Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии.
Объект исследования: изучение смысложизненных ориентаций
Предмет исследования: смысложизненные ориентации у подростков
Задачи исследования:
Рассмотреть различные концепции смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе.
Ознакомиться с понятием оптимального смысла жизни человека.
Рассмотреть ценностные ориентации и личностный смысл как составляющие смысла жизни.
Рассмотреть смысложизненные ориентации подростков как составляющую смысла жизни.
Подбор методик, направленных на выявление смысложизненных ориентаций.
Проведение экспериментальных процедур.
Анализ полученных материалов.
Обсуждение результатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Исследование проблемы смысла жизни в психологии
Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе…..6
1.2 Психологические составляющие оптимального смысла жизни……….11
Глава II. Составляющие смысла жизни в подростковом возрасте
2.1 Ценностно-смысловая сфера личности……………………………….....15
2.2 Смысложизненные ориентации подростков…………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    Известно, что жизнь людей имеет позитивную сторону: жизнь хороша и интересна - в ней люди могут быть счастливыми и радостными. Счастье приносит брак, рождение ребенка, взаимная любовь между противоположными полами,  окончание вуза. Мы предпочитаем теории, которые признают смысл жизни человека.

    В. Франкл дал очень подробную характеристику потребности человека в поиске смысла жизни. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация - феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния - свойственен в основном «думающей» молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим [2;6].

    Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [3].

    Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни  как о насущной потребности, которая  зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Психологические составляющие оптимального смысла жизни. 
 

      Рассматривая смысл жизни именно как психологический феномен, следует подчеркнуть, что одна из основных его характеристик – многозначность: «двоящаяся диалектика» жизни присуща и этому феномену – обретение смысла жизни еще не гарантирует позитивного становления личности. Парадоксальный факт: потеряв смысл существования, человек может лишить себя жизни, но вместе с тем он жертвует жизнью ради реализации определенного смысла жизни. Очень многое зависит от содержательной характеристики этого феномена, его адекватности. По-видимому, следует выделить различные уровни смысла жизни по степени его позитивного или негативного влияния на жизнь человека, становление его личности. В плане этой логики мы и рассмотрим проблему оптимального смысла жизни.

      Дело  в том, что в понятии «адекватность  смысла жизни», соединяющем в себе его «реалистичность» и «конструктивность», главным является признак соответствия смысла жизни внешним и внутренним факторам. Но человек нередко выходит за рамки обычного «соответствия» - он максимально  реализует свои возможности, достигая высоких результатов как в конкретной деятельности, так и в раскрытии собственной индивидуальности. Оптимальный смысл жизни можно охарактеризовать как гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею.

            Оптимальный смысл  жизни – такой уровень сформированных смысложизненных ориентаций, при  котором человек приобретает способность в ходе реализации своей «главной линии жизни» учитывать реалии сегодняшнего дня и одновременно становиться над ситуацией, преобразовывать обстоятельства и собственное поведение.

      Возрастной  аспект оптимального смысла жизни. Каждый возрастной период вносит своеобразный «вклад» в процесс поиска и становления оптимального смысла жизни. Разумеется, детство не является временем его активного поиска, тем не менее, это период интенсивной подготовки «психологической почвы», на которой затем происходит его становление.

      Подростковый  возраст - время, когда происходит как бы «отмена» прежних ценностей и стремлений и «разравнивается площадка» для будущего «смыслостроительства»; время, когда сосуществуют парадоксально противоположные смыслы, время «конгломерата» смыслов, которые еще не стали устойчивой иерархией и, вместе с тем, существенно обусловливают характер дальнейшего «смыслостроительства».

      Юность - период активного поиска именно оптимального смысла жизни, который осложняется одним парадоксальным обстоятельством: выбор главной линии жизни приходится на ту пору, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе и вузе мало готовит молодого человека к ответственейшему шагу - выбору «главной линии» своей жизни.

      Зрелость - период стабилизации личности, период, когда уже накоплен значительный жизненный опыт и, вместе с тем, сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Однако характер такой стабилизации существенно обусловлен своеобразием формирования смысложизненных ориентации на предыдущих возрастных этапах. В ряде случаев период зрелости может быть временем «ломки» смысложизненных ориентаций и поиска нового жизненного смысла.

