Социальная дезадаптированность младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: младшие школьники, испытывающие трудности в социальной дезадаптации.
Предмет исследования: социальная дезадаптированность младших школьников
Целью работы является изучение социальной дезадаптированности и анализ влияния средств арт-терапии при коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.

Содержание

Введение 3
1. Современные психолого-педагогические представления о социальной дезадаптации младших школьников 6
1.1. Изученность проблемы 6
1.2. Понятие дезадаптации 9
1.3. Формы дезадаптации младших школьников 15
1.4. Причины возникновения и особенности проявления 17
2. Арттерапия как средство коррекции социальной дезадаптированности младшего школьника 19
2.1. Понятие и функции арттерапии 19
2.2. Направления арттерапии 19
2.3. Применение арт-терапевтических методов 22
3. Исследования и общая характеристика методов выявления и коррекции социальной дезадаптации младших школьников 24
3.1 Программа исследования процесса дезадаптации 24
3.2 Проведение эксперимента 30
3.3. Программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников 37
3.4. Выводы 39
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Дезадаптированность.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

     5. Ориентировочный  тест школьной  зрелости (модификация  А. Керна).

     Цель: диагностика готовности детей к  школьному обучению. Позволяет в сжатой форме получить картину психического развития ребенка. Используется как индивидуально, так и в группе.

     Тест  состоит из трех заданий:

     1.Рисование  мужской фигуры по памяти;

     2.Срисовывание  письменных букв;

     3.Срисовывание  группы точек.

     Все задания данного графического теста  направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации  зрения и движений и руки; уровня интеллектуального развития ребенка; выявления его умения подражать  образцу; способности работать сосредоточено  не отвлекаясь. Во время задания требуется отмечать: какой рукой рисует ребенок; отвлекается ли он; обводит ли контур образца или рисует самостоятельно. [2. с. 23-25]

     Оценка  результатов теста. Результаты каждого  задания оцениваются по пятибалльной шкале. 1 – высший балл, 5 – низший. Вычисляется суммарный итог. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов – выше среднего, 7 – 11 – среднее, 12 – 15 – ниже нормы. Детей, получивших 12 – 15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

     Задание 1.

     1 балл. – Фигура имеет мужскую  одежду и изображена синтетическим  контурным способом. На лице –  глаза, рот, нос. Руки заканчиваются  пятипалой кистью. Ступни ног  отогнуты и т.д.

     2 балла. – Все требования выполнены на единицу, кроме синтетического способа. Отсутствие трех деталей можно не учитывать, если фигура выполнена синтетическим способом.

     3 балла. – Фигура должна иметь  голову, туловище и конечности, которые  нарисованы двумя линиями (объемными).

     4 балла. – Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией каждая, достаточно одной пары.

     5 баллов. – Отсутствует четкое  изображение туловища, каракули.

     Задание 2.

     1 балл. – Целиком скопирован образец,  буквы превышают его не более  чем в два раза и четко связаны в два слова.

     2 балла. – Образец скопирован  разборчиво. Размер букв и соблюдение  горизонтальной линии не учитываются.

     3 балла. – Явная разбивка надписи  на две части. Можно понять  хотя бы четыре буквы.

     4 балла. – С образцом совпадают хотя бы две буквы.

     5 баллов. – Каракули.

     Задание 3.

     1балл. – Почти совершенное копирование  образца. Допускается незначительное  нарушение параллельности.

     2балла.  – Число и расположение точек  должны соответствовать образцу.

     3 балла. – Число точек может  колебаться от 7 до 20. допускается любой разворот фигуры и превышение размера, но не более чем в два раза.

     4 балла. – Контур не соответствует  образцу, но все же состоит  из точек. Размеры и число  точек не учитываются. Целые  формы и линии не допускаются.

     5 баллов. – Каракули.

     6. Коррекционно-развивающая  программа.

    Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была разработана программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников. При построении программы исходили из возможности структурировать отклонения в формировании личности младшего школьника по 3-м компонентам: эмоциональному, когнитивному и поведенческому. Компоненты между собой взаимосвязаны, работа с ними возможна как последовательно, так и параллельно.

