Социализация подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

То, как подросток социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна.
Итак, современное общество требует новых подходов к изучению проблем молодёжи, новых путей их разрешения. Выявить противоречия, попытаться найти пути их разрешения или хотя бы смягчения - вот цель настоящей работы.

Содержание

1. Введение ………………………………………………….......3 стр.
2. Социальная ситуация развития………………………...........6 стр.
3. Развитие психических познавательных процессов
в подростковом возрасте…………………………………......9 стр.
3.1. Развитие мышления………………………………….....9 стр.
3.2. Эмоции в подростковом возрасте……………………13 стр.
3.3. «Подростковой комплекс» эмоциональности……….15 стр.
3.4. Развитие социальных эмоций в подрастковом возрасте………………………………………………...15 стр.
3.5. Эмоциональная культура личности………………….16 стр.
4. Мотивационная сфера………………………………………17 стр.
4.1. Мотивация общения…………………………………..18 стр.
4.2. Потребность в принадлежности группе……………..18 стр.
4.3. Мотивы общения со взрослыми……………………...19 стр.
4.4. Мотивация учебной деятельности…………………...19 стр.
4.5. Мотивация профессиональной ориентации…………20 стр.
5. Развития Я-концепции………………………………………21стр.
6. Кризис………………………………………………………..24 стр.
7. Новообразования……………………………………………25 стр.
8. Список используемой литературы…………………………26 стр.
9. * Приложение. Программа социализации………………....27 стр.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 66.72 Кб (Скачать)

На  первом этапе, в возрасте 12—13 лет, интересы подростков характеризуются высокой изменчивостью, они слабоинтегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей ребенка и являются преимущественно познавательными.

На  втором этапе, в 14 - 15 лет, отмечается тенденция к большему формированию интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей.

На  третьем этапе, в возрасте 16 - 17 лет, у подростков усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Кроме того, наблюдается объединение познавательных и профессиональных интересов учащихся, усиливаются взаимосвязи их интересов с индивидуально-психологическими особенностями личности.

На  четвертом этапе - этапе начальной профессионализации – происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.

Интересы  последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного профессионального выбора [4].

Отсюда  можно сделать вывод, что в возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной  структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, обнаруживается тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов.

Существенные  преобразования происходят в характере  мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах  ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Одной из важнейших особенностей этого  периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные тендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков.

Другой  особенностью мотивационной сферы  подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение. 

РАЗВИТИЕ  Я-КОНЦЕПЦИИ 

Важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.

В подростковом возрасте у молодых людей активно  формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению

поведения молодого человека.

Подростковый  период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

1. Начиная  с младшего подросткового возраста  к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.

2. В  связи с увеличением критичности  подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

3. В  самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

4. Происходит  дальнейшая эмансипация самооценки  от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

5. Влияние  родителей на самооценку снижается  и повышается влияние сверстников как референтной группы.

6. Самооценка  оказывает влияние на успешность  деятельности и социально- психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

7. Неадекватная  самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.

8. Личностная  самооценка подростка значимо  коррелирует с его самооценкой невротического состояния.

Таким образом, в подростковом возрасте у  молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. 

КРИЗИС 

Кризис 13 лет (подростковый кризис, кризис социального развития). Переход от «детства» к «взрослости»: 

  1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 
  2. Развитие духовности и интеллектуального потенциала.
  3. Выбор и подготовка к профессии. 

Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу. Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. Рефлексия на себя, на других, на общество. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Вместе с тем обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников. Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность 

НОВООБРАЗОВАНИЯ 

Чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке»

Появление вторичных половых признаков. Самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, приобретает стабильный характер. Выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе.

Формирование «Мы» - концепции. Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп. Участники что-то делают сообща. Ценности и мнения референтной группы подросток признает своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Высокая конформность: к мнению группы и ее лидера относятся некритически, инакомыслие исключено. 
 
 
 
 

Литература:

  1. Бодалев А. А. Психология общения. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996
  2. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности. — М: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
  3. Выготский Л. С. Педология подростка//Психология подростка/ Под ред. Ю. И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 1997.
  4. Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. ... д-ра наук. СПб., 1996.
  5. Кон И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого- педагогические характеристики переходного возраста / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: МПСИ, 1996.
  6. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — М.:МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
  7. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М.: ИПП, 1998.
  8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Роспедагентство, 1996.
  9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. — М.: МПСИ: Флинта, 1999.
  10. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

 

Программа социализации 

  1. Умение  общаться с людьми

Цель: создание условий для осознания подростком ценности общения

Задачи: продемонстрировать важность умения слушать; дать подростку представление о правилах общения; формированиюе у подростков навыков взаимодействия в группе.

Примерные упражнения:

Проведение теста  «Проверь себя, умеете ли вы слушать?».

Работа в парах  «Я говорю…».

Что такое личность? Структура личности.

Игра «Похвала по кругу»

  1. Правила нашей жизни

Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости соблюдения правил в жизни.

Задачи: информировать учащихся о роли правил в жизни; дать возможность учащимся оценить свое отношение к соблюдению правил.

Примерные упражнения:

Мозговой штурм  «Что было бы, если правил не было».

Упражнение «Волшебный сундучок».

Рефлексия, с  акцентированием внимания на соблюдении правил.

  1. Права личности и уважение к правам других.

Цель: показать взаимосвязь прав личности с правами других людей, привить чувство уважения  к правам других.

Задачи: обсудить понятие «Права личности», предоставить возможность на практике отработать бесконфликтные способы  отстаивания своих прав.

Примерные упражнения:

Дискуссия «Права личности»

Дискуссия «  Уважение к правам других» 

Упражнение «Попросить и отказать» 

Итоговый  круг «Интересное-полезное» 

  1. Конфликты и компромиссы

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о конфликтах и путях их решения.

Задачи: развить умение анализировать ситуации; способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Примерные упражнения:

Информация о работе Социализация подростка