Социальная дезадаптированность младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: младшие школьники, испытывающие трудности в социальной дезадаптации.
Предмет исследования: социальная дезадаптированность младших школьников
Целью работы является изучение социальной дезадаптированности и анализ влияния средств арт-терапии при коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.

Содержание

Введение 3
1. Современные психолого-педагогические представления о социальной дезадаптации младших школьников 6
1.1. Изученность проблемы 6
1.2. Понятие дезадаптации 9
1.3. Формы дезадаптации младших школьников 15
1.4. Причины возникновения и особенности проявления 17
2. Арттерапия как средство коррекции социальной дезадаптированности младшего школьника 19
2.1. Понятие и функции арттерапии 19
2.2. Направления арттерапии 19
2.3. Применение арт-терапевтических методов 22
3. Исследования и общая характеристика методов выявления и коррекции социальной дезадаптации младших школьников 24
3.1 Программа исследования процесса дезадаптации 24
3.2 Проведение эксперимента 30
3.3. Программа по коррекции социально дезадаптированных младших школьников 37
3.4. Выводы 39
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Дезадаптированность.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

2.2. Направления арттерапии

 

    Различают следующие направления арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений), драмотерапия, музыкотерапия, вокалотерапия (лечение пением), кинезитерапия (танцетерапия, коррекционная ритмика). Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т. е. рисуночная терапия, и драмотерапия. При работе с детьми эти арт-терапевтические методы используются в контексте игры как рисуночные психокоррекционные методы и игры-драматизации.

    Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудностей личностного развития относятся к 30-м годам XX столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие. При работе с детьми игротерапия, как правило, дополняется арттерапевтическими методами.

    Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самореализации в искусстве, по сравнению с игрой, связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родителями, учителями, сверстниками).17

  1. Библиотерапия - это направление арттерапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, т.е. самовыражение через творческое сочинение. Более традиционно библиотерапия понимается как использование художественных произведений (прозаических, поэтических), созданных писателями и поэтами. В настоящее время все большее число арттерапевтов используют самостоятельно написанные клиентами и пациентами сочинения.
  2. Драмотерапия - это набирающее темп направление арттерапии, использующее такой широко распространенный технический прием, как драматизация, т. е. разыгрывание какого-либо сюжета. Современная драмотерапия - сложное и многогранное явление, представленное разными подходами, школами, концепциями.
  3. Сказкотерапия - это использование сказки как архетипической метафоры.
  4. Игротерапия. Она является самым доступным средством, т.к. в игры играют с самого раннего детства. Характерной чертой игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой стороны - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными превосходящими обстоятельствами. Игротерапия выступает как метод коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей и подростков средствами игр.
  5. Музыкотерапия используется для лечения эмоциональных отклонений. Выделяют несколько основных аспектов лечебного использования музыки в психотерапии детей и подростков. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего лечебного фактора (музыкальные произведения определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Это достигается за счет пробуждающегося, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки.
  6. Медитации на сказку. Сказочные медитации можно разделить на статические и психодинамические. Психодинамическая медитация связана с движениями, перевоплощениями. Дети могут перевоплощаться в различных животных и другие объекты (камень, дом). Эти упражнения помогают снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение. Застенчивым и замкнутым детям этот прием помогает почувствовать себя более свободными.
  7. Танцевальная терапия также выделяется как отдельный метод психологической коррекции и может быть использована как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами для решения проблем эмоционально-личностного развития. Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные движения, способствующие развитию подвижности и силы на физическом и психическом уровнях.18

2.3. Применение арт-терапевтических методов

 

    Применение арт-терапевтических методов, и в первую очередь рисуночной терапии, буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Арт-терапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования социально приемлемым способом.

    Применение арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование;
  • облегчается общение для замкнутых, стеснительных детей;
  • создаются благоприятные  условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
  • оказывается дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
  • существенно повышается личностная ценность, формируется позитивная «Я-концепция» и повышается уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.19

 

3. Исследования и общая характеристика методов выявления и коррекции социальной дезадаптации младших школьников

3.1 Программа исследования  процесса дезадаптации

    Определение путей использования средств арттерапии для преодоления социальной дезадаптированности младшего школьника составляет проблему нашего исследования.

    Объект исследования: младшие школьники, испытывающие трудности в социальной дезадаптации.

    Предмет исследования: социальная дезадаптированность младших школьников

    Целью работы является изучение социальной дезадаптированности и анализ влияния средств арт-терапии при коррекции социальной дезадаптированности младших школьников.

    Гипотеза исследования состоит в том, что коррекция социальной дезадаптированности младших школьников средствами арт-терапии является эффективной.

     Описание  методов исследования:

     1.Анализ  материалов личного дела, характеристики;

     2.Наблюдение.

     3.Тестирование.

