Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов: от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовые нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспособляется к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------- 2
1 Личность и основные факторы ее развития--------------------- 4
2. Понятие и сущность социализации---------------------------------- 6
2.1.Этапы социализации----------------------------------------------------------- 8
2.2. Факторы социализации------------------------------------------------------ 10
2.3.Агенты социализации--------------------------------------------------------- 11
3.Средства и механизмы социализации------------------------------- 14
Заключение------------------------------------------------------------------------- 16
Список использованной литературы-----------------

Работа содержит 1 файл

психология реферат.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

    Социализация охватывает все  процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых  человек  приобретает  социальную  природу  и способность  участвовать  в  социальной  жизни.  В   процессе   социализации принимает участие  все  окружение  индивида:  семья,  соседи,  сверстники  в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

    Для успешной социализации, по  Д.  Смелзеру,  необходимо  действие  трех

фактов: ожидания, изменения  поведения  и  стремления  соответствовать  этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по  трем различным стадиям:

    1) стадии подражания и копирования  детьми поведения взрослых;

    2) игровой стадии, когда дети осознают  поведение как исполнение роли;

    3) стадии групповых игр, на  которой дети учатся понимать,  что  от  них

       ждет целая группа людей.

    Одним из первых выделил элементы  социализации  ребенка  З.  Фрейд.  По Фрейду,  личность  включает  три  элемента:   «ид»   –   источник   энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго»- осуществляющий  контроль личности, на основе принципа  реальности,  и  «суперэго»,  или  нравственный оценочный   элемент.   Социализация   представляется    Фрейдом    процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого  происходят становления этих трех  составляющих  элементов  личности.  В  этом  процессе Фрейд выделяет четыре  этапа,  каждый  из  которых  связан  с  определенными участками тела,  так  называемыми  эрогенными  зонами.

    Французский  психолог  Ж.  Пиаже,  сохраняя  идею  различных   стадий  в

развитии  личности,  делает  акцент  на  развитии  познавательных   структур

индивида  и их последующей перестройке  в зависимости от опыта  и  социального взаимодействия.   Эти   стадии   сменяют   одна   другую   в    определенной последовательности:   сенсорно-моторная   (от   рождения  до 2    лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11),  стадия формальных операций (с 12 до 15).

    Многие психологи и социологи   подчеркивают,  что  процесс   социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают,  что  социализация взрослых   отличается   от   социализации   детей   несколькими   моментами.

Социализация  взрослых скорее изменяет внешнее поведение,  в  то  время как социализация детей формирует ценностные  ориентации.  Социализация  взрослых рассчитана на то, чтобы  помочь  человеку  приобрести  определенные  навыки, социализация в детстве в большей мере имеет  дело  с  мотивацией  поведения.

Психолог  Р.  Гарольд  предложил  теорию,  в  которой  социализация  взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а  как  процесс,  в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от  детских  мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея  о том,  что наши требования должны быть законом для окружающих). 
 

2.2. Факторы социализации

Социализация  протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством  разнообразных условий, более или  менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия  принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных  далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы, (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или  иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей  Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя  другими группами факторов)

Третья - мезафакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум. 

2.3.Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как  пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов  специфичен.

Кроме начальной  и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и институты социализации тоже делятся  на первичные и вторичные.

Агенты первичной  социализации - близкие и дальние  родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» в социологии ко всему, что составляет непосредственное или  ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации - представители  администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д. Термин вторичное  определяет то, что оказывает менее  значительное воздействие на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек  сталкивается с формальными организациями  и учреждениями, называемыми институтами  вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.

Агенты первичной  социализации выполняют каждый множество  функций (отец - это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего  одну или две. Роль агентов первичной  социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей  является превосходящей, а его ровесники  находятся в равной с ним позиции  и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение  нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники  и родители воздействуют на ребенка  в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.

Иначе говоря, ребенок  учится у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка  как конкурентов в борьбе за влияние  на него. Малая группа ровесников выполняет  важнейшую социальную функцию - облегчает  переход от состояния зависимости  к независимости, от детства к  взрослости. Родители вряд ли смогут научить  ребенка, как быть лидером или  добиться господства над другими. Социализирующие  функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка  часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей  и ровесников, вторые могут заменить родителей. Ног того же нельзя сказать  об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира  или учителя.

Кроме того, в  отличие от агентов первичной  социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей  роли. 

 

3.Средства и механизмы социализации

Социализация  человека осуществляется широким набором  универсальных средств, содержание которых специфично для того или  иного общества, того или иного  социального слоя, того или иного  возраста социализируемого.

Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные  подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.

К механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный  механизм социализации представляет собой  усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма  весьма рельефно появляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям  его окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель  Мишель Монтень, который писал: «… Мы сколько угодно можем твердить свое, а обычаи и общепринятые житейские  правила тащат нас за собой». Кроме  того, эффективность традиционного  механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, усвоенные например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условиях или последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует  уже из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные  для его социализации, так и  реализующие социализирующие функции  попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями  происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта  социально0одобряемого поведения, а  так же опыта имитации социально  одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в  рамках определенной субкультуры. Под  субкультурой понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определенный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Социализация  человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных  половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение  роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. 

 

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                              

Подводя итоги  изложения темы, следует отметить, что процесс социализации

личности протекает  в основном под влиянием группового опыта. При этом

личность формирует  свой “Я” - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было

успешным, личность принимает на себя роли других и  глазами этих других

смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает определенной степени  завершенности при

достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Информация о работе Социализация личности