      Старость. Прежде всего, это период, когда процессы инволюции становятся ярко выраженными и начинают преобладать в жизни и деятельности человека.

      В каждом возрастном периоде имеет место своеобразное соотношение особенностей возраста и становления смысложизненных ориентаций. Вместе с тем, существуют, по-видимому, различия в характере этой возрастной динамики у разных людей – она может быть либо более «целеустремленной», в разном возрасте сохраняющей «главную линию жизни», либо более «привязанной» к особенностям возраста. Можно выделить две возрастные ступени, для которых характерно наибольшее влияние возрастных особенностей на становление смысложизненных ориентаций: подростковый возраст, когда интенсивное развитие физических и психических сил сказывается на широте и масштабности поставленных жизненных целей (при недостаточном учете реальности их осуществления), и старость – время, когда «смыслостроительство» существенно обусловливается инволюционными процессами.

      Оптимальный смысл жизни и профессиональная деятельность.  Профессиональная деятельность - одна из наиболее значимых ценностей человека - является существенным компонентом структуры его смысложизненных ориентации. В тех случаях, когда профессиональная деятельность занимает значимое место в структуре смысложизненных ориентации, происходит как бы сближение, соединение требований профессии и проявлений индивидуальности. Последняя «раскрывается» навстречу профессии и ее требованиям; с другой стороны, профессиональная деятельность, вбирая в себя неповторимые индивидуальные черты профессионала, выходит на более высокий уровень мастерства. Профессия и индивидуальность как бы сливаются в одно целое. По-видимому, эта взаимообусловленность, взаимодополнение профессиональной деятельности и индивидуальности - значимый фактор становления оптимального смысла жизни.

            Сущность оптимального смысла жизни - в органическом сочетании удовлетворяющей человека жизненной цели и удовлетворения, получаемого от самого процесса ее реализации, от «сегодняшних ее результатов».

      Оптимальный смысл жизни и проблема активно-преобразуюшего поведения. Естественно, смысложизненные ориентации должны быть адекватны тем ситуациям, тем реальностям и обстоятельствам, в которых живет человек. Однако часть обстоятельств, и очень значительную часть, составляют те обстоятельства, которые созданы им самим, или являются результатом его деятельности. Здесь возникает проблема устойчивости личности, проблема устойчивости человека перед лицом неблагоприятных обстоятельств, его способности противостоять им и преобразовывать их. Устойчивость личности не есть пассивная, статичная устойчивость, она не результат пассивного приспособления к обстоятельствам, но следствие их активного преобразования [10], результат способности человека самому создавать благоприятные условия для реализации своей главной жизненной цели.

   Оптимальный смысл жизни и проблема нравственности. Известен парадоксальный факт: устойчивость не есть полная независимость от обстоятельств. Наоборот, она связана с укреплением зависимости, но от «более отдаленных факторов». Применительно к устойчивости личности это означает укрепление зависимости от факторов, выходящих за пределы личности, ее непосредственных узколичных интересов и потребностей [10]. Здесь прежде всего имеется в виду зависимость от нравственных ориентиров.  Не нужно доказывать, что опора на «нравственные инварианты» имеет непосредственное отношение к проблеме смысла жизни, в том числе - оптимального смысла жизни. При этом следует подчеркнуть значение именно общечеловеческой нравственности, которая кристаллизует в себе конденсаты многовековой исторической памяти [14]. Именно общечеловеческая нравственность, ориентированная на «наиболее отдаленные факторы» и проявляющаяся в способности человека «выйти за пределы» не только собственной личности, но и группы, класса и т.д., к которым он принадлежит, - создает «первооснову» оптимального смысла жизни. 
 

Глава 2. Составляющие смысла жизни

2.1 Ценностно-смысловая сфера личности

 

      Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. Как общенаучные понятия они способствует объединению исследуемых объектов различных наук.

      Ценностные  ориентации являются важнейшим компонентом  структуры личности. Наряду с другими  социально-психологическими образованиями  они выполняют функции регуляторов  поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит [16].

      Ценностные  ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую  систему, занимая пограничное положение  между мотивационно-потребностной  сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

      По  своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две  основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

      Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные  выше регулятивные образования как  диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций – базовые социальные установки – отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность [17].

      Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей.

Информация о работе Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте