Социализация подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

То, как подросток социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна.
Итак, современное общество требует новых подходов к изучению проблем молодёжи, новых путей их разрешения. Выявить противоречия, попытаться найти пути их разрешения или хотя бы смягчения - вот цель настоящей работы.

Содержание

1. Введение ………………………………………………….......3 стр.
2. Социальная ситуация развития………………………...........6 стр.
3. Развитие психических познавательных процессов
в подростковом возрасте…………………………………......9 стр.
3.1. Развитие мышления………………………………….....9 стр.
3.2. Эмоции в подростковом возрасте……………………13 стр.
3.3. «Подростковой комплекс» эмоциональности……….15 стр.
3.4. Развитие социальных эмоций в подрастковом возрасте………………………………………………...15 стр.
3.5. Эмоциональная культура личности………………….16 стр.
4. Мотивационная сфера………………………………………17 стр.
4.1. Мотивация общения…………………………………..18 стр.
4.2. Потребность в принадлежности группе……………..18 стр.
4.3. Мотивы общения со взрослыми……………………...19 стр.
4.4. Мотивация учебной деятельности…………………...19 стр.
4.5. Мотивация профессиональной ориентации…………20 стр.
5. Развития Я-концепции………………………………………21стр.
6. Кризис………………………………………………………..24 стр.
7. Новообразования……………………………………………25 стр.
8. Список используемой литературы…………………………26 стр.
9. * Приложение. Программа социализации………………....27 стр.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 66.72 Кб (Скачать)

Санкт- Петербургский государственный  университет культуры и искусств.

Факультет семьи и детства

Курсовая  работа на тему:

«социализация подростков»

Выполнила:

Ушакова Н. С.

Группа 510-ВП

Проверила:

Титова  В.Б.

Санкт-Петербург 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение  ………………………………………………….......3 стр.
  1. Социальная  ситуация развития………………………...........6 стр.
  2. Развитие психических познавательных процессов

    в подростковом возрасте…………………………………......9 стр.

    1. Развитие мышления………………………………….....9 стр.
    2. Эмоции в подростковом возрасте……………………13 стр.
    3. «Подростковой комплекс» эмоциональности……….15 стр.
    4. Развитие социальных эмоций в подрастковом возрасте………………………………………………...15 стр.
    5. Эмоциональная культура личности………………….16 стр.
  1. Мотивационная сфера………………………………………17 стр.
    1. Мотивация общения…………………………………..18 стр.
    2. Потребность в принадлежности группе……………..18 стр.
    3. Мотивы общения со взрослыми……………………...19 стр.
    4. Мотивация учебной деятельности…………………...19 стр.
    5. Мотивация профессиональной ориентации…………20 стр.
  2. Развития Я-концепции………………………………………21стр.
  3. Кризис………………………………………………………..24 стр.
  4. Новообразования……………………………………………25 стр.
  5. Список используемой литературы…………………………26 стр.
  6. * Приложение. Программа социализации………………....27 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение  проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая  в наше время становится очень  значимой для общества. Вот что  говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.»

Употребление  терминов «психологический», «социально-психологический» кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. Для нас в таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества.

Проблемами  социализации детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники.

В нашей  стране изучением процесса социализации молодёжи занимался основатель Ленинградской  школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый вклад в изучение проблем  молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.

Итак, что  же определило выбор темы? Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик  сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс  социализации включается передача социального  опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью  человека. На каждом из этих этапов могут  возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем - проблема “отцов и детей”. Практически в  каждой семье ребёнок, подросток  сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов  с родительскими. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку могут быть оправданы, то сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно.

То, как  подросток социализируется в  обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна.

Итак, современное  общество требует новых подходов к изучению проблем молодёжи, новых  путей их разрешения. Выявить противоречия, попытаться найти пути их разрешения или хотя бы смягчения - вот цель настоящей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ 

Подростковый  возраст относится к числу  переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте являетсяполовое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые

переживания, влечения и мысли [9]. Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности подростка

быть  полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся

в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

Переоценка  своих возросших возможностей определяет стремление подростков к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым[9].

Таким образом, социальная ситуация развития определяет переходность и кризисность этого возраста. Особенности протекания и проявления подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростков, его общественным положением в мире взрослых. Еще К. Левин связал причины конфликтного типа развития подростков с их «переходным» положением в обществе. Он констатировал, что в современном обществе существуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами, т. к. он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

Л. С. Выготский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса» [3]. Особенностями социальной ситуации развития, особым положением подростков по отношению к миру взрослых и особым характером взросления на этом этапе объясняют «переходность» и «кризисность» этого возраста Д. И. Фельдштейн и И. С. Кон. Они отмечают, что вступление в жизнь не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические, социальные и психологические аспекты которого имеют свой собственный временной ритм, неодинаковый у разных людей и в разных конкретных условиях [5]. Подростковый возраст занимает важную фазу в ходе взросления, в общем процессе становления личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [5]. Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать раз личия между младшими и старшими подростками, понимая,что нет какого-то «среднеподросткового» возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства, с другой - перед намирастущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается

направленность  на новые формы общественных отношений[5]. Подростковый возраст от 11 до 15-16 лет - переходный прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Все подростки - школьники и находятся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность - учеба. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него [5].  Длительность подросткового периода часто зависит отконкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола; в жизни взрослых отношения полов играют важную роль. Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов [5].

Переходный  возраст всегда считался критическим из-за резких и всеобъемлющих изменений личности. Изменения личности связаны с особой социальной ситуацией в подростковом возрасте, но они связаны и с половым

созреванием ребенка. Последнее проявляется  в том, что подростку, испытывающему множество физических, физиологических и психологических изменений (появление полового влечения изменяет всю систему мотивов), бывает трудно удерживать субъективное чувство целостности и стабильности своего Я, чувство идентичности. Все же наиболее существенные изменения личности ребенка в подростковом возрасте, по мнению отечественных психологов, определяются социальными факторами. Таким образом, подростковый возраст относится к числу наиболее критических периодов онтогенеза. Взгляды на сущность и возрастные рамки кризиса подросткового возраста не однозначны. Психологи рассматривают весь подростковый возраст как критический, но и внутри подросткового возраста выделяют кризис 11-12 лет. Анализ отечественных и зарубежных концепций о сущности кризиса подросткового возраста позволит дать современную оценку значения возраста в целом и ведущей деятельности, характерной для подросткового возраста. 

РАЗВИТИЕ  ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

Развитие  познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и

юношеском возрасте имеет две стороны - количественную и качественную.

Количественные  изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. 

РАЗВИТИЕ  МЫШЛЕНИЯ 

В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться  теоретическое

мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и

рассуждать  в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления. В отличие от младших школьников, у ребенка, достигшего подросткового возраста, проявляется способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. Причем, сталкиваясь с необходимостью решить задачу, которая для него является новой, в большинстве случаев подросток стремится использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми во многих современных науках. Таким образом, одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием. воспроизведения следов прошлого опыта. Кроме того что подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Этот процесс также во многом зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка. В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти. Вместе с тем при доминированном использовании логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может привести к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток, в том числе и механически. Однако в связи с вышеизложенными тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они предъявляют жалобы на плохую память. Причем подобные жалобы у подростков могут встречаться даже чаще, чем у младших школьников. Вероятно, данная проблема является одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания. С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребенка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а процесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения. При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти. Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в том возрасте уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени определяется особенностями функционирования мыслительных процессов, также как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это прежде всего проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества.

Информация о работе Социализация подростка