Семья как возможное начало жизненной катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществует два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Содержание

Введение

Что такое семья? Роль родителей в жизни подростка.
Подростковый возраст. Факторы, оказывающие влияние на девиантное поведение ребенка.
Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Семьи «группы риска».
МУ « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей».
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)
 

6. МУ «социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»

     Я работаю в муниципальном учреждении «Социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних «Альтаир». У нас на учете состоят 106 семей, находящихся в социально-опасном положении.

     Целями  и задачами центра являются:

     - профилактическая работа по предупреждению  безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи их родителям  или законным представителям  по ликвидации трудной жизненной ситуации;

     - предоставление временного проживания  в установленном порядке на  полном государственном обеспечении  несовершеннолетних, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации;

     - осуществление социальной реабилитации  несовершеннолетних, защита их прав  и законных интересов;

     - организация медицинского обслуживания  и обучения  несовершеннолетних  по соответствующим образовательным  программам;

     - оказание своевременной квалифицированной  социальной, психолого-медико-педагогической, правовой помощи несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;

     - восстановление социального статуса  несовершеннолетних в коллективах  сверстников по месту учебы,  работы, жительства. Содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;

     - разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации;

     - обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;

     - проведение профориентации;

     - организация досуга и внешкольного  образования в зависимости от  возраста и состояния здоровья  детей.

     Наш социально-реабилитационный центр включает в себя следующие структурные подразделения:

     - отделение диагностики и социальной реабилитации с формированием и сопровождением семейно-воспитательных групп и группы длительного пребывания;

сюда принимаются несовершеннолетние:

     1) оставшиеся без попечения родителей  или законных представителей;

     2) проживающие в неблагополучных  семьях, находящихся в социально-опасном положении;

     3) подкинутые и заблудившиеся;

     4) самовольно оставившие семью;

     5) не имеющие места жительства, места пребывания или средств  к существованию;

     6) оказавшиеся в трудной жизненной   ситуации и нуждающиеся в социальной  помощи и реабилитации.

       Основаниями помещения несовершеннолетних являются:

  1. личное обращение несовершеннолетнего;
  2. заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
  3. направление органа управления системы социальной защиты населения или согласования с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  4. постановление следователя, прокурора, судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей.

      В Центр принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Несовершеннолетние находятся  в Центре в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и  социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства с соответствующим законодательством РФ.

      - Дневное отделение,  в котором существует  современный российско-шведский  проект «Социальная клиника».

      В настоящее время на территории Шекснинского муниципального района проживает 4032 семьи  и 5466 несовершеннолетних в них. К  сожалению, не во всех семьях складывается благоприятная обстановка для физического  и нравственного развития детей. Следует обратить внимание, что по данным МУ «Социально реабилитационного центра для несовершеннолетних», наблюдается количественный рост семей, находящихся в социально-опасном положении. В едином Банке данных зарегистрировано 106 неблагополучных семей.

      За последние 5 лет наркологическая ситуация в районе ухудшилась.

Это прежде всего связано с ростом числа  людей, потребляющие наркотические  и психоактивные вещества, особенно в молодежной среде.

В 2004 году на учете врача-нарколога Шекснинской  ЦРБ состояли 74 наркозависимых (наркомания опийная и токсикомания), а в 1999 году их было 17.

      Рост  числа людей, употребляющих ПАВ  обусловлен выгодным географическим положением района, а также еще рядом причин.

      На  территории района расположены две  исправительно-трудовые колонии. К отбывающим в данных учреждениях гражданам приезжают родственники, знакомые, которые могут способствовать распространению наркотических веществ. Освободившись, многие остаются на территории района, создают семьи, которые попадают в «группу риска».

      Также в поселке находится ГОУ «Шекснинская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» (для детей с девиантным поведением). Сравнивая ежегодные данные о поступлении подростков в данный тип учреждения, нетрудно заметить, что на протяжении нескольких лет статистические данные остаются стабильными (примерно 125 человек).

Отбывая наказание, некоторые из подростков не только не осознают своей вины и  не предпринимают шагов для исправления  поведения, но и вновь приобщаются  к криминальной среде, вступают на путь употребления психоактивных веществ.

      Наше  учреждение с момента его образования (февраль 2003 года) обеспокоено сложившейся  ситуацией в районе и поэтому  осуществляет систематическую работу по профилактике негативных явлений  в подростковой и молодежной сфере.

      С нашей точки зрения, ситуация с  потреблением наркотических веществ  в Шекснинском районе остается угрожающей, поскольку потребители психоактивных  веществ создают спрос и активно  стимулируют их рынок в поселке  Шексна. Поэтому людям, употребляющим  ПАВ, требуется не только медицинская, но и социальная помощь.

      Мероприятия:

      - анкетирование,

      - проведение часов общения,

      - формирование групп волонтеров,

      - лекции, беседы,

      - тренинговые занятия,

      - индивидуальное консультирование,

      - акции.

 

Заключение.

 

     Мы, практические работники, постоянно сталкиваемся с тем, что проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, напрямую связаны с их жизнью в семье. Ситуация в семье определяет дальнейшее развитие ребенка, его поведение, обучение и т.д. Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной тактики оказания помощи, направленной на работу с семьей в целом и на ребенка, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его семейной ситуации. Наиболее трудными случаями подбора форм и видов работы для оказания помощи являются неблагополучные семьи, в которых проживают дети разного возраста.

      Характеристики  неблагополучной семьи показывают, что проблемы, в которые они  погружены, условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские, психологические и педагогические. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому их называют мультисложными или мультипроблемными семьями.

      В настоящее время социальное сиротство, когда дети становятся сиротами при  живых родителях, довольно распространено. Резкое увеличение количества детей  – сирот, в том числе и социальных, в связи с усугублением экономического кризиса приводит к тому, что появляется все больше интернатов для детей – сирот, детских домов; растет число неблагополучных семей, где родители, доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход в приобщении к алкоголю, срывают свою злость на беззащитных детях, демонстрируют асоциальные формы поведения (бродяжничество, попрошайничество, воровство и т.д.). Вступив на такой путь, семья деградитует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и детей особенно.

 
 

Список  литературы:

 

1. Работа с  неблагополучной семьей: учеб. пособие  / Т.И.Шульга.-М.: Дрофа, 2005. – 254, (2) с. : ил.

Информация о работе Семья как возможное начало жизненной катастрофы