Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, курсовая работа
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществует два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
Введение
Что такое семья? Роль родителей в жизни подростка.
Подростковый возраст. Факторы, оказывающие влияние на девиантное поведение ребенка.
Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Семьи «группы риска».
МУ « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей».
Заключение
Список литературы
7. Возрастной фактор: особенности подросткового периода, в той или иной мере присущие каждому психически здоровому подростку, нельзя не учитывать как предпосылку социальной дизадаптации, возрастную зону риска.
8.
Коррекционно-профилактический
фактор, к которому относятся наличие
или отсутствие медико-социально-
Развитие
школьной дизадптации вызывается сочетанием
многих факторов, ведущими из которых
являются психический и семейный,
особенно при игнорировании индивидуального
учебно-воспитательного подхода к каждому
школьнику и отсутствии школьной медико-психологической
службы, направленной на выявление среди
учащихся групп повышенного риска и профилактическую
работу с ними.
3. Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
Практически
каждую российскую семью сегодня
по той или иной причине можно
отнести к разряду
Ф.Достоевский за то, чтобы не пролилась слеза невинного ребенка, готов был заплатить совершенством мира. Однако нынешняя реальность такова, что многие дети платят страданиями и даже жизнями за ценности неизмеримо меньшие: за самоутверждение родителей, за устройство папиной или маминой личной жизни и т.д. Дети становятся заложниками Пьянов отцов и постоянно раздраженных матерей, их насилуют родные отцы, отчимы, воспитатели детских домов.
Н.Г. Помяловский в психологическом очерке «Вукол» сопровождает рождение своего героя такими сомнениями: «Будет ли он умен, добр, счастлив? - Бог знает!.. Станут бить его по голове – вырастет дураком, хотя бы и не родился им; будет воспитывать танцмейстер – выйдет из него кукла; кормят на краденые деньги – отразится и это. Трудно показать и объяснить влияние внешних обстоятельств на голову и сердце человека…
Современная семья включена в разные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально- экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско - родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье. Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, является пьянство одного из родителей или обоих родителей.
Большое
влияние на взаимоотношения в
семье оказывает культ
И все же, как показывает статистика, количество случаев жестокого отношения к детям в последнее время не уменьшается, хотя наличие различных общественных движений, комитетов защиты ребенка, обработка информации по всем подозрительным травмам детей помогают своевременно включиться в работу по защите ребенка от жестокого отношения родителей.
Ребенок в наши дни растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда легко предусмотреть или исправить. Выяснилось, что число таких передач, просмотренным ребенком по ТВ к девяти годам, коррелирует с подростковой преступностью, к тому, чтобы признать наличие причинно – следственной связи между телевизионными сценами насилия и агрессивностью детей.
К сожалению, по количеству сцен насилия и жестокости отечественное кино и телевидение уже догнало западное. А если прибавить к этому обилие о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах , в результате которых гибнут люди, можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя растущий человек. Так как мир потенциально враждебен ребенку и вообще человеку, то страх как бы тоже заранее заложен в нем, и единственное, что может избавить человека от тревоги, - благополучный опыт воспитания в семье. Если ребенок растет в атмосфере доверия и любви, то тревога может быть устранена или хотя бы актуализируется.
Причины трудностей в детско – родительских отношениях можно разделить по трем основаниям: интраиндивидуальные, зависящие от биологических особенностей индивида; интериндивидальные, связанные с особенностями семейного воспитания; макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи.
Интраиндивидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежит врожденные физиологические процессы. Наибольший интерес здесь представляет исследование зарубежных авторов С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врожденных темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем.
Эти исследования показали, что, то каким вырастет ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но и его собственными характеристиками; таким образом, это в какой – то мере снимает несправедливые обвинения против родителей, воспитывающих «трудных» детей.
Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий. В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познавательная активность, снижается самооценка, происходит отстранение от сверстников.
Макросистемные причины определяются совокупностью социо-культурных условий, в которых находится семья, как-то: экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, а также культурные традиции семьи.
Существенным
фактором формирования того или иного
типа взаимоотношений между
А.С.Спиваковская выделила следующие типы неблагополучных семей:
«Семья – санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасений. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и проявляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья – крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «семья – крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Существуют типы семейного взаимодействия:
- положительные взаимоотношения характеризуются устойчивым эмоциональном контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;
- амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами;
- отрицательные взаимоотношения связаны с частными и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.
Группы
семей по типу родительского отношения
к ребенку: «благоприятные» и
«неблагоприятные», их типичные профили.
Типичные
профили родительского
влияющие на социальную адаптированность ребенка
Группа семей | Подгруппа | Характеристика
профиля
Родительского отношения |
Б Л А Г О П Р И Я Т Н Ы Е |
Понимающие Покровительствующие Безразличные |
Хорошо знают
своего ребенка, реально оценивают
его и его поступки, адекватно
и гибко реагируют на различные
ситуации, способны встать на позицию
ребенка, принять его точку зрения,
диалогичны, понимают и принимают
ребенка, каков он есть. Сензитивны,
часто говорят о ребенке, переживают
вместе с ним, способны защищать его в
любых ситуациях. Хорошо
знают своего ребенка, реально оценивают
его и его поступки, адекватно
реагируют на них. Однако в общении
с ребенком занимают позицию старшего,
не принимают диалог, считают свою точку
зрения единственно правильной. Мало
знают своего ребенка и не стремятся
узнать больше, чаще заботятся о
внешних результатах и фактах,
нежели о причинах и переживаниях.
Эмоциональное отношение к |
Группа
семей |
Подгруппа | Характеристика
профиля
Родительского отношения |
Н Е Б Л А Г О П Р И Я Т Н Ы Е |
Подавляющие Тревожные Отстраненные Отвергающие |
Отличаются
наибольшей степенью эмоционального отвержения
ребенка, большим количеством запретов,
приказов. Родители уверены, что хорошо
знают ребенка, но обычно не могут
предсказать его поведение в
различных ситуациях. Отношения отличаются
напряженностью и носят синусоидный характер. Родители
этой группы отличаются повышенной тревожностью,
неуверенностью, в реальности они
неплохо знают своих детей, сензитивны
по отношению к ним, но не уверены
в правильности своего поведения и
поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения
характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью. Родительская
позиция крайне регидна, полное отсутствие
диалогичности в отношениях с
ребенком, повышенные ожидания и требования
на фоне значительной ориентации на ребенка
и большой привязанности к нему. Родители
этой группы отстранены от ребенка, не
желают вникать в его проблемы,
уделять ему внимание, замечать изменения.
Эмоциональное отношение |
Как мы видим, качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию.
Информация о работе Семья как возможное начало жизненной катастрофы