3.2 Проведение эксперимента

     Анализ  результатов первичного исследования по методике проективного рисунка – теста Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»

     Цель: методика выявляет отношение детей  к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. В эксперименте приняло участие 42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов средней общеобразовательной школы №2. В результате изучения школьной мотивации были получены следующие данные:

     У 14 учащихся (02,07,08,12,16,20,21,25,31,33,34,37,39,42) - 33% высокий уровень школьной мотивации  – на рисунках изображены учебные ситуации: учебники с названиями предметов, ученики за партой. У 10 учащихся (01,03,06,14,17,22,26,29,35,41) - 24% выявлено положительное отношение к школе – на рисунках изображены школьные ситуации, хотя присутствует большая направленность на внешние школьные атрибуты: изображено школьное здание, фломастеры и т.д. У 6 учащихся (05,09,11,15,19,24) - 14%также выявлено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации (цветы на окне, шкафчике в раздевалке и т.д.). 12 детей (04,10,13,18,23,27,28,30,32,36,38,40) - 29%выполнили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых (Из них трое детей не справились с заданием, что можно определить как негативную позицию связанную с кризисом семилетнего возраста). [2. с.84 86]

     Таким образом, как следует из анализа  школьной мотивации учащихся, практически  треть группы испытывают трудности  в адаптации к школьной деятельности. Половина детей имеет средний уровень адаптации, т.е. у них выражено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Школа для них пока интересна как новый вид деятельности, отличающийся от обыденной. Практически у всех учащихся выражен тот или иной игровой или отвлеченный момент в рисунке, но так как мотивация является одним из показателем школьной адаптации учащихся, то можно утверждать, что 70% учащихся данных классов испытывают определенные проблемы в адаптации к школьной деятельности, а у трех учащихся эти проблемы выражены довольно ярко в позиции негативизма. На основании данных анализа построим диаграмму №1 (рис.2.1.). 

     

     Рисунок 2.1. Анализ результатов первичного исследования по методике проективного рисунка – теста Н.Г.Лускановой 

     Анализ  результатов первичной социометрической пробы «День рождения».

     Цель: методика выявляет положение школьника  в межличностных отношениях, позволяет  изучить структуру этих отношений. В эксперименте приняло участие 42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов.

    После первичной обработки в 1 «А» выделились следующие типы:

    1.Лидеры  или «звезды» - 4 человека (02,08,06,07);

    2.Предпочитаемые  – 7 человек (01,10,11,13,16,20,19);

    3.Пренебрегаемые  – 7 человек (03,04,14,15,18,12,17);

    4.Изолированные – 2 человека (05,09).

    После первичной обработки в 1 «Б» выделились следующие типы:

     1.Лидеры  или «звезды» - 5 человека (22,28,26,42,27);

     2.Предпочитаемые  – 5 человек (21,31,30,33,40);

     3.Пренебрегаемые  – 9 человек (24,25,34,35,36,39,23,32,41);

     4.Изолированные – 3 человека (29,37,38).

     В результате анализа межличностных  отношений была определена неформальная структура каждого класса. Были выявлены «звёзды» и «отверженные». Деление  на микрогруппы в данном случае можно  объяснить знакомством детей  до школы, их жительством «по соседству», участием в играх. При этом дети не получившие выбора отличаются стеснительностью, с одноклассниками общаются мало, у некоторых из них наблюдается низкая школьная мотивация (05,09,38). методика позволила выявить эмоциональных (неформальных) лидеров в классах, наиболее активно участвующих в новых заданиях, не имеющих особых проблем в общении со сверстниками. Некоторые из них имеют высокую школьную мотивацию (02,07,08,42).

     Анализ  результатов первичного исследования уровня школьной тревожности по методике Филлипса.

