревогой отмечают, что с каждым годом в российских школах увеличивается количество детей, не справляющихся с учебной программой. Медицинские работники также серьезно озабочены ухудшающимся здоровьем учащихся. Оба этих факта соединяются сегодня в явлении, называемом школьной дезадаптацией. Дезадаптация школьников - это острейшая проблема педагогики, вызываемая многими причинами, в том числе социальными: сложной, нестабильной ситуацией в обществе, микроклиматом в семье и атмосферой в школе.
Можно придерживаться мнения, что в сегодняшних условиях изучаемое явление должно рассматриваться как социально-психологический дефект, являющийся не симптомом психического заболевания, а отклонением в развитии в пределах нормы, т. е. отсутствием или задержкой качественно специфических проявлений нормального формирования личности на соответствующем возрастном этапе. Данный дефект поддается педагогической коррекции в условиях общеобразовательной школы.
Анализ теоретических, экспериментальных и практических исследований проблемы социальной дезадаптированности младших школьников позволил выявить противоречия между необходимостью создания специальной программы по коррекции социальной дезадаптированности младших школьников с помощью средств арттерапии и слабой практической разработкой этого вопроса, недостаточным методическим обеспечением в практике школьного психолога. Все вышеизложенное определило актуальность изучаемой проблемы и выбор темы: «Коррекция социальной дезадаптированности младших школьников средствами арттерапии».
Определение путей использования средств арттерапии для преодоления социальной дезадаптированности младшего школьника составляет проблему нашего исследования.
Объект исследования: младшие школьники, испытывающие трудности в социальной дезадаптации.
Предмет исследования: социальная дезадаптированность младших школьников
Целью работы является изучение социальной дезадаптированности и анализ влияния средств арт-терапии при коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что коррекция социальной дезадаптированности младших школьников средствами арт-терапии является эффективной.
Достижение поставленных условий объективно потребовало решения ряда взаимосвязанных конкретных задач, важнейшими из которых являются:
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили следующие научные работы:
Основные методы исследования – теоретические, эмпирические и методы качественного и количественного анализа эмпирических данных (статистическая обработка и интерпретация результатов психодиагностики).
Анализ психолого-педагогической, социологической и философской литературы показывает многоплановость подходов к данной проблеме, в которых проявляются разнообразные варианты понимания дезадаптации личности. Всесторонний анализ и детальное изучение публикаций по проблеме показали, что их условно можно объединить в группы по направлениям, раскрывающим отдельные аспекты социальной дезадаптации. Так, например, активному исследованию вопросов дезадаптации посвящено за последнее время, пожалуй, наибольшее количество публикаций (более 200 книг и брошюр). Особый интерес для нашего исследования представляют диссертации, статьи, монографии, в которых достаточно полно исследуются многие проблемы дезадаптации ребенка, выявляются причины возникновения дезадаптации у школьников, показана роль арттерапии и искусства в коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.1
В работах педагогической направленности, посвященных проблеме дезадаптации, отмечается, что среди многочисленных факторов, предопределяющих дезадаптацию, совокупным педагогическим и собственно школьным влияниям принадлежит ведущая, решающая роль. Особенно уязвимым в отношении педагогических факторов является период начального обучения. И хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее легкие формы, ее последствия для социального роста подрастающей личности оказываются наиболее губительными. Многие авторы исследований социально дезадаптированных школьников (Б.И. Алмазов, С.А. Беличева, И.А. Невский и др.) однозначно утверждают, что у истоков появления проблем дезадаптации более чем в 80% случаев лежат проблемы, связанные с неуспеваемостью ребенка в основном виде деятельности в период становления характера - в учении.
Анализируя работы педагогов, психологов, физиологов по проблеме адаптации и дезадаптации личности, можно сделать вывод, что у данных явлений нет единого определения. В своем исследовании мы рассматриваем дезадаптацию личности как дисгармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением личности к ней, как неспособность к самокоррекции поведения в соответствии с нормами, характерными для данного социума, как отсутствие соответственной возрасту личности зрелости и полагаем, что она обусловливается деформацией системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, а также социальных установок.2
Дезадаптация должна рассматриваться как социально-психологический дефект, являющийся не симптомом психического заболевания, а отклонением в развитии в пределах нормы, т. е. отсутствием или задержкой качественно специфических проявлений нормального формирования личности на соответствующем возрастном этапе. Данный дефект поддается психологической и педагогической коррекции в условиях общеобразовательной школы.
