Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:42, реферат
Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов: от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовые нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспособляется к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.
Введение ---------------------------------------------------------------------------- 2
1 Личность и основные факторы ее развития--------------------- 4
2. Понятие и сущность социализации---------------------------------- 6
2.1.Этапы социализации----------------------------------------------------------- 8
2.2. Факторы социализации------------------------------------------------------ 10
2.3.Агенты социализации--------------------------------------------------------- 11
3.Средства и механизмы социализации------------------------------- 14
Заключение------------------------------------------------------------------------- 16
Список использованной литературы-----------------
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Кафедра социальной
работы
Реферат по учебной дисциплине «Психология и педагогика»
Социализация
личности
Выполнила:
студент 1 курса
очного отделения
Пахотина О.В.
Научный руководитель:
доцент
к. социальной работы Морозова О.В.
Омск-2010
Содержание
Введение ---------------------
1
Личность и основные
факторы ее развития-----------
2.
Понятие и сущность социализации------------------
2.1.Этапы социализации------------------
2.2.
Факторы социализации------------------
2.3.Агенты
социализации------------------
3.Средства и механизмы
социализации------------------
Заключение--------------------
Список
использованной литературы--------------------
Введение
Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов: от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовые нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспособляется к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.
Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует ранее прекращение детства.
В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.
Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продолжительной, но также, более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в ХХ веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование – серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 своего национального дохода. Раньше ничего такого не было: В традиционном обществе обучение происходило стихийно. Только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты.
Иногда полагают,
что значение социализации именно этим
и ограничивается: обучение детей, подготовка
к взрослой жизни, усвоение элементарных
правил общественной жизни. На самом
деле таково узкое значение данного
термина. Социализация – начинающийся
в младенчестве и заканчивающийся
в глубокой старости процесс усвоения
социальных ролей и культурных норм.
1.Личность и основные факторы ее развития
Личность - саморегулируемая функциональная динамическая - система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивидуума, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Личность является
одним из тех феноменов, которые
редко истолковываются
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.
Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.
Итак, на формирование
личности определенное влияние оказывают
биологические факторы, а также
факторы физического окружения
и общие культурные образцы поведения
в отдельной социальной группе. Однако
следует помнить, что главными факторами,
определяющими процесс
2. Понятие и сущность социализации
В современной
социальной психологии отсутствует
однозначное определение
Т.Шибутани определяет социализацию как «процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.
В Психологическом
словаре социализация определяется
как «исторически обусловленный, осуществляемый
в деятельности и общении процесс
и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидом
Змановская Е.В. определяет социализацию как «процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм»
Г.М.Андреева дает
следующее определение: «Социализация
- двухсторонний процесс, включающий
в себя, с одной стороны, усвоение
индивидом социального опыта
путем вхождения в социальную
среду, систему социальных связей; с
другой стороны - процесс активного
воспроизводства индивидом
Важным является то, что человек не просто усваивает, но и преобразовывает социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет не пассивность, а активность.
Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания. Развитие личности предполагает активность личности (личность как субъект).
Социализация включает три взаимосвязанных процесса:
1) социальная адаптация - это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения внешних требований и изменения собственных реакций;
2) индивидуализация
- активное приспособление
3) социально-психологическая
интеграция (постепенное усложнение,
упорядоченность и
Человек - существо
социальное. С первых дней своего существования
он окружен себе подобными, включен
в разного рода социальные взаимодействия.
Первый опыт социального общения
человек приобретает еще до того,
как начинает говорить. Будучи частью
социума, человек приобретает
Сущность социализации
состоит в сочетании
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
Социализация
человека в современном мире, имея
более или менее явные
2.1.Этапы социализации
Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический
организм и его основной заботой в этот момент является собственный
физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.