     Цель: исследование уровня школьной тревожности. В эксперименте приняло участие 40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов средней общеобразовательной школы №2. В целом уровень общей тревожности в группе соответствует норме. Вместе с тем у 12 учащихся (30% - 05,13,37,35,06,14,21,38,08,15,23,39) наблюдается повышенный уровень общей тревожности, а у четверых (02,11,26,32) – очень низкий уровень тревожности. 40% обследуемых учащихся имеют повышенный уровень общей тревожности в школе, т.е. у них снижено общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами включения учащихся в жизнь школы. Эти школьники сильно волнуются при ответе или выполнении задания и т.д. У 30% учащихся наблюдается переживания социального стресса (03,12,36,33,06,14,21,38,07), т.е. у детей снижено эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты, прежде всего со сверстниками. Уровень фрустрации потребности в достижении успеха нормальный (39,8%). Это говорит о том, что в группе достаточно высок благоприятный психологический фон, позволяющий учащимся развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Только у 20% школьников (06,14,38,08,15,23,39) наблюдается высокий уровень неблагоприятного психологического фона. В группе повышен страх самовыражения (54,8%) т.е. достаточно сильно развиты негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью демонстрации своих возможностей. У 2 учащихся (05,19) очень высокий уровень страха самовыражения, у шестерых (01,17,27,31,12,36) - повышенный. Наиболее высок у школьников страх ситуации проверки знаний - 59,5%. Только у 5 школьников (02,11,26,32,27) - нормальный уровень страха проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающим в целом по группе не превышает допустимых нормативов – 47.6%. Однако у троих учащихся (18,13,39) – уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающим очень высокий. Следует отметить, что в группе очень высокая физиологическая сопротивляемость стрессу (16,5%) - 90%учащихся и только у 3 (09,16,24) – низкая, что говорит о сниженной приспособляемости ребенка к ситуациям. Отобразим полученные данные на диаграмме №2 (рис.2.2.). 

     

     Рисунок 2.2. Первичное исследование уровня тревожности.

     Таким образом, как следует из анализа факторов тревожности учащихся, практически все учащиеся испытывают те или иные проблемы. Практически у всех учащихся выражен тот или иной фактор тревожности, но так как тревожность является одним из показателем социальной адаптации учащихся, то можно утверждать, что все учащиеся данной группы испытывают определенные проблемы в социальной адаптации, а у трех учащихся эти проблемы выражены довольно ярко. [2.с. 9]

     Анализ  результатов первичного исследования по методике Н.Г.Лускановой.

     Цель: анализ уровня школьной мотивации. В эксперименте приняло участие 40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов.

     В результате изучения школьной мотивации  были получены следующие данные: общий  уровень школьной мотивации в  группе низкий. Шестнадцать учащихся (01,17,27,31,07,19,22,29,09,16,24,40,10,20,25,30) - 40% имеют низкий уровень школьной мотивации. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности. Двадцать учащихся (02,11,26,32,04,18,28,34,05,13,37,35,06,14,21,08,38,15,23,39) - 50% имеют средний уровень школьной мотивации. Школа привлекает их больше внеучебными сторонами. Они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает дополнительная возможность пообщаться с друзьями. Четыре школьника (03,12,36,33) - 10% имеют очень низкий уровень школьной мотивации, они проявляют негативное отношение к школе, испытывает серьезные трудности: не справляются с учебной деятельностью, испытывает проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа может восприниматься ими как враждебная среда, т.е. можно говорить о школьной дезадаптации. Выбор второго вариантов ответов в первых четырех вопросах у всех учащихся может свидетельствовать о психологической защите. Можно предположить частичную изоляцию в группе (09,16,24,40). Можно так же предположить, что (04,18,28,34) сами стремятся к общению, однако по какой-то причине им не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически они является отвергнутыми. Таким образом, в мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации детей испытывают 70% школьников. Полученные данные отражены на диаграмме № 3 (рис.2.3.). 

     

     Рисунок 2.3. Первичное обследование школьной мотивации 

     Первичное исследование по ориентировочный тест школьной зрелости (модификация А. Керна). [2. с. 76-87]

     Цель: диагностика готовности детей к  школьному обучению. Позволяет в  сжатой форме получить картину психического развития ребенка. В эксперименте приняло участие 18 дошкольников. В результате изучения уровня школьной зрелости были получены следующие данные:

Развитие  – выше среднего (2 – 6 баллов) – 1 ребенок (02).

     Развитие  – среднее (7 – 11 баллов) – 14 детей (01,03,05,06,08,09,10,11,12,13,14,15,16,17).

     Развитие  – ниже нормы (11 – 14 баллов) – 3 детей (04,07,18).

Информация о работе Социальная дезадаптированность младших школьников