На основании вышеизложенного можно считать дезадаптацию в младшем школьном возрасте и психологической, и педагогической проблемой. Дезадаптация является серьезным повреждением аффективного развития младшего школьника, искажающим развитие высших психических функций. Снижение психического тонуса, постоянный аффективный дискомфорт в контакте с миром затрудняет помимо эмоционального также и интеллектуальное, и социально-личностное становление ребенка и может привести к различным отклонениям в формировании личности, несовместимым с социально приемлемыми эталонами.
Научная новизна и теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в нем предложено разделение проблемы школьной дезадаптации на социально-психологическую и учебно-психологическую составляющие. В работе традиционная система психологических причин социальной дезадаптации дополнена следующим положениями: психологический климат в школе, атмосфера семейного воспитания, межличностные отношения младших школьников. Выявлено, что ведущей причиной дезадаптации ребенка является система социально-психологических отношений. Показано, что большинство социально дезадаптированных младших школьников не удовлетворены характером межличностных отношений в школе и дома; выявлены факторы социальной дезадаптированности младших школьников. Важным является тот факт, что в работе обоснована коррекция дезадаптированности младших школьников с помощью средств арттерапии.3
Полученные данные о проблеме социальной дезадаптированности младшего школьника дают возможность расширить и углубить представления родителей и учителей об адаптации (и ее нарушении – дезадаптации), а разработанная методика по выявлению факторов социальной дезадаптированности позволяет педагогу-психологу определить факторы этой дезадаптированности на более ранних этапах развития (в старшем дошкольном возрасте) и произвести своевременную коррекцию.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается всесторонним анализом широкого круга теоретических работ, психолого-педагогическим экспериментом, проводившимся в естественных условиях, использованием методов исследования, соответствующих его задачам; применением методов математической статистики, адекватным задачам, целям и логике исследования, а также экспериментальной проверкой гипотезы количественным и качественным анализом исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения экспериментальной работы в средней общеобразовательных школах № 501 и № 96 г. Москвы.
К настоящему времени при особой актуальности проблемы адаптации многие аспекты данного явления остаются нераскрытыми. Однако, как показывает анализ психологической литературы, каждый из авторов пытается внести свой вклад в решение проблемы школьной дезадаптации (А.Л. Венгер, И.В. Дубровина, А.Г. Лидере и др.).4
Как показали исследования, в психологии принято считать, что адаптация определяется готовностью ребенка к изменению своего социального положения, и этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям. Ребенок сам меняет социально-психологическую ситуацию, создает свою личностную микросреду, т.е. адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность (система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности).5
Благодаря циклу медицинских исследований проблемы школьной адаптации можно наметить комплексный подход к решению данной проблемы, поскольку в качестве критериев адаптации берутся не только чисто физиологические и медицинские показатели (условно-рефлекторная деятельность, функциональное состояние сердечнососудистой системы, работоспособность, состояние здоровья и т. д.), но и учебная деятельность, а также показатели успеваемости, а в качестве причин дезадаптации указываются как негативные проявления школьной жизни ребенка, так и особенности его семейной ситуации.
В последние годы на страницах отечественной и зарубежной литературы по психиатрии, социальной и медицинской психологии все чаще появляются понятия «социальная дезадаптация», «психическая дезадаптация», «социально-психологическая дезадаптация» и «дезадаптация личности».
Первоначально проблема дезадаптации рассматривалась в терминах медико-биологического и психиатрического характера, но впоследствии наметилась тенденция к переносу акцента с медикализации на исследование социально-психологических и психолого-педагогических аспектов дезадаптации личности.6
По мнению одного из основоположников рассматриваемой теории П. Делора, болезнь является результатом нарушения приспособления человека к окружающей его абиотической и социальной среде. Основную причину социальной дезадаптации он видит в диспропорции между условиями жизни человека и условиями его формирования как биологического вида. Диагностируя болезнь, утверждает П. Делор, врач должен всегда ставить вопрос, приспособлен ли индивид к своей среде. Он должен быть знаком с бесконечными видами социальной дезадаптации, начиная с госпитализации грудного младенца, разлученного с матерью, и заканчивая самоубийством зрелого человека, не сумевшего перенести увольнение или одиночество. В работе «От клинической медицины к медицине социальной» П. Делор определяет социальную дезадаптацию как состояние человека, который не находит в окружающей среде условий, соответствующих его потребностям, способностям и желаниям, что может привести к разобщенности или конфликтам со средой.
Информация о работе Социальная дезадаптированность младших школьников