Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:37, шпаргалка
Психология рекламной деятельности как направление прикладной психологии.
Ответ: Психологические исследования рекламной деятельности начали интенсивно развиваться на рубеже XIX и XX вв. одновременно в Западной Европе и Соединенных штатах Америки.
I Этап развития исследований психологии рекламы Наиболее значимыми в этот период оказались достижения немецкой психологической школы, опирающейся на традиции экспериментальной психологии В. Вундта и гештальт-психологии. Экспериментальное изучение различных составных частей познания (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление) и установление способов их соединения, т.е. структуры, предпринятые Вундтом и его последователями, послужили теоретической базой для исследования психологических закономерностей воздействия рекламы.
Ответ: Проблема соотношения понятий
рекламной деятельности и культуры тесно
связана с изучением и оценкой отношения
общества к рекламе. Так, из истории психологии
хорошо известно, что основная цель психологических
исследований коммерческой рекламы на
рубеже XIX-XX веков состояла лишь в обеспечении
максимальной прибыли рекламодателям.
Влияние рекламы на общественные процессы,
ценности, социальные нормы поведения,
мировоззрение людей и пр. ученых-психологов
интересовало тогда лишь в очень незначительной
степени {Лебедев А. Н., 2000; Лебедев А. Н.,
Боковиков А. К., 1995).
Анализ показывает, что отношение общества
к рекламе всегда было достаточно противоречивым,
неоднозначным. Исследование причин, их
вызывающих, и определение отношения к
ним тесно связаны с пониманием роли развивающих
противоречий в жизни общества в целом.
Именно это позволяет объяснить, почему
высказывания психологов о рекламе, сделанные
в совершенно разные социально-экономические
эпохи, так похожи.
Одним из первых российских исследователей,
кто попытался более ста лет назад выразить
отношение ученого к рекламе и ответить
на ряд вопросов о ее роли в обществе, был
А. Веригин. В работе «Русская реклама»,
изданной в 1897 году, он писал: «Возьмем
рекламу в самом широком смысле этого
слова, то есть как орудие распространения
путем привлечения внимания между людьми
новых идей, знаний, чувств, верований,
стремлений. Мы увидим, что одна и та же
сила служит и лондонскому библейскому
обществу, печатающему слово Божие на
всех языках мира, и миссионеру, в пытках
умирающему среди дикарей и образом своей
смерти побеждающему их души и сознания,
и та же самая сила разбрасывала по обширной
и наивной Руси заманчивые мошеннические
воззвания Скопинского банка и разных
Зингеров и Климов. Благодаря могущественной
рекламе, сделанной недавно "Нивой"
сочинениям Достоевского, произведения
великого русского писателя в неслыханном
дотоле количестве экземпляров разом
разошлись по самым дальним углам России,
ознакомив с идеями и значением почившего
множество людей, которые
Глава 7. Психологические проблемы рекламной
деятельности 327
иначе бы, может быть, никогда ничего о
нем и не услыхали. Благодаря такой же
рекламе распространялась в тех же самых
тихих углах и среди тех же самых свежих
и наивных читателей квинтэссенция пошлости
современной французской литературы,
развращая нравы и уродуя вкусы. «Реклама,
как сила, — пишет автор, — совершенно
безразлична к тому, чему она служит. Ее
цель — обратить внимание возможно большего
числа людей на тот или иной факт, на ту
или иную мысль, на то или иное лицо. В зависимости
от того, что именно несет реклама, к чему
возбуждает внимание, что именно проповедует,
и может решиться вопрос о ее пользе или
вреде. В одном случае она может явиться
благодеянием, в другом — бедствием, как
и всякое другое орудие цивилизации» (Вершин
А., 1898. С. 5-6).
Следовательно, А. Веригин еще в конце
XIX века утверждал, что реклама лишь инструмент,
орудие, механизм, с помощью которого общество
и его субъекты достигают поставленных
целей. Она является источником социальных
противоречий, то есть может приносить
и вред и пользу. Все зависит не от рекламы
как таковой, а от целей, которые преследуют
рекламодатели, рекламопроизводители
и рекламо-распространители. И здесь вопросы
этики приобретают первостепенное значение
в обществе как вопросы, тесно связанные
с понятием национальной культуры.
