Социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули (1864–1929), Дж.Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892–1974), Т.Парсонс (1902–1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе.

Содержание

1.Введение.

2.Понятие о социализации личности.

3.Ролевая теория личности .

4.Нормативные концепции личности.

5.Сознание, его возможности и ограничения в процессе социализации личности.

6. Заключение.

7.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 42.80 Кб (Скачать)

ПЛАН

1.Введение.

2.Понятие  о социализации личности.

3.Ролевая  теория личности .

4.Нормативные  концепции личности.

5.Сознание, его возможности и ограничения  в процессе социализации     личности.

6. Заключение.

7.Список  литературы.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Социология личности как специальная социологическая  теория появилась на грани XIX и XX веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние  макро-, мезо-и микроусловий на процесс  его функционирования.

Многогранность  процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули (1864–1929), Дж.Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального  «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное  человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892–1974), Т.Парсонс (1902–1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой  теории личности, согласно которой  последняя есть функция от той  совокупности социальных ролей, которые  человек выполняет в обществе [1].

Значителен вклад  в социологию личности сторонников  статусной теории.

В отечественной  социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце XIX – начале XX века, так и в советский период.

В дореволюционный  период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберта (1843-1915), П.А.Сорокина (1889–1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина  осуществил А.Н.Энгельгардт (1832– 1893). Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842–1904), который предложил рассматривать  личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.

В советский  период для развития теории личности и ее социологической и социально-психологической  интерпретации многое сделали Б.Г.Ананьев, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.С.Кон, Л.А.Зеленов, А.Г.Здравомыслов, В.Н.Лавриненко, А.В.Петровский, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, Г.Л.Смирнов, Е.В.Шорохова, Е.Б.Шестопал, И.Т.Фролов, В.А.Ядов и др.

К анализу социологических  проблем личности полностью применимы  слова известного американского  социолога Ч.Р.Миллса (1916–1962), который  писал, что «изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей».

ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Социология личности оперирует категориями, которые  нередко рассматриваются как  синонимы, – формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности  социологического анализа.

Когда употребляется  понятие формирование личности, то имеется в виду единство объективных  условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете  влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно  говорить о многостороннем воздействии  на личность и соответственно формировать  ее развитие.

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней  среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально  значимых характеристик сознания и  поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни  и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и  обязанности, приобретенные им, не говорят  о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым  аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком  гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе  социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института  долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие  потери, в основном нравственного  порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и  общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых  молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают  характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в  общих чертах начинает формировать  свое представление об обществе, в  котором он живет, о принципах  построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен этот первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает  в жизнь молодых людей, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые  иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация  той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных  заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная  обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как  созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация  личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются  в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты  и качества, свойственные тем или  иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных  условиях процесс социализации предъявляет  новые требования к духовному  облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что  осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений  может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического  процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный  процесс, что он в одинаковой степени  может многократно усиливать (или  замедлять) общественный прогресс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.  

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и  поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие  вопросы: почему часть людей, имеющих  одинаковое стартовое начало, становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества?

И, наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного  сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается  решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен  национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания  с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более  глубокого понимания социально-психологических  механизмов признания особого места  в общественной жизни каждого  народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация  личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или  несколько, а весь комплекс общественно  значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и  поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. Важное значение имеет преодоление  стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.-

Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует  ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления. Особое значение для социализации личности, обогащения ее духовного мира приобретает свободное  время, которое, по словам К.Маркса, служит мерилом истинного богатства  человека.

Духовный компонент  является определяющим в социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать эту отрасль социологической  науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политических отношений. Но человека возвышают лишь уровень  культуры, богатство и глубина  его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к  другим людям.

СОЦИАЛЬНЫЙ  СТАТУС

 

Социальный статус – это показатель положения, занимаемого  индивидом в обществе. Каждый человек  обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же вратарь) [2].

Различаются статусы  приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически  – по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи  – вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигнутый статус – писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат – приобретается усилиями самого человека с помощью тех  или иных социальных групп – семьи, бригады, партии.  

Однако статусы  неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем  статусной позиции – вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть.

Информация о работе Социализации личности