Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа
Объект исследования: младшие школьники, испытывающие трудности в социальной дезадаптации.
Предмет исследования: социальная дезадаптированность младших школьников
Целью работы является изучение социальной дезадаптированности и анализ влияния средств арт-терапии при коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.
Введение 3
1. Современные психолого-педагогические представления о социальной дезадаптации младших школьников 6
1.1. Изученность проблемы 6
1.2. Понятие дезадаптации 9
1.3. Формы дезадаптации младших школьников 15
1.4. Причины возникновения и особенности проявления 17
2. Арттерапия как средство коррекции социальной дезадаптированности младшего школьника 19
2.1. Понятие и функции арттерапии 19
2.2. Направления арттерапии 19
2.3. Применение арт-терапевтических методов 22
3. Исследования и общая характеристика методов выявления и коррекции социальной дезадаптации младших школьников 24
3.1 Программа исследования процесса дезадаптации 24
3.2 Проведение эксперимента 30
3.3. Программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников 37
3.4. Выводы 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
5. Ориентировочный тест школьной зрелости (модификация А. Керна).
Цель: диагностика готовности детей к школьному обучению. Позволяет в сжатой форме получить картину психического развития ребенка. Используется как индивидуально, так и в группе.
Тест состоит из трех заданий:
1.Рисование мужской фигуры по памяти;
2.Срисовывание письменных букв;
3.Срисовывание группы точек.
Все задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации зрения и движений и руки; уровня интеллектуального развития ребенка; выявления его умения подражать образцу; способности работать сосредоточено не отвлекаясь. Во время задания требуется отмечать: какой рукой рисует ребенок; отвлекается ли он; обводит ли контур образца или рисует самостоятельно. [2. с. 23-25]
Оценка результатов теста. Результаты каждого задания оцениваются по пятибалльной шкале. 1 – высший балл, 5 – низший. Вычисляется суммарный итог. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов – выше среднего, 7 – 11 – среднее, 12 – 15 – ниже нормы. Детей, получивших 12 – 15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Задание 1.
1
балл. – Фигура имеет мужскую
одежду и изображена
2
балла. – Все требования
3
балла. – Фигура должна иметь
голову, туловище и конечности, которые
нарисованы двумя линиями (
4 балла. – Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией каждая, достаточно одной пары.
5 баллов. – Отсутствует четкое изображение туловища, каракули.
Задание 2.
1 балл. – Целиком скопирован образец, буквы превышают его не более чем в два раза и четко связаны в два слова.
2
балла. – Образец скопирован
разборчиво. Размер букв и соблюдение
горизонтальной линии не
3
балла. – Явная разбивка
4 балла. – С образцом совпадают хотя бы две буквы.
5 баллов. – Каракули.
Задание 3.
1балл.
– Почти совершенное
2балла.
– Число и расположение точек
должны соответствовать
3 балла. – Число точек может колебаться от 7 до 20. допускается любой разворот фигуры и превышение размера, но не более чем в два раза.
4
балла. – Контур не
5 баллов. – Каракули.
6. Коррекционно-развивающая программа.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была разработана программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников. При построении программы исходили из возможности структурировать отклонения в формировании личности младшего школьника по 3-м компонентам: эмоциональному, когнитивному и поведенческому. Компоненты между собой взаимосвязаны, работа с ними возможна как последовательно, так и параллельно.
Анализ результатов первичного исследования по методике проективного рисунка – теста Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»
Цель:
методика выявляет отношение детей
к школе и мотивационную
У
14 учащихся (02,07,08,12,16,20,21,25,31,
Таким
образом, как следует из анализа
школьной мотивации учащихся, практически
треть группы испытывают трудности
в адаптации к школьной деятельности.
