Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:41, контрольная работа
1, Социология (от лат.societas - общество и греч.logos - слово, понятие учение)
2, Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.
3, Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
1,
Социология (от лат.societas -
общество и греч.logos -
слово, понятие учение) -
наука о законах становления,
функционирования, развития
общества в целом, различных
социальных общностей
и социальных отношений
между ними. С попыткой
выделить социальное
в узком смысле слова,
т.е. внутри самого общества
отличить социальные
отношения от экономических,
политических и других,
связано формирование
различных предметных
областей социологии.
Так возникло целое
семейство социологий -
труда, образования,
политики, семьи и других
социальных институтов
и процессов. Появились
социологические теории
так называемого среднего
уровня, которые с одной
стороны, были связаны
с общесоциальной теорией,
а с другой - опирались
на материал, собранный
в эмпирических исследованиях.
Особой формой социологического
знания являются методика,
техника и организация
социологических исследований.
Предметом социологии
являются также личность
как субъект и продукт
общественных отношений,
закономерности социальных
действий и массового
поведения людей. Необходимо
указать на сложности
в определении предмета
социологии, что связано
с тем, что предмет социологии
изменялся с течением
времени. «Для лучшего
понимания существа
предмета социологии
важно представить общество
как структуру, т.е. не
как простое скопление
индивидов, случайно
взаимодействующих
друг с другом, а как
целое, состоящее из
определенным образом
расположенных упорядоченных
частей, взаимодействующих
между собой в строго
указанных границах.
Место социологии
в системе общественных
и гуманитарных наук
определяется прежде
всего, тем, что социология
есть наука об обществе,
а, следовательно включает
общую социологическую
теорию, которая может
служить теорией и методологией
всех других общественных
и гуманитарных наук.
Методика и техника
изучения человека и
его деятельности, методы
социального измерения,
разрабатываемые социологией,
используются всеми
другими гуманитарными
науками. Кроме того,
в современных условиях
сложилась система исследований,
проводимых на стыке
социологии и других
отраслей знаний. Их
принято называть социальными.
Социология как система
знаний не может развиваться
и выполнять свои функции
не взаимодействуя с
другими науками. По
отношению к специальным
общественным наукам
социология находится
в таком положении, в
каком общая биология
находится по отношению
к специальным биологическим
отраслям знаний: зоологии,
ботанике и др. Как общая
биология служит основой
для ботаники и других
отраслей знания о природе,
так и социология служит
фундаментом для специальных
общественных наук.
2, Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе. Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям Термин «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом мысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности: общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук; социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе; в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно.
Социологи
различают два
самых общих типа
взаимодействий: сотрудничество
и соперничество (иногда
называемое конкуренцией).
Сотрудничество подразумевает
взаимосвязанные
действия индивидов,
направленные на достижение
общих целей, с
обоюдной выгодой
для взаимодействующих
сторон. Взаимодействия
на основе соперничества
включают в себя попытки
отстранения, опережения
или подавления соперника,
стремящегося к идентичным
целям. Очевидно, что
эти типы взаимодействий
полярны, они сопровождаются
противоположными чувствами,
установками и
ориентациями у взаимодействующих
индивидов, Если в
ходе взаимодействий
на основе сотрудничества
часто проявляются
чувства благодарности,
потребности в
общении, желания
уступить, то при
соперничестве могут
возникать чувства
страха, неприязни, озлобления,
ненависти или
зависти. В результате
повторения того или
иного типа взаимодействий
возникают разные
виды отношений между
людьми.
4, За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.
Ближайшее
социальное окружение -
родители и другие
члены семьи, позже
воспитатели детского
сада и школьные учителя (иногда
друзья семьи или
священник) - непосредственно
влияет на развитие
психики ребенка. Формирование
собственной шкалы ценностей
происходит уже в раннем
детском возрасте. Вот
почему так важно, в
какой семье воспитывается
ребенок, вырастая в
подростка, юношу, взрослого.
Ценностные ориентации
подростка, понимание
им социальных проблем,
нравственные оценки
событий и поступков
зависят в первую очередь
от родителей. Если счастливые
минуты в семье связаны
только с приобретением
и накоплением, ребенку
трудно стать счастливым
в будущем. Материальные
потребности безграничны,
и невозможность их
удовлетворить может
обернуться трагедией.
5, Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно
подчинен взрослым, и от детей ожидается
почтительность по отношению к последним.
Статус солдат отличен от статуса штатских;
роль солдат связана с риском и выполнением
присяги, чего нельзя сказать о других
группах населения. Статус женщин отличается
от статуса мужчин, и потому от них ожидают
иного поведения, чем от мужчин. Каждый
индивид может иметь большое число статусов,
и окружающие вправе ожидать от него исполнения
ролей в соответствии с данными статусами.
В этом смысле статус и роль — это две
стороны одного феномена: если статус
является совокупностью прав, привилегий
и обязанностей, то роль — действием в
рамках этой совокупности прав и обязанностей.
6.
Прежде всего отметим,
что личность как объект
общественных от-ношений
рассматривается в социологии
в контексте двух взаимосвязан-ных
процессов - социализации
и идентификации. Под
социализацией при-нято
понимать процесс усвоения
индивидом образцов
поведения, соци-альных
норм и ценностей, необходимых
для его успешного функциониро-вания
в данном обществе. Идентификация -
копирование поведения
другого, близкое к страстному
желанию походить, насколько
возможно, на этого человека.
Социализация охватывает
все процессы при-общения
к культуре, обучения
и воспитания, с помощью
которых чело-век приобретает
социальную природу
и способность участвовать
в со-циальной жизни.
В процессе социализации
принимает участие все
окру-жение индивида:
семья, соседи, сверстники
в детском заведении,
шко-ле, средства массовой
информации и т.д.
7. Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.
Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.
Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.
Группа
сформирована, если
между ее членами
установилась система
взаимодействий, определяющая
ее жизнеспособность.
Система взаимодействий
в группе предполагает
ориентацию не на отдельного
человека, а на всех
её членов, коллектив.
Поэтому особое значение
приобретают в
группе ценности социальной
солидарности. Солидарность
предполагает признание
значимости группы,
готовности индивида
подчиниться групповым
нормам. Тем самым
группа определяет,
а подчас навязывает
определенные образцы
поведения своим
членам. Если участник
группы исповедует другие
взгляды и ориентирован
на другие ценности,
он или вынужден "подчиниться"
группе или уйти из
нее.