Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа
То, как подросток социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна.
Итак, современное общество требует новых подходов к изучению проблем молодёжи, новых путей их разрешения. Выявить противоречия, попытаться найти пути их разрешения или хотя бы смягчения - вот цель настоящей работы.
1. Введение ………………………………………………….......3 стр.
2. Социальная ситуация развития………………………...........6 стр.
3. Развитие психических познавательных процессов
в подростковом возрасте…………………………………......9 стр.
3.1. Развитие мышления………………………………….....9 стр.
3.2. Эмоции в подростковом возрасте……………………13 стр.
3.3. «Подростковой комплекс» эмоциональности……….15 стр.
3.4. Развитие социальных эмоций в подрастковом возрасте………………………………………………...15 стр.
3.5. Эмоциональная культура личности………………….16 стр.
4. Мотивационная сфера………………………………………17 стр.
4.1. Мотивация общения…………………………………..18 стр.
4.2. Потребность в принадлежности группе……………..18 стр.
4.3. Мотивы общения со взрослыми……………………...19 стр.
4.4. Мотивация учебной деятельности…………………...19 стр.
4.5. Мотивация профессиональной ориентации…………20 стр.
5. Развития Я-концепции………………………………………21стр.
6. Кризис………………………………………………………..24 стр.
7. Новообразования……………………………………………25 стр.
8. Список используемой литературы…………………………26 стр.
9. * Приложение. Программа социализации………………....27 стр.
Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только
существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. Это позволило Л. С. Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка - это игра ребенка, переросшая в фантазию. Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну значимую функцию - регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт. В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи.
Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности
декламировать наизусть.
Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи.
Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое
произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить
устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
В свою очередь письменная речь улучшается в направлении от способности
к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или
произвольную
тему.
ЭМОЦИИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека. Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует
перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть. Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства [10].
Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими
переживаниями.
Общение с товарищами - источник не только
появления новых интересов, но и становления
норм поведения. Это связано с тем, что
среди подростков возникают определенные
требования к дружеским отношениям - к
чуткости, отзывчивости, умению хранить
тайну, понимать и сопереживать. Отрочество
- это период, когда подросток начинает
ценить свои отношения со сверстниками.
Сама дружба и служение ей становятся
одной из значимых ценностей в этом возрасте.
Именно через дружбу подросток усваивает
такие черты взаимодействия людей, как
сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка,
риск ради другого и т. п. При этом именно
в отрочестве человек начинает постигать,
как глубоко (а иногда и непоправимо для
дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении
доверительных откровений или в обращении
этих откровений против самого друга в
ситуации запальчивых споров, выяснении
отношений, ссор. Отрочество из-за потребности
познать себя и стремления открыть через
постоянные рефлексии свою ускользающую
сущность лишает подростка спокойной
душевной жизни. Тем более что именно в
отрочестве диапазон полярных чувств
чрезвычайно велик. У подростка пылкие
чувства, подчас ничто не может остановить
его в стремлении к избранной цели: для
него не существует в этот миг ни нравственных
препон, ни страха перед людьми и даже
перед лицом смерти. Глаза его исторгают
пламень страсти, взгляд непреклонен.
Кроме собственной цели - весь мир ничто.
Но уходит порыв. Расточительство душевной
и физической энергии не проходит даром
- вот он уже впал в оцепенение, он вял и
бездействен. Глаза его потухли, взгляд
пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не
придаст ему сил. Но еще чуть-чуть - и он
вновь охвачен страстью новой цели.
«ПОДРОСТКОВЫЙ
КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
Резко
выраженные психологические особенности
подросткового возраста получили название
«подросткового комплекса». Он включает
в себя перепады настроения - от безудержного
веселья к унынию и обратно, а также ряд
других полярных качеств, выступающих
попеременно. Причем достаточных, значимых
причин для подобной смены настроения
подростка, по существу, просто может и
не быть. Так, зачастую чувствительность
подростков к оценке посторонними своей
внешности, способностей, умений сочетается
у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными
суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность
порою уживается с поразительной черствостью,
болезненная застенчивость - с развязностью,
желание быть признанным и оцененным другими
-с показной независимостью, борьба с авторитетами,
общепринятыми правилами и распространенными
идеалами - с обожествлением случайных
кумиров, а чувственное фантазирование
- с сухим мудрствованием.
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к
интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему
свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного
ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом
школьном
возрасте, отмечается захваченность растущего
человека переживаниями, связанными с
добром, сочувствием, со способностью
жертвовать своими запросами, потребностями
ради других людей [10]. Кризис отрочества
обогащает подростка знаниями и чувствами
таких глубин, о которых он даже не подозревал
в детстве. Подросток через собственные
душевные муки обогащает сферу своих чувств
и мыслей, он проходит трудную школу идентификации
с самим собой и с другими, впервые овладевая
опытом целенаправленного обособления
[7].
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Эмоциональная культура (от лат. cultura) — дословно воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими. В период ранней юности у молодых людей формируются основы эмоциональной культуры.
Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты:
1. Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, на мир моральных ценностей.
2. Развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание.
3. Способность сопереживать чувствам других людей, а также «входить» в мир переживаний героев произведений литературы и искусства.
4. Умение делить свои переживания с близкими.
5. Чувство
ответственности за свои переживания
перед собой и окружающими (Якобсон П.
М., 1976).
МОТИВАЦИОННАЯ
СФЕРА
Период онтогенеза традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности. И в первую очередь это отражается коренными изменениями в мотивационно-потребностной сфере подростков.
В это время, по словам Л. С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения молодых людей. При этом у подростка не только появляются новые интересы, но и отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше [3]
В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, которые характеризуются теперь большой устойчивостью.
Многие
интересы принимают характер стойкого
увлечения. В юношеском возрасте, по словам
Л. И. Божович, по содержанию на первое
место выдвигаются мотивы, связанные с
жизненным планом ученика, его намерениями
в будущем, его мировоззрением и самоопределением.
По своему строению мотивационная сфера
подростков начинает характеризоваться
не рядоположенностью мотивов, а их иерархической
структурой, наличием определенной системы
соподчинения различных мотиваци-онных
тенденций на основе ведущих общественно
значимых и ставших ценными для личности
мотивов. По механизму действия мотивы
становятся не непосредственно действующими,
а возникающими на основе сознательно
поставленной цели и сознательно принятого
намерения [2].
МОТИВАЦИЯ
ОБЩЕНИЯ
В мотивационной
сфере процесса общения подростков
происходят кардинальные изменения: теряют
свою актуальность отношения с родителями,
учителями, первостепенную значимость
приобретают отношения со сверстниками.
Само общение подростков становится более
глубоким и содержательным, расширяется
область их духовного и интеллектуального
общения, появляются такие эмоционально
насыщенные формы взаимодействия, как
дружба и любовь.
ПОТРЕБНОСТЬ
В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
ГРУППЕ
Аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте. Она, по образному выражению И. С. Кона, превращается у многих в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если нет своей - какой угодно компании (Кон И. С, 1989). При этом в начале подросткового периода общение сохраняет гомосоциалъный характер, то есть дети предпочитают общество сверстников того же пола. Позднее, вместе с процессом полового созревания, связи все больше приобретают гетеросоци-альный уклон, при котором возникает потребность в общении с представителями обоих полов (Райе Ф., 2000).
Такое развитие процесса общения подростков решает многие задачи их социальной адаптации: освоение подростками гендерных ролей и соответствующего им поведения, освоение моделей взаимодействия с представителями противоположного пола, принятие социальных норм и ценностей и т. п.
Принадлежность
группе позволяет удовлетворить
многие потребности юного человека.
Для подростков младшего возраста большое
значение имеет возможность разделить
со своими друзьями общие интересы и увлечения;
также очень важны для них верность, честность
и отзывчивость. Позднее подростки направлены
на поиск такого контакта, который позволил
бы им найти понимание и сопереживание
их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил
бы эмоциональную поддержку со стороны
сверстников в преодолении различных
проблем, связанных с возрастным развитием.
МОТИВЫ
ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ
Одной
из особенностей процесса общения в
подростковом возрасте
является то, что подростки предпочитают
общаться со сверстниками больше, чем
со взрослыми и родителями. Однако, как
показывают некоторые данные, потребность
в неформальном,
нерегламентированном общении с
родителями у подростков выявляется
не меньше, чем в общении со сверстниками.
Другой вопрос, насколько удовлетворяются
эти потребности.
МОТИВАЦИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С вхождением ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности.
Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. Так, в качестве ведущего мотива в средних классах исследователи называют стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников, что продиктовано общими особенностями этого возрастного периода. С возрастом у подростков происходит все более глубокая дифференциация учебных интересов, которая в старших классах во многом может диктоваться и истинным, познавательным интересом, и прагматической целью — необходимостью определенных предметов для сдачи вступительных экзаменов в вуз.
МОТИВАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
В исследовании Л. А. Гол овей было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность развития познавательных интересов, которая охватывает 4 этапа в процессе их становления.