Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:02, контрольная работа
Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули (1864–1929), Дж.Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892–1974), Т.Парсонс (1902–1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе.
1.Введение.
2.Понятие о социализации личности.
3.Ролевая теория личности .
4.Нормативные концепции личности.
5.Сознание, его возможности и ограничения в процессе социализации личности.
6. Заключение.
7.Список литературы
ПЛАН
1.Введение.
2.Понятие о социализации личности.
3.Ролевая теория личности .
4.Нормативные концепции личности.
5.Сознание, его возможности и ограничения в процессе социализации личности.
6. Заключение.
7.Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Социология личности
как специальная
Многогранность
процесса становления, развития и формирования
личности породила различные концепции,
которые по-разному
Значителен вклад в социологию личности сторонников статусной теории.
В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце XIX – начале XX века, так и в советский период.
В дореволюционный
период проблемы личности были проанализированы
достаточно детально в трудах П.А.Лаврова
(1823-1900), Е.В. де Роберта (1843-1915), П.А.Сорокина
(1889–1968). Интересные наблюдения о нравах,
привычках, ориентациях крестьянина
осуществил А.Н.Энгельгардт (1832– 1893). Но
особенно значительна роль Н.К.Михайловского
(1842–1904), который предложил
В советский
период для развития теории личности
и ее социологической и социально-
К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р.Миллса (1916–1962), который писал, что «изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей».
Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, – формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.
Когда употребляется
понятие формирование личности, то
имеется в виду единство объективных
условий и субъективных факторов,
целенаправленно воздействующих на
процесс становления и развития
человека. Конечно, только при учете
влияния всей совокупности общественных
отношений в сочетании с
Понятие развитие
личности характеризует
Социализация
представляет собой процесс становления
личности, постепенное усвоение ею
требований общества, приобретение социально
значимых характеристик сознания и
поведения, которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности
начинается с первых лет жизни
и заканчивается к периоду
гражданской зрелости человека, хотя,
разумеется, полномочия, права и
обязанности, приобретенные им, не говорят
о том, что процесс социализации
полностью завершен: по некоторым
аспектам он продолжается всю жизнь.
Именно в этом смысле мы говорим
о необходимости повышения
Первые элементарные
сведения человек получает в семье,
закладывающей основы и сознания,
и поведения. В социологии обращено
внимание на тот факт, что ценность
семьи как социального
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен этот первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?
Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.
Мощным инструментом
социализации личности выступают средства
массовой информации – печать, радио,
телевидение. Ими осуществляются интенсивная
обработка общественного
Социализация
личности органично включает в себя
передачу социального опыта
И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.
Таким образом,
социализация личности представляет,
по сути, специфическую форму присвоения
человеком тех гражданских
В современных
условиях процесс социализации предъявляет
новые требования к духовному
облику, убеждениям и действиям людей.
Это обусловлено, во-первых, тем, что
осуществление социально-
Во-вторых, чрезвычайная
сложность процесса социализации личности
требует постоянного
В-третьих, социализация
личности является неотъемлемой частью
решения всех общественных проблем.
Жизнь убедительно
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества?
И, наконец, социализация
личности происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур.
И хотя общечеловеческие мотивы признаны
ведущими в структуре общественного
сознания и поведения, влияние национальных
особенностей нередко оказывается
решающим фактором, который во многом
определяет облик человека. Феномен
национального в процессе социализации
поставил перед социологией вопрос
о поиске новых резервов его сочетания
с общечеловеческими
Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.-
Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления. Особое значение для социализации личности, обогащения ее духовного мира приобретает свободное время, которое, по словам К.Маркса, служит мерилом истинного богатства человека.
Духовный компонент
является определяющим в социализации
человека, что позволяет, на наш взгляд,
рассматривать эту отрасль
Социальный статус – это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же вратарь) [2].
Различаются статусы
приписанные (прирожденные) и достигнутые
(приобретенные). Приписанный статус
человек получает автоматически
– по этническому происхождению,
месту рождения, положению семьи
– вне зависимости от личных усилий
(дочь, бурятка, волжанка, аристократка).
Достигнутый статус – писатель,
студент, супруг, офицер, лауреат, директор,
депутат – приобретается
Однако статусы неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции – вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть.