Семья как возможное начало жизненной катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществует два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Содержание

Введение

Что такое семья? Роль родителей в жизни подростка.
Подростковый возраст. Факторы, оказывающие влияние на девиантное поведение ребенка.
Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Семьи «группы риска».
МУ « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей».
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     7. Возрастной фактор: особенности подросткового периода, в той или иной мере присущие каждому психически здоровому подростку, нельзя не учитывать как предпосылку социальной дизадаптации, возрастную зону риска.

     8. Коррекционно-профилактический  фактор, к которому относятся наличие или отсутствие медико-социально-психологической службы образовательного учреждения (детского сада, школы), способной своевременно выявить признаки декомпенсации и предотвратить наступление тяжелых форм социальной дизадаптации у школьников.

     Развитие  школьной дизадптации вызывается сочетанием многих факторов, ведущими из которых  являются психический и семейный, особенно при игнорировании индивидуального учебно-воспитательного подхода к каждому школьнику и отсутствии школьной медико-психологической службы, направленной на выявление среди учащихся групп повышенного риска и профилактическую работу с ними. 

     3. Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.

     Практически каждую российскую семью сегодня  по той или иной причине можно  отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство  российских семей попало в разряд необеспеченных или нищих. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

     Ф.Достоевский  за то, чтобы не пролилась слеза  невинного ребенка, готов был  заплатить совершенством мира. Однако нынешняя реальность такова, что многие дети платят страданиями и даже жизнями  за ценности неизмеримо меньшие: за самоутверждение  родителей, за устройство папиной или маминой личной жизни и т.д. Дети становятся заложниками Пьянов отцов и постоянно раздраженных матерей, их насилуют родные отцы, отчимы, воспитатели детских домов.

     Н.Г. Помяловский в психологическом  очерке «Вукол» сопровождает рождение своего героя такими сомнениями: «Будет ли он умен, добр, счастлив? - Бог знает!.. Станут бить его по голове – вырастет дураком, хотя бы и не родился им; будет воспитывать танцмейстер – выйдет из него кукла; кормят на краденые деньги – отразится и это. Трудно показать и объяснить влияние внешних обстоятельств на голову и сердце человека…

     Современная семья включена в разные механизмы  общественного взаимодействия, а  потому социально- экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско - родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье. Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, является пьянство одного из родителей или обоих родителей.

     Большое влияние на взаимоотношения в  семье оказывает культ жестокости, существующий в современном обществе. Социально – экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно – политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к пику жестокости. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45 – 49% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей.

     И все же, как показывает статистика, количество случаев жестокого отношения  к детям в последнее время  не уменьшается, хотя наличие различных  общественных движений, комитетов защиты ребенка, обработка информации по всем подозрительным травмам детей помогают своевременно включиться в работу по защите ребенка от жестокого отношения родителей.

     Ребенок в наши дни растет и формируется  не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда легко предусмотреть или исправить. Выяснилось, что число таких передач, просмотренным ребенком по ТВ к девяти годам, коррелирует с подростковой преступностью, к тому, чтобы признать наличие причинно – следственной связи между телевизионными сценами насилия и агрессивностью детей.

     К сожалению, по количеству сцен насилия и жестокости отечественное кино и телевидение уже догнало западное. А если прибавить к этому обилие о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах , в результате которых гибнут люди, можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя растущий человек. Так как мир потенциально враждебен ребенку и  вообще человеку, то страх как бы тоже заранее заложен в нем, и единственное, что может избавить человека от тревоги, - благополучный опыт воспитания в семье. Если ребенок растет в атмосфере доверия и любви, то тревога может быть устранена или хотя бы актуализируется.

     Причины трудностей в детско – родительских отношениях можно разделить по трем основаниям: интраиндивидуальные, зависящие  от биологических особенностей индивида; интериндивидальные, связанные с особенностями семейного воспитания; макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи.

     Интраиндивидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежит врожденные физиологические процессы. Наибольший интерес здесь представляет исследование зарубежных авторов С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врожденных темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем.

     Эти исследования показали, что, то каким вырастет ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но и его собственными характеристиками; таким образом, это в какой – то мере снимает несправедливые обвинения против родителей, воспитывающих «трудных» детей.

     Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий. В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познавательная активность, снижается самооценка, происходит отстранение от сверстников.

     Макросистемные  причины определяются совокупностью социо-культурных условий, в которых находится семья, как-то: экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, а также культурные традиции семьи.

     Существенным  фактором формирования того или иного  типа взаимоотношений между родителями и ребенком является способ общения  в семье, общий уклад ее жизни.

     А.С.Спиваковская выделила следующие типы неблагополучных семей:

     «Семья  – санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасений. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и проявляется желание решительного изменения ситуации.

     «Семья  – крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «семья – крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

     «Семья  – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

     Существуют  типы семейного взаимодействия:

     - положительные взаимоотношения характеризуются устойчивым эмоциональном контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;

     - амбивалентный   тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами;

     - отрицательные взаимоотношения связаны с частными и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.

     Группы  семей по типу родительского отношения  к ребенку: «благоприятные» и  «неблагоприятные», их типичные профили. 

     Типичные  профили родительского отношения,

     влияющие  на социальную адаптированность ребенка

Группа  семей Подгруппа Характеристика  профиля

Родительского отношения

 
 
 
 
Б

Л

А

Г

О

П

Р

И

Я

Т

Н

Ы

Е

 
 
 
 
Понимающие 
 
 
 
 
 
 
 

Покровительствующие 
 
 
 
 

Безразличные 
 

Хорошо знают  своего ребенка, реально оценивают  его и его поступки, адекватно  и гибко реагируют на различные  ситуации, способны встать на позицию  ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают  ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях. 

Хорошо  знают своего ребенка, реально оценивают  его и его поступки, адекватно  реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной. 

Мало  знают своего ребенка и не стремятся  узнать больше, чаще заботятся о  внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку  у них выражено слабо, часто такие  родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

 
Группа

семей

Подгруппа Характеристика  профиля

Родительского отношения

 
 
 
Н

Е

Б

Л

А

Г

О

П

Р

И

Я

Т

Н

Ы

Е

 
 
Подавляющие 
 
 
 

Тревожные 
 
 
 
 
 

Отстраненные 
 
 
 
 

Отвергающие

Отличаются  наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут  предсказать его поведение в  различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидный характер. 

Родители  этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они  неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены  в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью. 
 

Родительская  позиция крайне регидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с  ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему. 
 
 

Родители  этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

 

     Как мы видим, качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние  не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию.

Информация о работе Семья как возможное начало жизненной катастрофы