Таким образом, психологическая проблема
изучения отношения общества к рекламе
была сформулирована более ста лет назад,
но до сегодняшнего дня она не получила
какого-либо однозначного решения. Это
связано прежде всего с внутренней противоречивостью
самого явления. С одной стороны, реклама
объективно необходима обществу и отдельным
людям, а с другой — она бесцеремонно вторгается
в личную жизнь граждан, посягает на их
свободу. При этическом анализе роли рекламной
деятельности в обществе всегда возникают
вопросы, связанные с тенденциями развития
самого общества. Так, профессор И. Я. Рожков
пишет: «Очевидно, что порой реклама без
особой на то необходимости заставляет
людей "выворачивать карманы" и покупать
вещи, без которых с успехом можно обойтись,
внедряет в умы психологию "вещизма",
деформируя миропонимание и жизненные
установки человека. Все это так. Однако
есть и другая сторона медали. Опыт рыночной
экономики показывает, что цивилизованная,
не наносящая вред обществу реклама необходима.
Более того, обойтись без нее в современных
условиях невозможно» (Рожков И. Я., 1997.
С. 3).
Спор о вреде и пользе, которые приносят
человеку и обществу реклама, длится многие
годы не случайно. Здесь, как в зеркале,
отражаются естественные общественные
противоречия и противоречия, характерные
для рыночной экономики. Позиция, которую
занимает тот или иной человек в данном
споре, зависит от его объективного отношения
к бизнесу, от того, кем он является: продавцом,
реализующим товар в условиях конкуренции,
или покупателем, приобретающим его для
удовлетворения своих потребностей.
Однако в этом споре всегда обнаруживается
некое субъективное отношение. Оно определяется
личностью человека, его взглядами, мотивацией,
структурой потребностей и ценностей,
индивидуальными эмоциональными характеристиками,
а также чувством патриотизма или отсутствием
такого чувства.
Следовательно, сегодня люди по-разному
относятся к рекламе, что зависит от многих
экономических и психологических факторов.
Некоторые аргументы, полученные в результате
многолетних массовых опросов, как в защиту
рекламы, так и против нее, представлены
в таблице 8.
Таблица 8
Результаты контент-анализа некоторых
характеристик рекламы по результатам
опросов людей методом «незаконченных
предложений» в период с 1995 по 2000 год
Сравниваемые факторы Респондентам при
опросе их мнения предлагают закончить
предложение: «Реклама влияет на...» Позитивные
высказывания респондентов о рекламе
Негативные высказывания респондентов
о рекламе
|
Респондентам при опросе их мнения предлагают закончить предложение: «Реклама влияет на...» Позитивные высказывания респондентов о рекламе Негативные высказывания респондентов о рекламе | ||
Экономические |
экономическую ситуацию и жизнь людей... положительно, так как ускоряет товарообмен, обмен услугами, оборот денег, тем самым способствует развитию материальных благ, конкуренции, снижению цен, появлению новых видов товаров и услуг, созданию новых рабочих мест. отрицательно, так как обманывает людей, экономически необоснованно перераспределяет деньги (из карманов трудящихся они попадают проходимцам), создаются финансовые пирамиды и т. п., способствует тому, что товары стоят намного дороже, так как затраты на рекламу включаются в цену товара. | ||
Ценности и культура |
культурную жизнь людей... положительно, так как рекламирование дорогих высококачественных товаров задает высокие ценностные стандарты, развивает знания и вкусы людей, они получают бесплатную информацию о тех вещах (странах, технике, лекарствах и пр.), которые раньше им были недоступны; благодаря рекламе на телевидении они могут смотреть зарубежные кинофильмы и другую видеопродукцию, им открывается окно в незнакомый до этого мир; они получают возможность публично высказывать свои политические или иные взгляды; почитатели таланта могут узнать много нового о своих кумирах, задать вопросы с помощью интерактивных средств связи во время рекламных презентаций. отрицательно, так как разрушает сложившуюся за десятилетия, а может быть, столетия, структуру ценностей, создает ситуацию, когда информация о научных открытиях, способных повлиять на будущее человечества, воспринимается людьми как менее интересная и важная, чем информация о выпуске, например, новой бытовой техники или стирального порошка; сегодня дети хуже запоминают стихи, чем рекламные слоганы, и не видят разницы между ними; реклама на телевидении, прерывая художественные фильмы и психологически насыщенные программы, вызывает негативные эмоциональные реакции и может приводить к нервным расстройствам; такая реклама лишает человека способности чувствовать, сопереживать, разрушает его эмоциональный мир. | ||
|
Респондентам при опросе их мнения предлагают закончить предложение: «Реклама влияет на...» Позитивные высказывания респондентов о рекламе Негативные высказывания респондентов о рекламе | ||
Эстетические |
эстетические ценности... положительно, так как украшают нашу жизнь (особенно дизайн в рекламе), развивают эстетические потребности, стремление к высоким жизненным стандартам, задает высокий уровень творческого самовыражения; с ее помощью человек может следить за модой, развивать свой вкус; высокохудожественная наружная реклама украшает наши не очень красивые города. отрицательно, так как в ней часто используются малохудожественные поделки, для привлечения внимания рекламисты прибегают к демонстрации примитивной пошлой эротики, агрессии, используют приемы прямого грубого психологического давления, лишают людей художественного вкуса; низкопробная наружная реклама ухудшает внешний вид городов, памятников старины и архитектурных сооружений. | ||
Индивидуальное |
индивидуальное и |
При внимательном анализе
социально-экономических
330 Психология рекламы
Особенности восприятия наружной рекламы
потребителями с различными ценностными
ориентациями (эксперимент)
В экспериментальном исследовании психолога
0. Г. Заблоцкой, выполненном в Психологическом
Агентстве Рекламных Исследований (ПАРИ)
в 2002 году, изучалась зависимость ценностных
ориентации и эмоционального отношения
потребителей (студентов) к наружной рекламе,
размещаемой в различных районах города.
Так, в исследовании использовались фотографии
рекламного щита компании DIM, рекламирующего
нижнее женское белье. Один щит был снят
на фоне ничем не примечательной улицы,
а другой - рядом с церковью. Испытуемые
были разделены на две группы. Каждой группе
предлагалось оценить одну из фотографий
по методике семантического дифференциала
Ч. Осгуда.
Перед началом эксперимента все испытуемые
(юноши и девушки) выполняли тест Рокича
(Эн-джелД. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П.
Д., 1999) на выявление у них структуры ценностных
ориентации (ЭнджелД. Ф., Блэкуэлл Р. Д.,
Миниард П. Д., 1999). После этого полученные
результаты сравнивались с применением
методов непараметрической статистики
(рангового корреляционного анализа и
многофункционального критерия Фишера).
Исследование позволило получить следующие
результаты. Первая группа (юноши и девушки),
которой был представлен рекламный щит
на фоне церкви, наиболее часто оценивала
его как «жестокий», «неудачный», «твердый»,
«плохой», «вызывающий», «враждебный».
Вторая группа наиболее часто давала такие
оценки, как «добрый», «удачный», «мягкий»,
«хороший», «скромный», «дружелюбный».
В обеих группах рекламный щит оценили
как «активный», но щит на фоне улицы оценивался
как более «активный», чем щит на фоне
церкви. Исследование показало, что юноши,
воспринимавшие рекламный щит на фоне
улицы, в большей степени оценили его как
«мужской», «активный», «красивый», «сильный»,
«правдивый», чем те, которым предложили
фотографию щита на фоне церкви. Последние
чаще давали к такие оценки, как «жестокий»,
«неудачный», «глупый», «вызывающий»,
«враждебный».
ловек-аскет», смысл существования которого
состоит в том, чтобы жертвовать удобствами
ради каких-либо «высших ценностей», представляет
для бизнеса серьезную опасность. Сознательно
отказываясь от потребления, он наносит
вред бизнесу, лишает его прибыли 1.
Очень часто психологам, работающим в
рекламе, приходится делать непростой
личный моральный выбор между практикой
манипулирования потребителем, которого
часто требуют рекламодатели, и комплексным
изучением рекламной деятельности в рамках
научной психологии. Так, например, одни
психологи-практики способствуют интенсивному
продвижению товаров и услуг, не всегда
объективно полезных человеку (например
табак, алкоголь, малоэффективные лекарствен-
' Хотя еще несколько десятилетий назад
именно такой психологический тип бескорыстного
человека-гражданина считался наиболее
важным для будущего страны. Напротив,
современная реклама не просто предлагает
товар, но и осуществляет функцию пропаганды
системы потребительских ценностей. По
этой логике слоган компании «Пепси-Кола»
— «Бери от жизни все!» вполне можно рассматривать
не только как традиционную коммерческую
рекламу, но и как призыв к изменению сложившихся
в стране за последние десятилетия системы
ценностей, мировоззрения.
Глава 7. Психологические проблемы рекламной
деятельности 331
> Девушки, наоборот, рекламный щит на
фоне церкви чаще оценивали как более
«активный», «красивый», «восторженный»,
«мягкий». А на фоне улицы как более «хладнокровный»,
«пассивный», «твердый». Щит, сфотографированный
на фоне церкви, юношами оценивался как
менее «активный», менее «твердый», а также
как более «глупый», чем девушками. Испытуемые,
оценившие рекламный щит на фоне церкви
как «вызывающий» и «плохой», выполняя
методику Рокича, на первое место поставили
такую ценность, как «здоровье». А испытуемые,
оценившие тот же рекламный щит как «скромный»
и «хороший», на первое место поставили
такую ценность, как «активная деятельная
жизнь».
Испытуемые, оценившие рекламный щит на
фоне церкви как «вызывающий», «враждебный
и «неудачный», по методике Рокича, на
первое место поставили «воспитанность»
(хорошие манеры). Ате, которые оценили
данный щит как «дружелюбный» и «удачный»,
выбрали в качестве основной - «независимость»
(то есть способность действовать самостоятельно,
решительно). В результате проведенного
эксперимента О. Г. Заблоцкая пришла к
выводу, что ценностные ориентации потребителей
определенным образом влияют на оценки
рекламных щитов, которые устанавливаются
без учета рядом стоящих объектов, например
церквей, исторических памятников, памятников
архитектуры и т. д.
Она сделала также вывод о том, что структура
эмоциональных оценок потребителями рекламных
щитов, имеющих специфическое содержание
(нижнее белье) и размещаемых на фоне различных
культурных объектов, у лиц мужского и
женского пола во многом оказывается различной.
Кроме того, поскольку исследование проводилось
на достаточно молодых людях (студентах),
их оценки могут существенно отличаться
от оценок, которые бы дали в эксперименте
люди более старшего возраста.
Таким образом, исследование показало
важность изучения влияния ценностных
ориентации и эмоциональных оценок потребителей
на различные характеристики рекламы,
в частности, на выбор места, установки
того или иного рекламного щита. То есть
было доказано влияние «контекста» на
психологическую эффективность проведения
рекламных кампаний. Дальнейшие исследования
в этом направлении должны проводиться
с учетом специфики самой рекламы, а также
психологических особенностей различных
слоев населения.
ные средства, пищевые продукты, содержащие
вредные химические компоненты и т. д.).
Прямое и косвенное воздействие рекламы,
в создании которой психологи принимают
участие, может стимулировать агрессивное
поведение потребителей, формировать
вредные привычки, традиции, нездоровый
образ жизни и пр.
В свою очередь, другие психологи (а также
социальные работники, педагоги, психотерапевты,
врачи и т. д.) вынуждены решать проблемы,
возникающие вследствие распространения
тех или иных видов и продуктов рекламной
деятельности. Это проблемы семьи, воспитания
детей, психического здоровья, взаимоотношений
и т. д.
Сегодня специалисты в области наук о
человеке озабочены низким уровнем рекламной
продукции в России, особенно в отношении
социальных ценностных стандартов. Так,
один из участников Первой Всероссийской
конференции «Психология в рекламе» в
1996 году привел пример того, что в Нижнем
Новгороде некий банк придумал «оригинальную»
рекламную PR-акцию, ориентированную на
детей младших классов средних школ. В
рамках этой акции детям за премию предлагалось
выполнить «творческое» задание — написать
конкурсное сочинение на тему
332 Психология рекламы
«Банк моей мечты». Информация об этом
мероприятии попала в прессу, о нем много
спорили. Одни люди поддерживали «смелое
начинание», другие весьма категорично
высказывали отрицательное мнение, считая,
что детям младшего школьного возраста
следует мечтать не о «счете в банке»,
а о чем-то «более высоком», значительном
и романтичном. Ведь именно в этом возрасте
интенсивно формируется личность человека,
его базовая система ценностных ориентации.
