Семья как возможное начало жизненной катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществует два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Содержание

Введение

Что такое семья? Роль родителей в жизни подростка.
Подростковый возраст. Факторы, оказывающие влияние на девиантное поведение ребенка.
Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Семьи «группы риска».
МУ « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей».
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     Существенное  влияние на ребенка оказывает  тип семьи. Так, исследователи суицидального поведения подростков А.Г. Амбрумова и Л.И. Постовалова выделяют следующие типы семей:

     Интегрированные и дезинтегрированные семьи, которые различаются по степени сплоченности. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособлены друг от друга. Семья может быть и суперинтегрированной, например неполная семья – мать и ребенок. В высокоинтегрированных семьях ребенок теряет чувство автономности, и потеря одного из членов семьи или боязнь этой потери могут делать жизнь ребенка невыносимой.

     Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно - ориентационного соответствия между членами семьи. Если целостные ориентации не совпадают, то один из членов этой семьи старается авторитарными методами навязать другим свои нормы, свой стиль поведения, в этом случае возникают суицидоопасные ситуации.

     Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строится на договорных началах. Каждый выполняет свои функции при условии, при условии, что остальные также выполняют свои. В этих семьях, по сравнению с альтруистическими, более возможен суицид подростка, особенно если он является «помехой» для остальных членов семьи.

     Открытые  и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешним миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с внешним миром ограничена, поэтому они и являются суицидально более опасными, нежели открытые семьи.

     Гибкие  и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают. В них чаще случаются суициды. Предположим, что в силу каких-то внешних условий подросток вовлеченным в конфликт,  с учителем. Он ждет помощи от семьи, семья же помочь ему ничем не может, в ее практике не было таких случаев. И чаще всего под давлением школы семья встает на сторону учителя. Ребенок, оказавшись в состоянии социальной изоляции, может совершить самоубийство.

     Авторитарные  и демократические  семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи, от которого зависит  принятие решения. Грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к суициду. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения. В них гораздо реже можно встретить попытки самоубийства.

     Конечно, обычно родители считают, что очень  любят своих детей, беспокоятся  за них, переживают за их дела, готовы постоянно защищать и оберегать их. Однако те же родители склонны к недооценке своих детей, считая, что ребенок мог бы лучше учиться, бать менее подвижным, более внимательным и т.д., и постоянно предъявляют претензии, дают негативную оценку растущему и переживающему ребенку. А ведь, как известно, «словом можно вылечить, а можно и убить…». 

    4. Формы жестокого обращения с детьми.

       Подростки часто страдают в собственных  семьях от жестокого обращения, под  которым понимается умышленное нанесение  физического или психического насилия  в виде избиения, издевательства, лишения  пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.

       В качестве причин жестокого поведения  родителей называют:

       - социально-экономические факторы:  безработицу, плохие жилищные  условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее- к жестокому обращению с домочадцами;

       - психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся состоянии эмоционального стресса.

       Выделяют 4 основные формы жестокого общения  с детьми: физическое насилие, сексуальное  насилие или развращение, психическое  насилие и пренебрежение нуждами  ребенка.

       Физическое  насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии. Среди причин применения физического насилия на первом месте стоят алкоголизм родителей и желание снять раздражение. Нередко дети рассматриваются как помеха в решении социально – бытовых, личностных проблем, отсюда – избиение детей, их устранение.

__________________________________________________________________

    Ночью жительница поселка Тимирязевский Н-ского района П. пришла к участковому с заявлением о пропаже шестилетней дочери. На поиск ребенка была поднята вся областная милиция, ориентировка ушла и в другие регионы России. Мать все это время держалась спокойно, справлялась у соседки, была ли зарплата. Через неделю милиция обнаружила расчлененный труп девочки в погребе, в нескольких метрах от дома. На вопрос, что хранится в леднике, мать ответила: «Мясо». На предварительном следствии несколько раз меняла показания. Одно из признаний было таким: «Я сделала это потому, что дочь напоминала всем о моих прошлых грехах (девочка была мулаткой) и мешала мне устроить личную жизнь…»

 

       Сексуальное насилие или развращение  – осознаваемое или неосознаваемое в силу возрастной незрелости или других причин вовлечения ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

       Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.

       Согласие  ребенка на сексуальный контакт  не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

    Отец  регулярно принуждал пятнадцатилетнюю дочь к сожительству. Сказать об этом матери девочка боялась – отец обещал ее за это убить. Все всплыло, когда явными стали признаки беременности. Судебно – медицинская экспертиза признала отца вполне дееспособным…

 

      Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности. К этой форме насилия относятся:

      - открытое неприятие и постоянная  критика ребенка;

      - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся  в словесной форме без физического  насилия;

      - оскорбления и унижения достоинства  ребенка;

      - преднамеренная физическая или  социальная изоляция ребенка;

      - предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

      - ложь и невыполнение взрослыми  обещаний;

      - однократное глубокое психическое  воздействие, вызвавшее у ребенка  психическую травму, и др.

  То есть происходит насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Этот вид жестокого обращения к детям наиболее распространен и наименее решаем практической психологией.

      Пренебрежение нуждами ребенка  (моральная жестокость) -  отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

      Формы моральной жестокости могут быть различными:

      - недостаточное возраст и потребностям  ребенка наличие питания, одежды, жилья, образования, медицинской  помощи, включая отказ от его  лечения;

      - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

      - вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершении  преступления.

      Недостаток  заботы со стороны родителей может быть и непредумышленным: он может быть следствием болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

 

     5. Семьи «группы риска».

     Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают дети.

     Следует также выделить особое понятие неблагополучной  семьи. Это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т.е. неблагополучие. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т.д.

     Под неблагополучием мы понимаем его различные проявления:

психическое ( угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т.д.), у ребенка возникает:

- повышенная  тревожность;

- повышенная  агрессивность;

- заниженная самооценка;

- разнообразные  страхи;

- личностные  проблемы;

- нарушение  взаимоотношений со сверстниками  и окружающими;

- школьные  проблемы;

- проблемы  социальной адаптации (нарушение  социальных норм: воровство, бродяжничество  и т.п.); опасение наказания и т.д.

физическое ( жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.д.),  это выражается в болезнях, чаще всего:

ЭНУРЕЗЫ   невлогические факторы, простудные факторы, переохлаждения,     слабость мышц мочеполовой системы.

АНЕМИИ    недостаток организму витаминов  и других питательных веществ.

РАХИТ        недостаток питания, особенно в раннем возрасте.

ОРГАНИЧЕСКОЕ  ПОРАЖЕНИЕ ЦНС асоциальный образ  жизни родителей до зачатия ребенка и во время вынашивания беременности.

ТУБИНФИЦИРОВАНИЕ  асоциальный образ жизни, контакт  с туберкулезными больными.

ПЕДИКУЛЕЗ отсутствие правильного ухода за детьми, не соблюдение санитарно-гигиенических  правил и навыков ухода за собой.

ЧЕСОТКА  отсутствие личной гигиены.

ЧАСТЫЕ  ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ослабленный  иммунитет, нехватка витаминов, отсутствие сезонной одежды.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖКТ И ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ неправильное и неполноценное питание.

Социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т.д.).

      Дезадаптированная семья является одним из видов  неблагополучной семьи. Большое количество отклонений в поведении детей и подростков – безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, побеги из дома и т.д. – имеют в основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в семье. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Социальная дизадаптация  означает нарушение взаимодействия человека со средой, которое характеризуется невозможностью осуществить в конкретных социальных условиях позитивную социальную роль, соответствующую его возможностям.

Информация о работе Семья как возможное начало жизненной катастрофы