Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа
Отсюда, цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
рассмотреть последовательность этапов проведения ситуационного анализа в организации; а также методы, которые используются в исследовании систем управления.
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава I. Ситуационные теории и модели управления персоналом в организации
Три подхода в исследовании стиля управления………………………6-8
Четыре теории ситуационного стиля управления…...…………….....8-16
Использование ситуационного стиля управления и его эффективность…………………………………………………………….16-18
Глава II. Роль ситуационного анализа
2.1. Значение ситуационного анализа……………………………………..20-21
2.2. Этапы проведения ситуационного анализа…………………………..21-26
Заключение…………………………………………………………..…….…27-28
Список использованной литературы……………………………..................29-30
Приложение
Позже Хаус включил еще два стиля: стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение. Большая часть исследований сосредоточена на инструментальном стиле и стиле поддержки.
Рис.2. Модель
"путь-цель"
Митчелла и Хауса
Теория жизненного цикла П. Херсли и К. Бланшара
Теория жизненного цикла, разработанная Полем Херсли и Кеном Бланшаром, основывается на объеме непосредственного управления (задачецентрическое поведение) и социоэмоциональной поддержки (антропоцентрическое поведение), принимаемым руководителем в каждой отдельной ситуации, и основывается на «степени зрелости» подчиненных или группы.
Задачецентрическое (управляющее) поведение означает то, в какой мере руководитель использует и углубляется в одностороннюю коммуникацию при объяснении того, что каждый подчиненный обязан сделать, и каким образом необходимо выполнить поставленную задачу.
Антропоцентрическое поведение (поведение, оказывающее поддержку) означает то, в какой мере руководитель использует и углубляется в двухстороннюю коммуникацию при оказании социоэмоциональной поддержки, при использовании психологических стимуляторов и при оказании содействия в работе других.[1, с. 336]
Исследования подтверждают то, что не существует наилучшего стиля управления. Следовательно, любой стиль, в зависимости от ситуации, может быть эффективным и неэффективным. Теория ситуативного управления основывается на взаимодействии следующих факторов:
1) объем
применяемого руководителем
2) объем
применяемого руководителем
3) степень
зрелости, которую подчиненные
В теории ситуативного управления степень зрелости определяется способностью ставить высокие, но достижимые цели (мотивация достижения), желанием и способностью принимать на себя обязательства. Эти переменные факторы принимаются в соотношении с выполняемой задачей. Это означает, что индивид или группа не могут быть зрелыми или незрелыми в общем смысле. Степень зрелости работника варьируется в зависимости от определенной задачи, которую руководитель намерен достичь при помощи подчиненных.
Теоремой теории ситуативного управления является то, что при работе с людьми, у которых для выполнения определенной задачи низкий уровень зрелости, вероятного успеха можно достичь путем применения стиля управления с высокой задачецентричностью и низкой антропоцентричностью (С1). Соответственно, при работе с людьми с уровнем зрелости от низкого до среднего стиль управления с умеренным обращением внимания на задачу и людей является наиболее подходящим (С2). Если в задаче люди имеют уровень зрелости от среднего до высокого, вероятно, самым успешным стилем управления является высокая антропоцентричность — низкая задачецентричность (С3). Стиль управления с низкими антропоцентричностью и задачецентричностью приведет к вероятному успеху тогда, когда работают люди с высоким уровнем зрелости (С4).[14, с. 18]
В свете этого сформулированы четыре основные стиля руководства.
Эффективные
руководители должны достаточно хорошо
знать свой персонал, чтобы распознавать
и применять его постоянно
меняющиеся способности и требования.
Необходимо помнить, что по истечении
определенного времени
Хотя руководитель может использовать определенный стиль при работе с группой, ему довольно часто приходится использовать другой стиль при работе с отдельными подчиненными, поскольку они находятся на разных уровнях зрелости. В обоих случаях, независимо от того, работает ли он с индивидуумом или с группой, изменения стиля управления с С1 к С2, с С3 к С4 должны происходить постепенно. Этот процесс по характеру не может быть резким, революционным, а должен быть эволюционным: создавать постепенные изменения развития, результаты планируемого роста, обоюдное доверие и уважение.
Модель
жизненного цикла Херси и Бланшара
рекомендует гибкий, адаптивный стиль
руководства. Но как и другие модели
лидерства, она не получила всеобщего
признания. Критика подчеркивала отсутствие
последовательного метода измерения
уровня зрелости; упрощенное деление
стилей и неясность в отношении
того, смогут ли руководители на практике
вести себя с такой степенью гибкости,
как требует модель.
