Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии.
Объект исследования: изучение смысложизненных ориентаций
Предмет исследования: смысложизненные ориентации у подростков
Задачи исследования:
Рассмотреть различные концепции смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе.
Ознакомиться с понятием оптимального смысла жизни человека.
Рассмотреть ценностные ориентации и личностный смысл как составляющие смысла жизни.
Рассмотреть смысложизненные ориентации подростков как составляющую смысла жизни.
Подбор методик, направленных на выявление смысложизненных ориентаций.
Проведение экспериментальных процедур.
Анализ полученных материалов.
Обсуждение результатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Исследование проблемы смысла жизни в психологии
Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе…..6
1.2 Психологические составляющие оптимального смысла жизни……….11
Глава II. Составляющие смысла жизни в подростковом возрасте
2.1 Ценностно-смысловая сфера личности……………………………….....15
2.2 Смысложизненные ориентации подростков…………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек обретает смысл  жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый [26].

      Формирование  и развитие систем личностных смыслов  и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный  и взаимодетерминирующий  характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

      Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие  «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности».

      Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение  также в американской социальной психологии. Так, по его мнению, М.Рокича, ценности личности характеризуются следующими признаками:

- истоки  ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

- влияние  ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

- общее  число ценностей, являющихся достоянием  человека, сравнительно невелико;

-  все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

-   ценности организованы в системы[18].

      Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую  систему и существующие в структуре  личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

      По  словам Н.Ф.Наумовой, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого [18], тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

      Понятие «личностный смысл», также как  и ценностные ориентации, чрезвычайно  объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках. Это понятие можно встретить  в философии, эстетике, социологии, а так же в лингвистике и других связанных с ней дисциплинах.

      В психологии понятие «смысл» неразрывно связанно с гармонично развивающейся  личностью. Личностный смысл принято  определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы» [25]. Выделяется ряд составляющих смысловых систем, побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы: реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей. Центральная из этих особенностей – производность личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

      Таким образом, смысл – это выражение  отношения субъекта  к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности [23].

      В теории личности В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки» [17]. Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить» [16].

      Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно  связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.

      В отличие от Адлера, который полагал, что смысл личности возникает непроизвольно в раннем возрасте, Франкл считает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причём неудача в её решении приводит к объективным нарушениям личностного развития. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения относительно осуществления смысла в данной ситуации.

      По  словам А.Н. Леонтьева, «личностные  смыслы, как и чувственная ткань  сознания, не имеют своего «индивидуального», своего «не психического» существования. Если внешняя чувствительность связывает  в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивами. Личностный смысл и создаёт пристрастность человеческого сознания» [25]. То есть, личностные смыслы всегда носят субъективный характер.

      Личностный  опыт, по мнению А.Н. Леонтьева, - это  всегда смысл чего-то. Воплощение смысла в значениях – это отнюдь не автоматически и одноместно происходящий процесс, а психологически содержательный, глубоко интимный процесс. И когда в отдельных жизненных обстоятельствах индивид вынужден выбирать, то это выбор не между значениями, а между сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются.

      Постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов не может исчезнуть, потому как они несут в себе интенциональность, пристрастность сознания субъекта и «равнодушных» к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить. Под интенциональностью в данном случае понимается первичная смыслообразующая устремлённость сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений [20]. Внутреннее движение развитой системы индивидуального сознания, по мнению А.Н. Леонтьева, создаётся смыслами. По его словам, за понятием личностный смысл скрывается одна из важнейших проблем – проблема системного психологического исследования личности.

      Смысл – это выражение отношения  субъекта к явлениям объективной  действительности. И принципиально  новый подход был осуществлён именно в отечественной психологии. Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром [17].

      Анализируя  структуру человеческой деятельности, устанавливая объектные отношения  между её компонентами, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создаётся  в результате отражения субъектом  отношений, существующим между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, указывает А.Н. Леонтьев, порождает личностный смысл, подчёркивая при этом, что смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания смысл вступает в отношения с другими его образующими, в частности самооценка значениями, выражаясь через последние.

      Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

      По  мнению большинства авторов, ценностно-смысловые  ориентации, определяя центральную  позицию личности, оказывают влияние  на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему  миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остаётся нереализованным.

      Ценностно-смысловые  ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

      Психологическими  механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают  индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и прежде всего – мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей [20].

      Ценностно-смысловым  ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. 
 
 
 

    2.2 Смысложизненные  ориентации подростков 
 

      Феномен смысла жизни – наиболее адекватное, наиболее концентрированное проявление личности, его смысложизненных ориентаций. Осмысленность жизни в подростковом возрасте не является внутренне однородной структурой. В понятие «смысл жизни» входят многие составляющие, в том числе смысложизненные ориентации подростков. Смысложизненная ориентация представляет собой частный случай смысложизненной концепции личности. Т.В. Столина даёт следующее определение смысложизненной концепции – «это индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни». В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности.

      Следовательно, смысложизненная ориентация представляет собой «динамическую проекцию смысложизненной  концепции личности на конкретные условия её повседневной жизни».

      Смысложизненными  ориентациями подростков могут быть цели в жизни, насыщенность жизни или удовлетворенность самореализацией. Эти три категории можно соотнести с будущим (цель), настоящим (процесс) и прошлым (результат). Подросток может находить смысл своей жизни в каждой из этих составляющих.

      Смысложизненная концепция начинает складываться к  подростковому возрасту, так как  это наиболее сензитивный период для формирования глубинных личностных образований. Именно «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» [27].

      Смысложизненные ориентации отражают системное свойство личности. У человека есть «чувство смысла», «инстинкт смысла» – врожденное стремление к смыслу, и только неблагоприятные обстоятельства жизни и воспитания заглушают и сводят на нет это стремление. Но с другой стороны, мы знаем немало фактов, свидетельствующих о том, что неблагоприятные обстоятельства могут быть «катализатором» поиска смысла жизни. Именно в тот момент, когда сгущаются тучи, когда следующие один за другим удары судьбы уводят почву из – под ног, когда кажется, что продолжать жизнь бессмысленно – именно в этот момент обостряется «задача на смысл».

Информация о работе Смысложизненные ориентации в подростковом возрасте