Шпаргалка по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по "Психология"

Работа содержит 1 файл

шпоры псих.docx

— 87.67 Кб (Скачать)

7) Особ. памяти дошкольника: отлич большой пластичностью, быстро запоминает, на и быстро забывает. Содерж памяти явл образы ранее воспринят явл, совершенных действий и пережитых чувств. К концу дошк. возр в содерж появл слова и мысли. Память отлич яркостью, дети часто путают выдуманное и действительное. Из-за несоверш. Восприятия могут путать похожие предметы и ситуации. Характер памяти зависит от особенности деятельности. Объем памяти невелик, носит избирательный характер. Преобладает непроизв, образн, эмоц память. Мл.дошк. память непроизвольна. Не умеют целенаправ. запоминать и припоминать. Непреднамеренно в процессе игровой и практич деят. . Припоминание проявл в форме узнавания или по ассоциации. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Могут воспроизв. по треб. 4 предм из 10. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. В ср. дошк начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Могут воспроиз 5 предметов и 4 слова из 10. Увелич объем запоминания связного текста. Впервые проявл действие самоконтроля, вносят пояснения, появл личные воспоминания.  Ст. дошк. Память постепенно превращается в особую деятельность, которая подч. спец. теме «запомнить». Прозвольная память по своей продуктивности начинает приближаться к непроизвольной. Запоминают 7 предметов и 5-6 слов. Успешно контролируют себя, когда запоминают или воспроиз. Материал, стремление к более точному и полному воспроизв.

8) Усл. псих.разв. К внутренним условиям можно отнести: активность, интересы, целеустремлённость, мотивы и волю ребёнка. А внешние условия – это воспитание и обучение. В свою очередь условия имеют 2 уровня развития: 1. Уровень актуального развития – характеризуется тем, что ребёнок может выполнить самостоятельно и 2. Зона ближайшего развития – то что ребёнок не может выполнить сам, но справляется с небольшой помощью. Так же на развитие рёбенка оказывают факторы, такие как внешние – это окружающая среда, прежде всего социальная, и внутренние – биогенетика, т.е. биогенетические возможности человека, то что заложено в нем природой. С философской точки зрения, личность развивается в силу возникновения в её жизни внутренних противоречий. Поэтому движущими силами психического развития детей являются диалектические противоречия. Противоречия возникают и разрешаются только в деятельности - это приводит к образованию новых качеств личности. Одни противоречия исчезают, на смену им приходят новые, и так бесконечно. Есть противоречие, есть и развитие. Противоречия могут быть различных видов: 1) Противоречия между уровнем психического развития и требованиями общества; 2)Противоречия между возникающими у личности потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, которые необходимы для их удовлетворения; 3)Противоречия между уровнем психического развития и образом жизни, занимаемом листом в системе общественных отношений. Выготский считал, что движущими силами психического развития является система разнообразных противоречий, которые возникают и исчезают в обучении и воспитании. Что же будет, если противоречие не находит своего разрешения? 1)Может возникнуть ЗПР 2)Болезненные нарушения 3)Кризисные явления обостряются и затягиваются. Психическое развитие ребёнка подчиняется определённым закономерностям. Их сформулировал Выготский. 1)Закон сензитивности и неравномерности психического развития. Сензитивность - особая чувствительность и восприимчивость, наибольшая благоприятность к психолого-педагогическим воздействиям. В отдельные периоды жизни на первый план выходит развитие одних психических функций, и они интенсивно развиваются, а развитие других замедляется. 2)Закон метаморфозы детского развития. Маленький ребёнок - это не просто маленький взрослый. У ребёнка другая отличная психика и его развитие - это есть цепь качественных изменений. 3) Закон развития высших психических функций. Уже в детстве, по мнению Выготского, начинают складываться собственно-человеческая психика( ребёнок имеет также внимание, память, восприятие, ощущение, но для его психики характерны высшие психические функции, т.е. они произвольны, осознанны, регулируются волей и имеют социальный характер). 4) Закон темпа психического развития. Детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, свой темп, который меняется в разные годы жизни, так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Поэтому говоря о развитии ребёнка необходимо иметь введу все его составляющие и не только внешние факторы, но и условия его развития.  

9) Мысли о том,  что воображение ребенка богаче  воображ. взрослого связано с тем, что образы воображения, возникающие у ребенка носят непосредственный, яркий, порой причудливый характер. Но за кажущимся богатством скрывается бедность, смутность, схематичность образов.  У дошкольников знаний и представлений недостаточно, опыт наблюдения мал. Ассоциации поверхностны. Преоблад воссоздающий характер воображения. Ребенок не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры, характеристика новизны имеет значение только для него самого. Ребенок не задумывается о возможности практической реализации образов. В осн. носит непреднамер. характер.Мл. возр. Воображ. тесно связано с предметом выполнения функции внешней опоры. Предметы-заместители должны имеет сходство с замещ. предметом. Замысел рождается только после действ. с предметом и легко теряется по ходу его реализации. Не умеют руководить деят. воображения. В 3-4 г. появл лишь элементы игры и продуктивных видов деят, целостные произведения создавать не могут. Часто не отлич. Возможное от невозможного и соглашаются с любым замыслом. Воссозд. изображ. бедно, поэтому им трудно воссозд описаные события без опоры на иллюстрац. Ст.дошк. Воображение определяется от практической деят, приобретает самостоятельность. Происходит интериоризация действ. воображения в 2 планах. 1) Переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет.  Переход к игр. исп предм без реального действия с ним. Предметы могут не иметь сходства с замещаемыми, а затем необход. в опоре пропадает совсем.  В конце дошк. возр. опорой для создания образов становится слово. Остается непроизвольный, однако возрастает целенаправленность. Развивается умение создавать замысел и планировать его достижение. 5-6 планир. Ступенчатое. Возрастают творческие проявления  в деят. Не просто воосозд описание, а строят свой собственный образ. В воображении чувствуют меру. Воссозд воображение становится точнее. Сп создания образов. 1) изм цвета, 2) необычное взаиморасположение объектов, 3) прием одушевления, 4) агглютинация (склеивание, парадокс, комбинирование), 5) Гиперболизация (преувелич). 

10) Периодизация Эльконина. Этап раннего детства. Младенчество (до года). Непосредств эмоц общение. Деят направлена на познание отнош. Сфера психики разв: личностая (потребностно –мотивационная) Новообразования: потребность в общении эмоциональные отношения.Ранний возраст (1-3 года) Предметно-манипуляционная деят. Направлена на познание предмета. .Сфера психики разв: познават процессы. Новообразования: речь и наглядно-действенное мышление.Этап детства.Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущ деят: ролевая игра, деят направлена на познание отношений. Сфера психики разв: личностая (потребностно –мотивационная). Новообраз: потребность в общественно-значимой и общественно оцениваемой деят. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущ деят: учение, деят направлена на познание начал наук. Сфера психики разв: интелектуально-познавательная. Новообразования: произвольность. Внутрений план действия.Этап отрочества.Подростковый возраст (11-15 лет).Деят общения в процессе обуч организованной труд. Деят. Направлена  на познание системы отношений в разных ситуациях. Сфера личностная (потребностно-мотивац). Новообраз: стремление к взрослости, самооценка.Ранняя юность (15-17 лет). Учебно-профессиональная деят.Направ на поз профессии, Сфера: познават. Новообраз:м ировоззрение, професс интересные.

Периодизация  Выготского

кризис новорожденности (до 2 мес.)

младенческий  возраст (до 1 года)

кризис 1 года

раннее детство (1-3 года)

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3-7 лет)

кризис 7 лет

школьный возраст (7-13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13-17 лет)

кризис 17 лет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11.1)  Внимание  в жизни и деятельности человека  выполняет много различных функций.  Оно активизирует нужные и  тормозит ненужные в данный  момент психологические и физиологические  процессы, способствует организованному  и целенаправленному отбору поступающей  в организм информации в соответствии  с его актуальными потребностями,  обеспечивает избирательную и  длительную сосредоточенность на  одном объекте или виде деятельности.

Развитие  внимания в младенчестве. Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света. Элементарным проявлением внимания выступает реакция coсредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения. На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом. ребенок в возрасте 2-3 мес. длительно сосредоточивается на лице матери, а затем на предметах, которые включены в контекст общения с ней. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. Развитие внимания в раннем детстве. В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы. При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки. Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания. 

11.2 В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что  изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои

действия под  влиянием взрослого. Развитие произвольного  внимания связано с усвоением  средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем  дошкольном возрасте таким средством  становится речь самого ребенка, которая  приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно  возрастает его концентрация, объем  и устойчивость;

- складываются  элементы произвольности в управлении  вниманием на основе развития  речи, познавательных интересов;

- внимание становится  опосредованным;

- появляются  элементы послепроизвольного внимания. 
 
 
 

12. Внешние и  внутренние действия. Жизнь ребенка  складывается из выполнения разнообразных  действий. Малыш четырех-пяти лет  значительную часть времени проводит  в играх. Он изображает доктора,  который лечит больного, пограничника, парикмахера или учителя. Кроме  того, он рисует, возводит дворцы  из строительного материала, слушает  сказки и рассказы, дежурит по  группе в детском саду, помогает  маме накрывать на стол... 
 
Все эти действия можно определенным образом сгруппировать, отнести к разным видам деятельности. Деятельностью называется совокупность действий, отвечающих одним и тем же побуждениям. Так, действия ребенка в сюжетно-ролевой игре могут быть очень разными (одно дело - изображать шофера, совсем другое -- воспитательницу), но все они служат для разыгрывания той или иной роли и побуждаются интересом ребенка к жизни взрослых. 
 
Деятельность включает как внешние, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтобы, например, игрывать в доктора, недостаточно просто вставлять палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла -- это больной ребенок, а палочка -- термометр. Внешние игровые действия реализуют проект игры, который строится в уме. 
 
Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельности, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. И общий путь такого усвоения состоит в том, что сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это легче всего отметить на примере действия с предметами. Наблюдая за тем, как дети разного возраста выполняют одни и те же задания, можно обнаружить, что внешние действия переходят во внутренние. Овладевая действиями с предметами, ребенок под руководством взрослых осваивает и некоторые действия, которые потом станут игровыми (например, укрывает куклу одеяльцем). Но до известного момента такие действия не имеют для ребенка игрового смысла (он не представляет себе при этом, что укладывает спать ребенка). Чтобы возникла новая ведущая дело -- сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.
 

Большой вклад  в разработку вопроса о взаимосвязи  обучения и развития внес Л. С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, считавший их решающей силой развития. Ввел зона акт и ближ разв.Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития.  

13.

Мотивы поведения  ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Мл дошк действует под влиянием на данный момент ситуативных чувств и желаний. Не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совршать те или иные поступки. Поступки ст.дошк более осознаны.

Виды  мотивов: мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.  
Мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Особенно стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей. Общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, и тут же он отнимает у него приглянувшуюся игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.
 

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"