Половина детей имеет средний уровень
адаптации, т.е. у них выражено положительное
отношение к школе, но с преобладанием
игровой мотивации. Школа для них пока
интересна как новый вид деятельности,
отличающийся от обыденной. Практически
у всех учащихся выражен тот или иной игровой
или отвлеченный момент в рисунке, но так
как мотивация является одним из показателем
школьной адаптации учащихся, то можно
утверждать, что 70% учащихся данных классов
испытывают определенные проблемы в адаптации
к школьной деятельности, а у трех учащихся
эти проблемы выражены довольно ярко в
позиции негативизма. На основании данных
анализа построим диаграмму №1 (рис.2.1.).
Рисунок
2.1. Анализ результатов первичного исследования
по методике проективного рисунка – теста
Н.Г.Лускановой
Анализ
результатов первичной
Цель: методика выявляет положение школьника в межличностных отношениях, позволяет изучить структуру этих отношений. В эксперименте приняло участие 42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов.
После первичной обработки в 1 «А» выделились следующие типы:
1.Лидеры или «звезды» - 4 человека (02,08,06,07);
2.Предпочитаемые
– 7 человек (01,10,11,13,16,20,19)
3.Пренебрегаемые
– 7 человек (03,04,14,15,18,12,17)
4.Изолированные – 2 человека (05,09).
После первичной обработки в 1 «Б» выделились следующие типы:
1.Лидеры или «звезды» - 5 человека (22,28,26,42,27);
2.Предпочитаемые – 5 человек (21,31,30,33,40);
3.Пренебрегаемые
– 9 человек (24,25,34,35,36,39,23,
4.Изолированные – 3 человека (29,37,38).
В результате анализа межличностных отношений была определена неформальная структура каждого класса. Были выявлены «звёзды» и «отверженные». Деление на микрогруппы в данном случае можно объяснить знакомством детей до школы, их жительством «по соседству», участием в играх. При этом дети не получившие выбора отличаются стеснительностью, с одноклассниками общаются мало, у некоторых из них наблюдается низкая школьная мотивация (05,09,38). методика позволила выявить эмоциональных (неформальных) лидеров в классах, наиболее активно участвующих в новых заданиях, не имеющих особых проблем в общении со сверстниками. Некоторые из них имеют высокую школьную мотивацию (02,07,08,42).
Анализ результатов первичного исследования уровня школьной тревожности по методике Филлипса.
Цель:
исследование уровня школьной тревожности.
В эксперименте приняло участие 40 учащихся
1-го «А» и 1-го «Б» классов средней общеобразовательной
школы №2. В целом уровень общей тревожности
в группе соответствует норме. Вместе
с тем у 12 учащихся (30% - 05,13,37,35,06,14,21,38,08,15,
Рисунок 2.2. Первичное исследование уровня тревожности.
Таким образом, как следует из анализа факторов тревожности учащихся, практически все учащиеся испытывают те или иные проблемы. Практически у всех учащихся выражен тот или иной фактор тревожности, но так как тревожность является одним из показателем социальной адаптации учащихся, то можно утверждать, что все учащиеся данной группы испытывают определенные проблемы в социальной адаптации, а у трех учащихся эти проблемы выражены довольно ярко. [2.с. 9]
Анализ результатов первичного исследования по методике Н.Г.Лускановой.
Цель: анализ уровня школьной мотивации. В эксперименте приняло участие 40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов.
В
результате изучения школьной мотивации
были получены следующие данные: общий
уровень школьной мотивации в
группе низкий. Шестнадцать учащихся
(01,17,27,31,07,19,22,29,09,
Рисунок
2.3. Первичное обследование школьной
мотивации
Первичное исследование по ориентировочный тест школьной зрелости (модификация А. Керна). [2. с. 76-87]
Цель: диагностика готовности детей к школьному обучению. Позволяет в сжатой форме получить картину психического развития ребенка. В эксперименте приняло участие 18 дошкольников. В результате изучения уровня школьной зрелости были получены следующие данные:
Развитие – выше среднего (2 – 6 баллов) – 1 ребенок (02).
Развитие
– среднее (7 – 11 баллов) – 14 детей (01,03,05,06,08,09,10,11,12,
Развитие – ниже нормы (11 – 14 баллов) – 3 детей (04,07,18).
Информация о работе Социальная дезадаптированность младших школьников