     Анализируя  личные дела известно: из какой семьи поступил ребенок, возраст и образование родителей, условия жизни, состав семьи. На основании этих данных и наблюдений за ребенком первые недели обучения в школе, классные руководители составляют характеристики на каждого ученика совместно с психологом, т.к. психолог параллельно наблюдает за учениками в различных ситуациях (поведение на уроках, общение со сверстниками выполнение поручений, интерес к самостоятельной работе, отношения к школе) для выявления уровней адаптации детей к школе. При этом по анализу характеристик выделяют три уровня адаптации детей к школе: Высокий уровень (А)- ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, легко усваивает учебный материал. Средний уровень (ВДА) - ребенок отрицательно или безразлично относится к школе, предъявляемые требования воспринимает не всегда адекватно, усваивает учебный материал. Низкий уровень (ДА)- ребенок отрицательно или безразлично относится к школе, нарушает дисциплину, пассивен, не имеет близких друзей.

     Педагогическая  характеристика школьника является своеобразным обобщением результатов  его учения, общения, поведения. В  конце учебного года на каждого ученика  учитель составляет полные характеристики, которые на первом году обучения, кроме выше перечисленных параметров отражают характер дезадаптации.

     Метод наблюдения: метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения как метод психологии предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни. Тест: краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различиях. Тесты бывают в виде задания, опросника.

     Описание  методик исследования:

     1.Проективный  рисунок – тест Н.Г.Лускановой  «Что мне нравится в школе?»

     2.Социометрическая проба «День рождения»

     3.Опросник  Филлипса: «Тест школьной тревожности».

     4.Оценка  школьной мотивации

     5.Ориентировочный  тест школьной зрелости (модификация  А. Керна)

     6.Коррекционно-развивающая  программа.

     1.Проективный  рисунок – тест  Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»

     Цель: методика выявляет отношение детей  к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Детям  предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.

     Схема анализа и оценки рисунков:

     1.Несоответствие теме указывает на:

     -отсутствие  школьной мотивации и преобладание  других мотивов, чаще всего  игровых (машины, игрушки, узоры  и т.д.);

     -детский  негативизм – отказ от заданной  темы;

     -неверное  истолкование поставленной задачи, возможно ЗПР.

     2.Соответствие  заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывают сюжет рисунка:

     -учебные  ситуации – высокая школьная  мотивация, учебная активность  ребенка (учитель с указкой,  ученики за партами и т.д.);

     -ситуации  неучебного характера – положительное отношение к школе, но большая направленность на внешние школьные атрибуты (школьное здание, ученики с портфелями и т.д.);

     -игровые  ситуации – положительное отношение  к школе, но с преобладанием  игровой мотивации (качели на  школьном дворе, цветы на окне и т.д.).

     Для большей надежности оценки детских  рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что  он изобразил, почему нарисовал тот  или иной предмет или ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей  можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными. [2. с. 63-92]

     2.Социометрическая  проба «День рождения».

     Данная  методика позволяет выяснить положение  школьника в межличностных отношениях, изучить структуру этих отношений.

     Учащимся  предлагают ответить на вопрос «Кого  бы ты пригласил на день рождения?». Для получения более достоверных  результатов выбор предлагается ограничить тремя фамилиями, расположив их по мере убывания предпочтения. Если ученик не может назвать больше одной фамилии, он должен написать «не знаю». Анкета обязательно подписывается. Для обработки анкет применяется матрица.

     После первичной обработки анкет проводят анализ данных, выделяя:

     1.Лидеры  и звезды (5-6 выборов); предпочитаемые (3-4 выбора); пренебрегаемые (1-2 выбора); изолированные (0 выборов).

     2.Микрогруппы  (группы школьников, избравших друг  друга).

     Для определения микрогрупп составляется матрица на основе первой, по мере проведения анализа взаимных выборов.

     3.Опросник  Филлипса: «Тест школьной  тревожности».

     Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных  особенностей отношений ребенка  со сверстниками и учителями. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:

     1.Общая  тревожность в школе.

     2.Переживания  социального стресса.

     3.Фрустрация  потребности в достижении успеха.

     4.Страх  самовыражения.

     5.Страх  ситуации проверки знаний.

     6.Страх  не соответствовать ожиданиям  окружающих.

     7.Низкая  физиологическая сопротивляемость  стрессу.

     8.Проблемы  и страхи в отношении с учителями. 

     4. «Анкета для определения  школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Для дальнейшего изучения процесса адаптации и получения более надежных результатов было проведено анкетирование с учащимися данной школы. Учитывая специфику развития детей, первичное обследование проводилось в индивидуальной форме, бланки заполнялись со слов детей.

     Цель: изучение школьной мотивации.

     Эта методика описана в [23;56-57]. В нее  включено 10 вопросов, наилучшим образом  отражающих отношение детей к  школе, учебному процессу. Для возможности  дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.)- 1балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Оценка в 2 балла не включена для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации. Сумма баллов, набранная ребенком, фиксируется непосредственно на заполняемом им опросном листе. Результаты теста соотносятся с различными параметрами статуса, при этом действуют следующие рабочие нормы оценок: 1-2 уровень-А; 3-4 уровень-ВДА; 5 - уровень-ДА. Динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся.

Информация о работе Социальная дезадаптированность младших школьников