И от того, каким вырастет человек, каковы
будут его взгляды на жизнь, зависит будущее
государства, страны. Именно это определит,
будет ли Россия государством «циничных
бизнесменов» или страной «поэтов, мечтателей,
ученых».
Значение рекламы для формирования ценностных
ориентации людей в современном развивающемся
обществе огромно. Сегодня ученые детально
изучают эту проблему. Исследуется динамика
ценностей в обществе и ценностных ориентации
его граждан (предпринимателей, рабочих,
служащих, студентов и др.).
Концепция социально-этичного маркетинга
и проблемы психологии развития личности
В традиционной психологии рекламы, как
прикладной дисциплине, ориентированной
на решение задач бизнеса, вопросы духовного
развития личности и общества по понятным
причинам не рассматриваются. Однако в
последние десятилетия все чаще маркетологи
говорят о так называемом социально-этичном
или «социеталь-ном» маркетинге, который
направлен на осуществление социально
ориентированного бизнеса и никакого
отношения не имеет к идеям бескорыстной
благотворительности, как это может показаться
на первый взгляд. {Котлер Ф., 1995;Котлер
Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В., 1999).
Обсуждая вопросы влияния рекламной деятельности
на культуру и общество, необходимо прежде
всего обратить внимание на одно важное
противоречие, которое составляет проблему,
требующую специального научного анализа.
Суть ее состоит в том, что в литературе
по маркетингу человек, подвергающийся
воздействию рекламы, всегда представлен
как потребитель, в отличие от фундаментальной
психологической науки, в которой он рассматривается
как развивающаяся под воздействием общественных,
этических норм, ценностей, традиций активно
действующая личность.
Очевидно, что понятие «личность» не тождественно
понятию «потребитель», а попытки ввести
некоторую, казалось бы, все объясняющую
формулировку типа «духовное потребление»
еще больше запутывают ситуацию. В работе
«Личность в эпоху продажности» ее автор
Н. С. Пряжников (2000) справедливо ставит
проблему, которая имеет прямое отношение
к вопросу о «природе современного человека»,
который, с одной стороны, вынужден жить
в условиях социально-экономической конкуренции
(ее создает прежде всего реклама. — А.
Л.), а с другой — выработать свое личное
отношение к культурным традициям, свою
этическую и не всегда однозначную позицию
к бизнесу и потреблению.
Ответ: Одна из основных задач психологии рекламной деятельности — это оценка психологической эффективности рекламы. Разумеется, что оценку рекламе можно давать с разных точек зрения, в частности, с точки зрения ее экономической эффективности или социальной эффективности. Здесь будут противопоставлены два класса понятий: потребитель, прибыль, бизнеса личность, духовность, культура. Понятие эффективности также может быть рассмотрено с различных точек зрения. Так, экономисты, говоря об эффективности, определяют, сколько денег нужно потратить на проведение рекламной кампании, сколько эти затраты принесут прибыли и т. д. При этом экономические расчеты проводятся с учетом технологий медиапланирования.
Психологи, которые работают в маркетинге, оценивают эффективность рекламы прежде всего по степени ее психологического воздействия на потребителей, в частности, на психические процессы (внимание, восприятие, память, эмоции, мотивацию и пр.). Они оценивают также уровень удовлетворенности потребителей рекламой, а также ее социальный эффект (отношение к ней общественности) {Лебедев А.Н., 1996 а, в; 1997 а, б). Если реклама привлекла потребителей, но при этом затронула сложившиеся этические нормы поведения, то психологами она будет оцениваться как социально неэффективная. Ибо в конечном итоге разбирательства с общественными организациями могут нанести не только экономический ущерб компании, но и удар по ее имиджу (Лебедев А. Н., 1996 б).
Многочисленные негативные
примеры из практики деятельности российских
компаний дают основания полагать,
что рекламные мероприятия
Одним из основных вопросов оценки психологической эффективности рекламной коммуникации является вопрос об исследовательских методах. Широко распространенные сегодня в рекламных исследованиях методы сбора информации, такие, как анкетирование, опросы и фокусные группы, как правило, дают лишь некое общее, достаточно поверхностное представление о психологической эффективности рекламных продуктов. Они позволяют оценить лишь осознанные мнения людей. Для выяснения скрытых причин отношения людей к рекламе и их потребительского поведения необходимы прежде всего лабораторные и естественные (полевые) эксперименты.