Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии.
Объект исследования: изучение смысложизненных ориентаций
Предмет исследования: смысложизненные ориентации у подростков
Задачи исследования:
Рассмотреть различные концепции смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе.
Ознакомиться с понятием оптимального смысла жизни человека.
Рассмотреть ценностные ориентации и личностный смысл как составляющие смысла жизни.
Рассмотреть смысложизненные ориентации подростков как составляющую смысла жизни.
Подбор методик, направленных на выявление смысложизненных ориентаций.
Проведение экспериментальных процедур.
Анализ полученных материалов.
Обсуждение результатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Исследование проблемы смысла жизни в психологии
Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе…..6
1.2 Психологические составляющие оптимального смысла жизни……….11
Глава II. Составляющие смысла жизни в подростковом возрасте
2.1 Ценностно-смысловая сфера личности……………………………….....15
2.2 Смысложизненные ориентации подростков…………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«МИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии

Факультет английского языка

Лысенко Юлия Михайловна

414 группа 
 

Смысложизненные ориентации

в подростковом возрасте

Курсовая  работа 
 
 

                                                           Научный руководитель:

                                                           кандидат психологических наук, доцент   

                                                           Широкова Анна Борисовна 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

   Введение………………………………………………………………………..3

   Глава I. Исследование проблемы смысла жизни в психологии

    1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе…..6

    1.2 Психологические составляющие оптимального смысла жизни……….11

    Глава II. Составляющие смысла жизни в подростковом возрасте

    2.1 Ценностно-смысловая сфера личности……………………………….....15

    2.2 Смысложизненные ориентации подростков…………………………..24

    Заключение…………………………………………………………………..38

    Список  литературы………………………………………………………….29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

    Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого  поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в последнее время актуальной темой исследований. Однако при достаточной изученности этого феномена нет достаточных данных, позволяющих судить о методах развития смысложизненных ориентаций и способах влияния на процесс их формирования. С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно актуальной эта проблема становится в подростковом возрасте. Проблема смысла жизни изучалась В.Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах по всему миру. Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни. Людьми по-разному осознаются разные аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее.

    По  мнению Л.С. Выготского, в подростковом возрасте происходит "овладение  внутренним миром", "возникновение  жизненного плана, как известной  системы приспособления, которая  впервые осознается подростком" [4]. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для становления смысла жизни, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения - с другой [4]. У подростка возникает потребность самопознания, которая реализуется с помощью рефлексии. В этом возрасте, как отмечает И.С. Кон, встает вопрос о смысле жизни, который является "наиболее общей, философской формой раздумий личности" [11].

    В отечественной психологии в последние  годы достаточно интенсивно велись исследования смысла жизни как психологического феномена. Большой вклад в разработку данной проблемы внесло исследование Д.А.Леонтьева «Психология смысла».

    Обсуждая  проблему становления смысла жизни, Чудновский особо выделяет подростковый период, характеризуя его как период, в который прибывающие жизненные  силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла [28].

         По мнению Вайзер Г.А., у школьников 7-8 классов в период становления смысла жизни проявляется все разнообразие содержания (широкие социальные, групповые, индивидуальные, познавательные, эмоциональные смыслы). Подростки осознают возможность и необходимость обогащения и перестройки жизненного смысла в процессе взросления и овладения опытом.

         Попова Т. А. исследовала значимость смысложизненных ориентаций как психологического механизма становления Я-концепции у учащихся подросткового возраста. Психолог показала, что у современного подростка наибольшую значимость в представлениях о смысле жизни имеют коммуникативные, статусные, гедонистические, семейные категории, в меньшей степени проявляется альтруистическая составляющая смысложизненных ориентаций [19].

    Поиск смысла жизни является неотъемлемой составляющей Я-концепции человека, его жизненной стратегии, жизненного пути личности.

    Все аспекты смысла жизни связанны с  ценностями: духовное удовлетворение и достижения. Кроме этого, осмысленность в целом связана с креативностью, развитием себя и с сохранением собственной индивидуальности. Осмысленность процесса связана с активными социальными контактами, осмысленность результата с развитием себя, а осмысленность будущего имеет обратную связь с высоким материальным положением. Все аспекты смысла жизни и такие ценности как креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности имеют прямую связь между собой, т.е. чем больше осмысленность, тем больше выражены данные ценности. Связь между общей осмысленностью, осмысленностью будущего и собственного престижа, высокого материального положения обратная, что говорит о том, что чем более осмыслена жизнь в целом и будущее, тем менее важны эти ценности [13].

   Цель  исследования: рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии.

   Объект  исследования: изучение смысложизненных ориентаций

   Предмет исследования: смысложизненные ориентации у подростков

   Задачи  исследования:

    1. Рассмотреть различные концепции смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе.
    2. Ознакомиться с понятием оптимального смысла жизни человека.
    3. Рассмотреть ценностные ориентации и личностный смысл как составляющие смысла жизни.
    4. Рассмотреть смысложизненные ориентации подростков как составляющую смысла жизни.
    5. Подбор методик, направленных на выявление смысложизненных ориентаций.
    6. Проведение экспериментальных процедур.
    7. Анализ полученных материалов.
    8. Обсуждение результатов.
    9. Выводы.
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Рассмотрение проблемы смысла жизни в  психологии. 

   1.1 Понятие смысла  жизни в отечественной  и зарубежной литературе. 
 

   В настоящее время существует множество  различных подходов к проблеме смысла жизни. Ниже мы ознакомимся с некоторыми из них. Но для начала следует рассмотреть наиболее общее определение понятия "смысл жизни". Для этого мы обратились к психологическому словарю, где смысл жизни определяется как особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. Смысл жизни - "механизм", работа которого имеет "судьбоносное" значение для человека [12].

   Смыслу  жизни посвящен ряд совершенно противоположных  по своей сути философских течений. Одной из наиболее древних считается  концепция Экклезиаста. В ней  говорится о ничтожности и суетности человеческой жизни. Жизнь человека, считал Экклезиаст, это вздор, бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагал, что составляющие жизни – власть,  труд,  богатство,  любовь - бессмысленны, так же  "как погоня за ветром". В общем, он отрицал наличие у человека смысла жизни [9].

   Среди русских мыслителей достаточно полно  раскрыл данную проблему Ф.М. Достоевский, разгадывающий "тайны и загадки" человека во все периоды своей  жизни. «Человек должен быть личностью. Каждый человек обязан оставить в обществе небольшой след своей личности». Суть смысла жизни - человеку важно быть нравственным.  

     Итак, мыслители и философы вкладывают  в понятие «смысл жизни человека»  разное содержание: кто-то считает,  что смысла жизни нет, кто-то  вкладывает в него все негативное, ("страдание); третьи предполагают  нечто "положительное" ("счастье") и т.д. [21].

   В психологии смысл жизни изучается  преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких  факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [2]. Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интернациональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [2], «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [5]. Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности».

   Фрейд считал,  что смысл человеческой жизни, - быть счастливым, получать разнообразные  наслаждения и удовольствия. Необходимо не допускать болезней, несчастий. Фрейд  считает, что человек испытывает огромное удовольствие, наслаждаясь прекрасным.

   Э. Фромм, ученик Фрейда,  писал: "Жизнь  должна иметь смысл. Люди тянутся  ко всему позитивному (счастью, любви, верности)".

   Понимание смысла своей жизни, пишет К. Обуховский, - это необходимое условие нормального функционирования.

   В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную  тенденцию, присущую всем людям и  являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии -- ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [6]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.

   Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [2].

   В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного[5]. Но определение смысложизненной «доминанты» -- лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик.

   Чудновский  считает, что проблема смысла жизни - это проблема осознания человеком  своих возможностей, постановка реальных целей.

   В литературе по проблеме смысла жизни  обычно подчеркивается позитивное значение этого феномена в жизни человека. Однако факты показывают, что смысл жизни может играть как конструктивную, так и деструктивную роль в формировании личности. В этой связи весьма актуальной является проблема адекватности смысла жизни. Это - проблема условий, при которых смысл жизни как психологическое образование может выполнить свою основную функцию - дать человеку почувствовать удовлетворение жизнью, а в высших своих проявлениях достичь ощущения счастья [13].

   Я считаю важным отметить в своей работе основные характеристики адекватности смысла жизни по Чудновскому:

   1. Реалистичность смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизненаличным объективным условиям, необходимым для его осуществления и индивидуальным возможностям человека.

   2. Конструктивность смысла жизни  (позитивное влияние на личность).

   Чудновский  выделяет два возраста, когда подобные вопросы о смысле жизни человек задает себе особенно часто: старость, когда они звучат как "отчет" о прожитой жизни; и молодость(подростковый возраст), когда все впереди, и человек строит свои планы на будущее, впрочем, эти вопросы могут возникать перед человеком постоянно, в самые различные периоды его жизни [13].

Информация о работе Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте