Ситуационные стили управления. проблемы оптимального стиля управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Отсюда, цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
рассмотреть последовательность этапов проведения ситуационного анализа в организации; а также методы, которые используются в исследовании систем управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава I. Ситуационные теории и модели управления персоналом в организации
Три подхода в исследовании стиля управления………………………6-8
Четыре теории ситуационного стиля управления…...…………….....8-16
Использование ситуационного стиля управления и его эффективность…………………………………………………………….16-18
Глава II. Роль ситуационного анализа
2.1. Значение ситуационного анализа……………………………………..20-21
2.2. Этапы проведения ситуационного анализа…………………………..21-26
Заключение…………………………………………………………..…….…27-28
Список использованной литературы……………………………..................29-30
Приложение

Работа содержит 1 файл

карпова оля курсовая.docx

— 343.98 Кб (Скачать)

     Глава II. Роль ситуационного анализа

     2.1. Значение ситуационного анализа

     Одним из исключительно действенных методов  самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия  и управления маркетинговой деятельностью  является ситуационный анализ. Его  цель — показать высшему руководству  и руководителям отдельных подразделений  своеобразный «срез» того положения, в  котором на момент проведения анализа  находится предприятие. Хорошо проведенный  ситуационный анализ позволяет руководству  даже процветающего предприятия  избавиться от иллюзий и трезво взглянуть  на истинное положение вещей на предприятии, наметить новые, наиболее перспективные  направления развития основной хозяйственной  деятельности, в том числе составить  перспективный бизнес-план, маркетинговый  план или стратегическую маркетинговую  программу.  
 Ситуационный анализ, охватывая в комплексе всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия, в конечном итоге должен привести к выдвижению новых идей и целей, выработке и оценке способов их достижения, соответствующих стратегических направлений развития и принятию решений руководства по их реализации. Подобный анализ может быть осуществлен только в том случае, когда его проведением руководит генеральный директор (директор) предприятия или акционерного общества.  
Ситуационный анализ является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов. В международной практике принято проводить ситуационный анализ один-два раза в год не только в целях управления маркетинговой деятельностью, но и контроля за ней. [8, с. 38] 
 Основным предметом ситуационного анализа является непосредственное окружение предприятия, система, в которой оно действует: это потребители, конкуренты, торговцы, посредники по сбыту, а также поставщики.  
 При функциональном подходе выделяются четыре направления деятельности предприятия: снабжение, производство, организация НИОКР и сбыт. Кроме того, должны быть изучены и сферы деятельности, обеспечивающие нормальную работу предприятия: финансы, служба информации и кадровая политика, которые оказывают влияние на принятие решений в маркетинге.  
 При проведении ситуационного анализа необходимо ответить на группы вопросов по всем составляющим, которые подвергаются маркетинговым исследованиям, и оценить соответствующие показатели в натуральном и стоимостном измерениях.[6, с. 289]
 

     2.2. Этапы проведения  ситуационного анализа

          Цель ситуационного анализа - оценить стратегическую ситуацию для конкретной компании в таком окружении. Он должен ответить на следующие вопросы:  
- как хорошо работает используемая ныне стратегия?  
- что является для компании сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами?  
- может ли компания конкурировать по стоимости?  
- насколько сильны конкурентные позиции компании? 
- какие стратегические действия создают лицо компании?  
Прежде всего следует понять, какой же стратегии придерживается компания:  
- низкоценового лидерства,  
- отличий от соперников,  
- фокусировки на узких группах потребителей или маркетинговых нишах. [8,с. 43] 
          Следующей характеристикой конкурентной обстановки в отрасли является степень вертикальной интеграции и географический масштаб рынка. Следует исследовать вспомогательные стратегии в производстве, маркетинге, финансах, применении рабочей силы.  
Дополнительно следует проанализировать последние действия компании, которые интегрируются в стратегию фирмы и могут обеспечить частные конкурентные преимущества и/или улучшить конкурентную позицию.  
          Наиболее очевидными индикаторами стратегической деятельности являются следующие положения:  
- увеличивается или уменьшается размер рынка, контролируемого фирмой,  
- растет или нет объем прибыли, получаемой фирмой, и насколько она велика в сравнении с соперниками,  
- каковы тенденции чистой прибыли фирмы и скорости возврата инвестиций,  
- какой рост объема продаж фирмы, быстрее или медленее, чем на рынке в целом.  
          Естественно, лучшей стратегией является та, которая не требует радикальных изменений.  
Далее проводится SWOT-анализ. SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. В приложении 1 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.

  Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны.  
Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:  
- уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,  
- создают конкурентные преимущества на рынке,  
- потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.  
 Следует отличать благоприятные возможности отрасли и компании. Превалирующие и вновь возникающие благоприятные возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:  
- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?  
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?  
- какие благоприятные обстоятельства дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? Заметим: Благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия. Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм.  
- Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?  
Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании - ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют потерять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вызваться:  
- разницей цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т.д.  
- разницей в базовых технологиях, возрасте оборудования,  
- разницей во внутренних себестоимостях из-за различных размеров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т.д.  
- разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют,  
- разницей в транспортных расходах,  
- разницей затрат в каналах распределения. [7, с. 400] 
 Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам.  
В дополнение к диагнозу ценовой конкурентной позиции требуется общий анализ конкурентной позиции и конкурентной силы компании. Он должен ответить на вопросы:  
- насколько сильна сегодняшняя конкурентная позиция фирмы?  
- какое изменение конкурентной позиции можно ожидать при использовании сегодняшней стратегии (с ее тонкой подстройкой)?  
- каков ранг фирмы относительно ключевых соперников в каждом важном компоненте конкурентной силы и отраслевом ключевом факторе успеха?  
- каков перечень конкурентных преимуществ фирмы?  
- какова возможность фирмы защищать свою позицию в свете отраслевых движущих сил, конкурентного давления и предполагаемых действий соперников? [10, с. 495] 
 Приложение 2 содержит факторы, которые часто используют для оценки тенденций усиления или ослабления конкурентной позиции фирмы.  
Общее правило: компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. Она должна строить стратегию на своих сильных сторонах и предпринимать действия по обеспечению ситуации со слабостями. В то же самое время рейтинг сильных сторон соперников показывает, откуда можно ждать их атак и, наоборот, где они слабее. Если компания имеет важные конкурентные сильные стороны там, где соперники относительно слабы, то можно предпринять действия по эксплуатации этого обстоятельства.

     Последней ступенью ситуационного анализа  является идентификация всех важных стратегических подходов, которые должны сформировать план действий компании. Они должны опираться на выполненный ситуационный анализ и ответить на следующие вопросы:  
- адекватна ли существующая стратегия движущим силам в отрасли?  
- как тесно существующая стратегия связана с будущими отраслевыми факторами успеха?  
- насколько хороша защита существующей стратегии от пяти конкурентных сил в будущем, а не сейчас и в прошлом?  
- способна ли существующая стратегия адекватно защитить компанию от внешних угроз и внутренних слабостей?  
- должна ли компания опасаться конкурентных атак от одного или более конкурентов? [18, с. 327] 
- нужны ли дополнительные действия для улучшения стоимостной позиции компании, накопления положительных возможностей или улучшения ее конкурентной позиции?

     Эффективное использование ситуационного анализа  для решения управленческих проблем, представляющих особую важность для  организации, невозможно сегодня без  соответствующего компьютерного сопровождения.

      
  Проведение ситуационного анализа на современном технологическом уровне требует разработки и использования банков данных (ситуаций, сценариев, экспертов, результатов ситуационного анализа поступившей информации) и специальных автоматизированных систем, предназначенных для обработки данных и сопровождения основных процедур ситуационного анализа.

      
  К числу таких систем относятся автоматизированные системы поддержки ситуационного анализа, основанные на методе аналогий, автоматизированные системы диагностики ситуаций, обработки статистической информации, многомерного шкалирования, факторного анализа, кластер-анализа, автоматизированные системы оценки ситуаций, автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО), предназначенные для получения, обработки и анализа экспертной информации, и т. д. 
 Если при выработке управленческих решений в организации ситуационный анализ занимает значительное место и проводится регулярно, то целесообразно создание специальной организационной структуры, основной задачей которой является обеспечение и сопровождение ситуационного анализа. 
 В частности, может оказаться целесообразным создание центра ситуационного анализа или ситуационной комнаты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В данной курсовой работе на тему «Ситуационные стили руководства. Проблема оптимального стиля управления», которая на сегодняшний день является актуальным вопросом, я рассмотрела на теории особенности и методы применения ситуационного анализа.

