Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа
Отсюда, цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
рассмотреть последовательность этапов проведения ситуационного анализа в организации; а также методы, которые используются в исследовании систем управления.
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава I. Ситуационные теории и модели управления персоналом в организации
Три подхода в исследовании стиля управления………………………6-8
Четыре теории ситуационного стиля управления…...…………….....8-16
Использование ситуационного стиля управления и его эффективность…………………………………………………………….16-18
Глава II. Роль ситуационного анализа
2.1. Значение ситуационного анализа……………………………………..20-21
2.2. Этапы проведения ситуационного анализа…………………………..21-26
Заключение…………………………………………………………..…….…27-28
Список использованной литературы……………………………..................29-30
Приложение
КАРПОВА ОЛЬГА М9-4
ТЕМА - Ситуационные
стили управления. проблемы оптимального
стиля управления
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Ситуационные теории и модели управления персоналом в организации
Глава II. Роль ситуационного анализа
2.1. Значение ситуационного анализа……………………………………..20-21
2.2.
Этапы проведения
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………….........
Приложение
Введение
Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю.
Знание
и умелое применение ситуационных подходов
к управлению поможет менеджеру
коренным образом изменить ситуацию
в компании и добиться мотивированной
вовлеченности каждого в
В основу ситуационного подхода положен ситуационный анализ. Ситуационный анализ — это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации. Ситуационный анализ является в некотором смысле противоположностью стратегическому управлению: его технологии позволяют не ограничиваться принятием управленческих решений в конкретной управленческой ситуации, а, основываясь на более глубоком анализе ситуаций, установлении тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации.
Существующие ситуационные подходы являются простыми для понимания, как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым.
Наибольший вклад в разработку ситуационных подходов к управлению внесли следующие зарубежные ученые:
Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.
Отсюда, цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Предметом
исследования выступают методы повышения
эффективности поведения и
Глава I. Ситуационные теории и модели управления
Исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть как личные качества руководителя, его поведенческие особенности, а так же ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
В связи с этим М. Мескон выделяет три подхода к исследованию стилей руководства:
К
поведенческому подходу М. Мескон относит
теорию лидерства К. Левина, который
выделил три стиля: авторитарный,
демократический и
В рамках поведенческого подхода М. Мескон рассматривает четыре системы Лайкерта:
система 1 - эксплуататорско-авторитарный тип руководителей;
система 2 - благосклонно-авторитарный тип руководителей;
система 3 - консультативная, основанная на значительном, но неполном доверии к подчиненным;
система
4 подразумевает групповые
Поведенческий
подход так же отражается в управленческой
решетке Блэйка и Мутона, вертикальная
ось этой схемы ранжирует «заботу
о человеке» по шкале от 1 до 9,
а горизонтальная ось ранжирует
«заботу о производстве» также
по шкале от 1 до 9. Стиль руководства
определяется обоими этими критериями.
Сторонники подхода с учетом личных
качеств рассматривают
Ни
подход с позиций личных качеств,
ни поведенческий подход не смогли
выявить логического
Ситуационная модель руководства Фидлера.
Теория Митчела и Хауса «путь - цель».
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара.
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Для
того, чтобы понять суть ситуационного
подхода в исследованиях управленческой
деятельности и современного понимания
ситуативного стиля руководства, а так
же его эффективности необходимо рассмотреть
эти четыре теории более подробно.
Ситуационная модель руководства Фидлера
Фред Фидлер заложил основу для ситуационного подхода к управлению. Исходя из модели ситуационного руководства Ф. Фидлера, поскольку руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, не способен, его нужно, исходя из ситуации и стоящей задачи, помещать в те условия, где он сможет лучшим образом себя проявить.
Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так, что на них легко воздействовать, а также в противоположном случае, когда наоборот — все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность их контроля.[16, с. 536]
Стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Такой стиль, скорей всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что самоуправляемая рабочая сила уменьшает необходимость в плотном, строгом надзоре, и к тому же минимизирует риск потери контроля.[2, с. 476]
Рис.1. Ситуационная
модель Фидлера
Модель Митчела—Хауса «путь — цель»
Еще одна ситуационная модель руководства «путь — цель» была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить какие блага их ожидают в случае хорошей работы, устранить помехи на пути ее осуществления, оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
Если
у сотрудников большая
Объясняется это тем, что подчиненные, особенно, когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.[13, с. 304]
Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение». Руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут по мере возможности их самостоятельно решать, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
В
неоднозначных ситуациях
Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.
Информация о работе Ситуационные стили управления. проблемы оптимального стиля управления