Модель принятия решения руководителем Врума—Йеттона
Согласно модели принятия решения В. Врума и Ф. Йеттона в зависимости от ситуации, особенности коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях руководства:
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
Рис.3. Модель
принятия решения руководителем Врума—Йеттона
В
современном понимании
Чем
более разнообразен и вариативен
набор его стилей, тем выше эффективность
его управленческой деятельности. В
связи с этим необходимо рассмотреть
ситуационные факторы, от которых зависит
ситуативный стиль руководства.
Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчиненными, зависит от двух ситуационных факторов: личных качеств подчиненных, а также требований и воздействий со стороны внешней среды.
Когда
у подчиненных наблюдается
Однако, если у подчиненных существует сильная потребность в автономии и самовыражении, они, вероятнее всего, предпочтут ориентированный на задачу стиль. Поскольку их первейшее желание - сконцентрировать свои усилия на задаче и выполнить ее, они предпочитают, чтобы руководитель сказал им, что нужно делать, и доверил им самим следить за решением задачи.[9, с. 125]
Другой личностной характеристикой, влияющей на выбор соответствующего стиля руководства, является убежденность подчиненных, что они способны воздействовать на внешнюю среду. В ситуациях, где необходимо влияние на подчиненных может быть эффективным стиль руководства, подразумевающий участие подчиненных в принятии решений.
Стиль руководства, ориентированный на достижение, считается более соответствующим таким ситуациям, где подчиненные стремятся к высокому уровню выработки и уверены в том, что способны достичь такого уровня.
Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, более соответствует ситуациям, когда подчиненные стремятся участвовать в процессе управления.
В
ситуациях, где характер задачи не вполне
однозначен, предпочтительным является
инструментальный стиль, который обеспечивает
руководству выполнение заданий
и который увеличивает и
Однако для неоднозначных задач, которые уже структурированы, добавочное структурирование, идущее через инструментальный стиль, будет восприниматься как чрезмерный контроль. Поэтому более подходящим здесь был бы стиль поддержки. Аналогичным образом, если задача с самого начала приносит подчиненным удовлетворенность, стиль поддержки мало что добавит. Однако, если задание не вполне удовлетворяет подчиненных, стиль поддержки будет как раз уместен.[19, с. 296]
Таким образом, ситуативный стиль управления проявляется в том, что в зависимости от ситуаций руководитель склоняется к тому или иному стилю. Чем более адекватен ситуации стиль, выбранный руководителем, тем эффективнее руководство.
Психологи
отмечают, что в силу своих личностных
особенностей руководителям свойственно
преобладание того и ли иного стиля
управления. В связи с этим реализации
ситуативного стиля управления так
же способствуют определенные особенности.
Вывод к Главе I
Таким образом, ситуативный стиль управления в настоящее время считается наиболее эффективным, т.к. сочетает в себе множество стилей, использование которых зависит от управленческих ситуаций. Иными словами практически все стили управления могут быть составляющими ситуативного стиля. В связи с этим он имеет большую эффективность. Другое дело, что не всякий руководитель может использовать такой стиль управления.
Ситуационные модели позволяют руководителю оперировать гораздо большим числом переменных, в том числе – организационных, а не только личностных. Это позволяет выбирать стиль управления не только по отношению к конкретному сотруднику, но и принимать решения, касающиеся всего подразделения и даже компании в целом:
• Так, концепция Фреда Фидлера позволяет не только определить наиболее оптимальный стиль взаимодействия руководителя с его сотрудниками, но и при необходимости – выбрать наилучшего руководителя из имеющихся претендентов, ориентируясь на его личные качества;
• Модель Виктора Врума и его коллег предлагает простой и практичный инструмент ситуационного принятия групповых решений;
• Постоянно
обновляемый авторами подход «Путь-цель»
Роберта Хаоса и Теренса Митчелла рассматривает
целый комплекс стилей управления, затрагивающих
как индивидуальный уровень взаимодействия
руководителей с сотрудниками, так и корпоративный
уровень – так, они вводят такие стили
управления, как Поведение лидера, основанное
на корпоративных ценностях, или Поведение
руководителя, направленное на представительство
и налаживание связей;
Информация о работе Ситуационные стили управления. проблемы оптимального стиля управления