     Для этого я изучила научную основу этого анализа – ситуационный подход, который является наиболее перспективным направлением управления в современных условиях. С одной  стороны, он сегодня один из наиболее разработанных инструментов для  последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет  выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие  воздействия, способные оказать  влияние на развитие ситуации.

     В дальнейшем исследовала сам процесс  применения ситуационного анализа, методы на которых он основывается, этапы проведения, принципы и методика, а и их особенности. Основными  и наиболее популярными методами является swot-анализ, имитационное моделирование и метод сценариев, как методы для прогнозирования и перспектив, и другие.

     Достижение  данной цели обеспечивалось решением следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:

– обобщили особенности ситуационного подхода  к исследованию систем управления;

– определили принципы использования ситуационного анализа.

     Ситуационный  стиль руководства включает в  себя:

1. указание - руководитель дает специфические  инструкции и жестко контролирует  ход выполнения;

2. тренировку - руководитель объясняет директивы,  получает идеи подчиненных, дает  указания;

3. подкрепление - разделяет процесс принятия  решения и оказывает поддержку  подчиненным при исполнении ими  задачи;

4. делегирование  - предоставление ответственности  за принятие решения подчиненными.

     Таким образом, ситуативный стиль управления в настоящее время считается  наиболее эффективным, т.к. сочетает в  себе множество стилей, использование  которых зависит от управленческих ситуаций. Иными словами практически  все стили управления могут быть составляющими ситуативного стиля. В связи с этим он имеет большую  эффективность. Другое дело, что не всякий руководитель может использовать такой стиль управления.

     Ситуационный  анализ позволяет, исходя из более глубокого понимания

ситуации и  динамики ее развития, разрабатывать  и принимать более обосно-

ванные управленческие решения, а также предвидеть возможное  возникновение кризисных ситуаций и принимать своевременные меры по их предотвращению.

     Проведение  ситуационного анализа позволит руководству предприятия четко  представить истинное положение дел на предприятии, выявить угрозы его развитию, сделать прогноз состояния, наметить перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности, разработать мероприятия в области обеспечения своей экономической безопасности.

 

Список  используемой литературы

  1. Аширов Д.А. Управление персоналом. — М.: Высшее образование и наука, 2005. 336 с.
  2. Белящий Н., Велесько С., Ройш П. Управление персоналом: Учеб. пособие. — Мн, 2005. 476 с.
  3. Беннет Р. М. Секреты эффективного управления. – М.: Лори, 20006. 216 с.
  4. Джордж Дж., Джоунс Г. Организационное поведение. Основы управления. – М.: Юнити, 2005. 442 с.
  5. Кнорринг В.И. Основы искусства управления. – М.: Дело, 2005. 328 с.
  6. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. – М.: Вершина, 2007. 289 с.
  7. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. – М.: Академический проект, 2006. 400 с.
  8. Крылов В.К. Ситуационный анализ: сбор информации. // Маркетинг, 2006. № 7.  С. 38
  9. Нельке М. Менеджмент. Что должен знать руководитель. – М.: Омега-Л, 2006. 125 с.
  10. Орлов А.И. Принятие решений: Теория и методы разработки управленческих решений. – Ростов-на-Дону: Март, 2005. 495 с.
  11. Основы управления персоналом: Учебник для ВУЗов / Генкин Б.М., Кононова Г.А., Кочетков В.Ч.и др.; Под общ. ред. Б.М. Генкина. - М.: Высшая школа, 2005. 209 с.
  12. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. -М.: Аспект - пресс, 2007. 279 с.
  13. Роббинс С.П. Правда об управлении персоналом. – М.: Вильямс, 2006. 304 с.
  14. Рогачева М. Роль и место личности руководителя в организации. // Мотивация и оплата труда. 2006. №2. 18 с.
  15. Саакян А.К. Управление персоналом в организации: Учебное пособие. – С-Пб.: Питер, 2007. 176 с.
  16. Стаут Л. Управление персоналом. – М.: Добрая книга, 2006. 536 с.
  17. Ципес Г., Болдырева Ю. Управление персоналом: взгляд сквозь призму стратегии. // Управление человеческим потенциалом. 2005. №4. 47 с.
  18. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Социальная психология, менеджмент. – М.: Высшая школа, 2005. 327 с.
  19. Шрёдер Г. Руководить сообразно ситуации. — М.: Интерэкспорт, 2007. 296 с.

Информация о работе Ситуационные стили управления. проблемы оптимального стиля управления