Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии.
Объект исследования: изучение смысложизненных ориентаций
Предмет исследования: смысложизненные ориентации у подростков
Задачи исследования:
Рассмотреть различные концепции смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе.
Ознакомиться с понятием оптимального смысла жизни человека.
Рассмотреть ценностные ориентации и личностный смысл как составляющие смысла жизни.
Рассмотреть смысложизненные ориентации подростков как составляющую смысла жизни.
Подбор методик, направленных на выявление смысложизненных ориентаций.
Проведение экспериментальных процедур.
Анализ полученных материалов.
Обсуждение результатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Исследование проблемы смысла жизни в психологии
Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе…..6
1.2 Психологические составляющие оптимального смысла жизни……….11
Глава II. Составляющие смысла жизни в подростковом возрасте
2.1 Ценностно-смысловая сфера личности……………………………….....15
2.2 Смысложизненные ориентации подростков…………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Процесс поиска и обретения смысла жизни невозможен без установления определенного отношения человека к самому себе. Именно на этой основе возможно удовлетворение потребностей человека в самореализации – потребности «дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить, выполнить себя» [4]. На основе этой потребности возникает стремление к поиску и обретению смысла жизни, который задает пути и способы самореализации. Система смысложизненных ориентаций не останавливается в своем развитии. Начиная с подросткового возраста и на протяжении дальнейшей жизни задачи развития и эффективного функционирования перед человеком ставит сама жизнь. На стадии ранней взрослости большинство людей имеют дело с выбором профессии, карьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять. В процессе профессиональной деятельности и реализации новых ролей (супружеской, родительской, гражданской и др.) происходит дальнейшее развитие смысловой сферы личности. Одним из факторов изменения системы смысложизненных ориентаций являются социально-исторические условия, на фоне которых происходит развитие и функционирование личности. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость смысловых отношений с действительностью, закрепленных в личностных ценностях, связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением.

      Ценности  и смыслы непостоянны, они изменяются во времени в результате деятельности людей, также как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида жизненным смыслом, может превратиться в периферийную ценность или даже изменить свою полярность – позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот [11].

      В каждый момент своего существования подросток совершает ценностный выбор, принимает нравственное решение, разрешает моральный конфликт, модифицирует нормы культуры, подвергает изменениям собственные принципы, устанавливая на какое-то время непротиворечивую систему смысловых универсалий. Таким образом, он осознанно, ответственно и свободно формирует значимое для себя – сейчас, наполняет смыслом бытие.

      Можно выделить различные типы изменений смысложизненных ориентаций на протяжении жизни человека:

-  эволюционные, постепенные изменения, частично  затрагивающие структуру смысложизненной  иерархии, но не нарушающие ее  основы, главного компонента иерархии. При этом видоизменяется, но не исчезает «главная линия» жизни;

-   эволюционные изменения, постепенно  приводящие к качественному преобразованию  структурной иерархии смысла  жизни;

-  революционные  изменения, крутые повороты в  жизни человека, приводящие к «ломке» прежней структурной иерархии, что имеет два следствия:

а) создание иерархической структуры нового типа и появление новой «главной линии» жизни;

б) разрушение иерархической структуры смысла жизни, замена ее «конгломератом» смыслов [7].

      Смысложизненные ориентации как способ отношения к миру реализуются подростками во всех сферах жизни посредством ценностей, идеалов, убеждений. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится и свое отношение к политическим реалиям, социально-экономическим преобразованиям, культуре, профессии, карьере и т.д.

      Переоценка  ценностей, рефлексия и переориентировка жизненных смыслов – закономерный процесс развития в подростковом возрасте. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет подростка по-новому смотреть на многие вещи.

      Таким образом, смысложизненные ориентации не останавливаются в развитии на каком-либо этапе жизни человека, а продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно эта проблема становится актуальной в подростковом возрасте. Проблема смысла жизни изучалась В.Франклом, Чудновским В.Э., Выготским Л.С. и другими исследователями.

      Представления о смысле жизни складываются в  процессе деятельности людей и зависят  от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях подросток может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

      Признавая смысл жизни, нельзя его сводить  к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д. По нашему глубокому убеждению, такое сложное понятие, как “смысл жизни”, следует рассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его жизни.

      Имея  смысл жизни, подросток получает цель, к которой он может стремиться. Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что – нет, что полезно, а что вредно для достижения главной жизненной цели.

    Жизнь любого человека, поскольку она к  чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. И главным здесь является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед подростком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит оценить свою жизнь целиком.

Список  литературы: 

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль,1988.
  2. Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст// Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.:ПИРАО,1997.
  3. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни,2004.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.:Педагогика, 1984
  5. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М.:Наука,1974.
  6. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М,1986.
  7. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб.,1994.
  8. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта// психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.- М.,1997.
  9. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа// психологический журнал.-1993.
  10. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.,1987.
  11. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984
  12. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации.- Новосибирск,1992
  13. Леонтьев Д.А. Психология смысла.- М.: Смысл,2003.
  14. Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности// Мир психологии.-2001.-№2.
  15. Моральные ценности и личность. /Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева.- М.,1994.
  16. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.- М.,1988.
  17. Некрасова Ю.Б. Особенности в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации.//Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М.,1997.
  18. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.,1998.
  19. Попова Т.А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка. Автореферат. Москва. 2009
  20. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика,1973.
  21. Серый А.В. Система личностных смыслов. Кемерово,2004.
  22. Франкл В. Человек в поисках смысла.- СПб.:Ювента,1997.
  23. Ценностный мир современного студенчества( социальный портрет явления)/ А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, Сикевич И.В.-М.,1992.
  24. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни// Мир психологии.-1999-№2.
  25. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни// Вопросы психологии.-№3.
  26. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. М.:ПИРАО,1997.
  27. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр.тр.М.,Воронеж.2006.
  28. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннаго» // Психологический журнал, 1995

Информация о работе Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте