Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:37, шпаргалка
Психология рекламной деятельности как направление прикладной психологии.
Ответ: Психологические исследования рекламной деятельности начали интенсивно развиваться на рубеже XIX и XX вв. одновременно в Западной Европе и Соединенных штатах Америки.
I Этап развития исследований психологии рекламы Наиболее значимыми в этот период оказались достижения немецкой психологической школы, опирающейся на традиции экспериментальной психологии В. Вундта и гештальт-психологии. Экспериментальное изучение различных составных частей познания (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление) и установление способов их соединения, т.е. структуры, предпринятые Вундтом и его последователями, послужили теоретической базой для исследования психологических закономерностей воздействия рекламы.
Пропаганда всегда убеждает в пользу одного мнения, одной идеи, принципа. В различных типах пропаганды всегда присутствует один элемент — навязывание (открытое или скрытое). опасность манипулятивной природы пропаганды и считает, что нельзя представить себе существование единой формы пропаганды, решающей все задачи по формированию сознания масс и управлению их поведением ввиду сложности объекта воздействия.
Различные взгляды на пропаганду не могут опровергнуть тот факт, что существует единый психологический механизм пропаганды, то есть механизм распространения знаний, ценностей, идей и т. д. Многое зависит еще и от того, в чьих интересах ведется пропаганда, кем и каким образом ведется, какие преследует цели... Пропаганда порождает иллюзии двойного назначения — они нужны господствующим кругам и силам для оправдания своего господства в собственных глазах и в глазах масс. , в традиционной коммерческой рекламе и пропаганде есть много общего. По сути дела коммерческая реклама и пропаганда представляют собой лишь различные формы рекламных коммуникаций.
В то же время, если традиционная коммерческая реклама убеждает человека купить конкретную вещь или воспользоваться услугой, которые он позже сможет реально оценить и тем самым проверить аргументы рекламиста на практике, то пропаганда — это, как правило, предоставление «фактов», некоей информации, часто описывающей объекты, с которыми человек, возможно, никогда не столкнется лично. Как правило, о достоверности такой информации он может судить лишь на основе какой-то другой, но аналогичной информации. При этом критерием оценки достоверности получаемых «знаний» выступает, как правило, уже сформированное мнение получателя информации, его мировоззрение, установки или другие люди, которые являются для него авторитетом. То есть основой достоверности и содержания одной информации здесь чаще всего выступает другая информация, а не сам объект(товар).
Все это создает условия,
позволяющие пропагандисту
С учетом сказанного, сравнивая
коммерческую рекламу и пропаганду
как виды рекламной деятельности,
следует отметить, что при психологическом
воздействии последней
Таким образом, психологическое манипулирование в коммерческой рекламе во многом ограничено свойствами предоставляемых потребителю в реальное пользование товаров и услуг. Напротив, пропаганда основана на зависимости «личного мнения» человека лишь от информации, а также той интерпретации, которую предлагает приводимым «фактам» авторитетный комментатор, создающий в сознании человека необходимую установку.
Следует отметить, что пропаганда
— это не только передача неких
сведений. Она часто строится по
тем же психологическим законам
личностной регуляции, как и другие
виды системы рекламных
В этом случае для разных слоев общества создаются свои особые источники массовой информации: газеты, журналы, радио и телепрограммы, которым доверяют, на мнение которых ссылаются зрители, слушатели, читатели и т. д. Появляются популярные ведущие, комментаторы, обозреватели, специалисты в области тех или иных событий, а по сути дела — законодатели некой моды на источники и способы подачи информации, которые делают это именно так, как нравится целевой группе потребителей. Например, «скромно», «объективно», «своевременно», «ненавязчиво», или наоборот — «напористо», «активно», «принципиально», «смело» и пр. Постепенно может возникать мода и на содержание информации.
Ответ: Главным отличием между коммерческой
и политической рекламой, является принципиальная
разница в рекламируемом продукте - в политической
рекламе таким продуктом является человек.
Анализируя политическую рекламу, нельзя
пройти между такого сложного образования
как политика. Собственно ее и обслуживает
реклама, о которой идет речь. Политику
можно рассматривать с разных точек зрения.
В контексте нашего исследования нам интересна
политика, как вид человеческой деятельности,
которая изучает поступки людей, делающих
политику, поведение лидеров и рядовых
граждан, как в повседневной жизни, так
и в период выборных компаний.
Давайте обратимся к параметрам из области
психологии, которые оказывают воздействие
на принятие решения избирателем, которые
формируют его отношение к программе кандидата
и, естественно к его личности. И если нельзя
дать ответ на вопрос, что же предпринимают
избиратели в данный момент, услышав рекламный
текст, то можно достаточно полно зафиксировать,
что они думают или чувствуют по отношению
к этому кандидату.
Таким образом, чья команда сможет донести
наибольшее количество рекламной информации
избирателей, та и дойдет до самих выборов,
и будет иметь большие шансы на успех.
Для определения степени психологического
воздействия рекламных текстов на электорат
исследуется:
1) как избиратели реагируют на заданную
информацию о кандидате;
2) что значит для избирателей голосование
за того или иного кандидата.
С конца 1950-х годов при проведении политических
кампаний получила щирокое распространение
модель Роберта Дж. Левидноа и Гари Э. Стейнера
- иерархия степеней воздействия. Здесь
исследователи представили поведение
человека как серию шагов от представления
о товаре (человеке) до окончательного
принятия решения в пользу товара (кандидата).
Ключевой момент данной модели - кампания
сосредоточивается на кандидате. Все делается
во имя его "раскрутки": разрабатываются
рекламные тексты, максимально широко
распространяются, и ожидается положительный
эффект. В данном проекте не идет никакой
речи об "обратной связи" c избирателями,
маркетологи и рекламисты полностью подчиняют
себе электорат как своим напором, так
и повторяемостью текстов. Иными словами,
цели и задачи кампании работают на конечный
результат, полностью игнорируя нужды
и заботы избирателей. Работает известная
цепочка: массовое производство - массовое
распространение - средства массовой информации
- реклама на широкие массы.
Одной из самых важных задач избирательных
кампаний является создание компетентной
команды менеджеров. Считается большой
удачей, если удалось привлечь для проведения
кампании людей, желающих самореализоваться,
т.е. принести своим трудом максимальную
пользу.
Согласно теории А.Маслоу об иерархии
потребностей, человек по мере удовлетворения
более простых потребностей получает
новую мотивировку более высокого уровня.
В связи с этим менеджеру необходимо нанимать
на работу только таких сотрудников, кто
будет гордиться своей должностью на период
выборной компании, а снятие с работы рассматривалось
бы им как крушение всех надежд. Таким
образом, статус, позиция, должность становятся
главными мотиваторами на период выборов.
Ф.Герцеберг разделяет ситуацию, с которой
сталкивается менеджер на две составляющие:
так называемые гигиенические факторы
(заработная плата, условия работы, отношения
старших коллег - могут вызывать неудовлетворенность
и "нейтрализовать" мотиваторы) и
положительные мотиваторы, которыми могут
выступать возможность самореализоваться,
достичь определенных результатов на
своем рабочем месте.
"Гигиенические" факторы не способны
оказывать существенного влияния на усиление
мотивации. Они же - в том числе и условия
труда - могут вызывать чувство неудовлетворения,
но главное - мотиваторы, приносящие удовлетворение
и радость, - само содержание работы, успехи
в достижении поставленной цели, сама
природа и суть задания, чувство ответственности,
возможность роста и признания.
Основные усилия команды кандидата должны
быть направлены на грамотное, корректное
и целенаправленное выявление, подчеркивание
и демонстрацию различным социальным
и национальным группам избирателей именно
тех качеств и достоинств претендента
на лидерство, к которым эти группы проявляют
особый интерес.
В политической рекламе основные средства
направляются на то чтобы представить
кандидата как честного и искреннего человека,
отвечающего представлениям избирателей
о кандидате достойном. Иными словами,
у кандидата должно быть качество, называемое
харизмой. Он должен быть обаятельным,
уметь вести за собой, управлять и увлекать
людей.
Огромными возможностями в реализации
политической рекламы является телевидение.
Даже краткое сообщение о политике несет
далеко не нейтральную эмоциональную
окраску. Тиражирование такого образа
при помощи телевидения имеет далеко идущие
последствия. Главное преимущество телевидения
в том, что зрителей не нужно обучать смотреть
передачи и так все происходящее на экране
кажется реальной жизнью. Если при чтении
газетной статьи надо прилагать определенные
усилия, уметь абстрагироваться от прочитанного
и создавать некий образ, то на экране
профессионалы уже создали визуальное
изображение, проделав за нас самую сложную
работу. Телевидение может превратить
безобидного котенка в кровожадного хищника.
Зритель не в состоянии контролировать
всевозможные спецэффекты: монтаж, игру
со светом, резкое изменение плана съемки,
смену визуальных образов (что особенно
становится модным), накладки голосов
и т.д.
Помимо воли телезрителя на подсознательном
уровне возникают различные ассоциации
с прошлым, а эффекты не только привлекают
внимание, но и воскрешают в памяти давно
забытые образы и тексты. Все эти приемы
специалистами используются для создания
благоприятного имиджа кандидата.
В современном мире формирование общественного
мнения становится общепринятым способом
завоевания и удержания власти. Общество,
как известно из курса общей психологии,
делится на ведущих и ведомых, поэтому
психология избирательных компаний заключается
в самореализации одних людей - как лидеров,
предлагающих определенные идеи и программы,
- и других, как желающих или не желающих
принимать их.
Ответ: Как уже отмечалось выше, некоторые
авторы, изучая пропаганду и рекламу, иногда
ставят их в непосредственную зависимость
от средств массовой информации, с помощью
которых реализуются определенные виды
рекламной деятельности. Безусловно, СМИ
обеспечивают одни из самых эффективных
условий для установления рекламных коммуникаций.
Однако, как говорилось выше, существуют
виды рекламной деятельности, которые
осуществляются помимо СМИ, например,
самореклама в непосредственном общении
людей, личные продажи, директ-маркетинг,
реклама на местах продаж, в супермаркетах,
магазинах или, например, пропаганда, осуществляемая
в военное время путем разбрасывания с
самолетов печатных материалов, содержащих
пропагандистские тексты.
Здесь речь не может идти о традиционных
СМИ. Поэтому рекламу нельзя изучать только
в рамках психологии средств массовой
информации. А психологию рекламы в СМИ,
таким образом, следует выделить в особый
раздел научных исследований рекламной
деятельности.
По мнению Г. С. Мельника (1996), развитие
широкой сети различных средств массовой
информации привело к изменениям в общественной
психологии и традиционных способах мышления.
Сегодня можно утверждать, что mass media участвуют
в создании нового типа личности с особой
психологией и поведенческими реакциями.
Общественная психология изучает результаты
взаимодействия людей, включенных в какую-то
совместную деятельность (благотворительную,
коммерческую, хозяйственную, научную
и т. д.). Журналистика также рассматривается
ею как совместная деятельность по производству,
переработке и распространению инфор-
286 Психология рекламы
мации. И каждый акт журналистского воздействия,
считает Г. С. Мельник, можно представить
себе как взаимодействие сознания тех,
кто создает и передает информацию, и тех,
кто ее потребляет.
Телевизионная и радиореклама. Анализируя
некоторые психологические особенности
и возможности телевизионной и радиорекламы,
американские психологи Ч. Сэндидж, В.
Фрайбургер и К. Ротцолл (1989) утверждают,
что подобно прочим средствам распространения
информации телевидение и радио предоставляют
рекламодателю уникальные возможности
планирования и претворения в жизнь эффективной
рекламной стратегии.
Так, телевидение и радио позволяют рекламодателю
контролировать, когда именно будет получено
его обращение, — не просто в какой день
недели, а в какой час и какую минуту его
увидят или услышат. Это дает возможность
выбирать конкретную аудиторию, «подключаться»
к новостям, сводкам погоды и прочим рубрикам
программы дня. С технической точки зрения
рекламодатель получает контроль над
скоростью передачи своего обращения.
Диктор может читать текст быстрее или
медленнее, что-то повторить, чтобы выделить,
или для лучшей запоминаемости.
По сравнению с другими средствами рекламы
телевидение и радио имеют — или могут
иметь — более личностный характер. Они
передают теплоту человеческого голоса,
эмоции. Телевидение — помимо личностного
фактора — обладает еще и возможностью
продемонстрировать рекламируемые товары
в действии. Благодаря изображению, звуку,
движению и цвету, отмечают исследователи,
телевидение обеспечивает высокую степень
вовлечения зрителя в происходящее на
экране.
По мнению ряда отечественных специалистов
в области психологии телевизионной коммуникации,
телевидение как средство коммуникации
порождает символическую реальность,
которая, «переступив» через экран, становится
фактом субъективной реальности человека
и создает ситуацию — «рядом, но не вместе».
«С помощью языка зрительных образов,
— пишут Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Молчанова
Ю. В., — телевидение делает человека участником
событий, происходящих на другом конце
планеты, порождая феномен "достоверности"
телевизионного изображения. Однако тот
же феномен делает и само телевидение
"великим иллюзионистом"» {Матвеева
Л. В., Аникеева Т. Я., Молчанова Ю. В., 2000.
С. 5).
Одна из основных психологических проблем,
которые постоянно привлекают психологов-ученых
в отличие от психологов-практиков, работающих
«под заказ», это задача влияния телевидения
и телевизионной рекламы на зрителей,
на изменения, которые под их воздействием
происходят в структуре личности и общества.
Известный американский психолог Э. Аронсон
(1998) описывает многочисленные случаи
негативного психологического влияния
средств массовой информации на население.
Причем такого влияния, которое управляет
не только действиями людей, но и существенным
образом отражается на их судьбе.
Так, в марте 1986 г. четверо подростков из
американского штата Нью-Джерси совершили
коллективное самоубийство. На протяжении
недели после этого события были найдены
мертвыми еще двое подростков, самоубийство
которых напоминало предыдущее. В средствах
массовой коммуникации эти события интенсивно
освещались. Социальный психолог Дэвид
Филлипс утверждал, что в серии «обе-
Глава 6. Психология пропаганды и рекламы
в средствах массовой информации 287
зьяньих» самоубийств виноваты средства
массовой информации, и прежде всего телевидение.
Он изучил статистику подростковых самоубийств,
которые последовали после того, как в
теленовостях и специальных телерепортажах
появлялись сообщения на эту тему.
Исследователем была установлена определенная
зависимость: в течение недели после передачи
был отмечен значительный рост самоубийств
среди подростков, что с точки зрения статистики
нельзя было рассматривать как случайное
совпадение. При этом чем подробнее освещалось
самоубийство, тем выше оказывалось число
самоубийств.
По мнению Д. Майерса (1996), наиболее убедительным
объяснением роста подростковых самоубийств,
следовавших за освещением подобных случаев
в СМИ, можно считать наличие «рекламы».
С его точки зрения, именно она запускает
механизм последующих «обезьяньих» самоубийств.
В другом исследовании, также посвященном
изучению последствий освещения самоубийств
в средствах массовой информации, психолог
Дэвид Филлипс проанализировал автокатастрофы
со смертельным исходом. Исследователь
пришел к выводу, что некоторые люди, решившие
покончить с жизнью и в то же время не желающие
травмировать свои семьи сообщением о
самоубийстве близкого им человека, убивали
себя в автокатастрофе, которая внешне
могла производить впечатление трагической
случайности.
Исследователь заметил, что каждый подобный
случай проходит в официальных отчетах
как «автокатастрофа со смертельным исходом,
в которую был вовлечен один автомобиль
с одним водителем». Д. Филлипс предположил,
что вслед за широко освещаемым в средствах
массовой коммуникации самоубийством
должен наблюдаться существенный рост
таких «автокатастроф», а их жертвы должны
были чем-то быть похожими на самоубийц,
которых показывали по телевизору. Это
предположение вполне убедительно было
доказано в результате тщательной проверки.
Проблема, на которую обратили внимание
социальные психологи, исследуя подобные
явления, состоит в том, что средства массовой
информации чаще всего не пытаются специально
стимулировать насилие, агрессию или самоубийства.
Однако большинство людей воспринимают
увиденное на экране как руководство к
действиям. Таким образом, исследования
СМИ выявляют целый класс явлений, присущих
рекламе, но, только изучая психологию
воздействия СМИ, психологи могут описать
их в наиболее яркой форме.
Другая важная психологическая проблема,
требующая детального изучения, это влияние
телевидения на детей. Многие телевизионные
ролики как в нашей стране, так и за рубежом,
ориентированы прежде всего на детей.
Делается это для того, чтобы заставить
их требовать понравившиеся товары от
родителей '.
1 В нашей стране в соответствии со статьей
20 Закона о рекламе РФ (пункт 3) при производстве,
размещении и распространении рекламы
в целях защиты несовершеннолетних не
допускается «внушение непосредственно
несовершеннолетним, чтобы они убедили
родителей или других лиц приобрести рекламируемые
товары» (Федеральный Закон о рекламе,
1997. С. 33).