Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, курсовая работа
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществует два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
Введение
Что такое семья? Роль родителей в жизни подростка.
Подростковый возраст. Факторы, оказывающие влияние на девиантное поведение ребенка.
Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Семьи «группы риска».
МУ « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей».
Заключение
Список литературы
Существенное влияние на ребенка оказывает тип семьи. Так, исследователи суицидального поведения подростков А.Г. Амбрумова и Л.И. Постовалова выделяют следующие типы семей:
Интегрированные и дезинтегрированные семьи, которые различаются по степени сплоченности. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособлены друг от друга. Семья может быть и суперинтегрированной, например неполная семья – мать и ребенок. В высокоинтегрированных семьях ребенок теряет чувство автономности, и потеря одного из членов семьи или боязнь этой потери могут делать жизнь ребенка невыносимой.
Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно - ориентационного соответствия между членами семьи. Если целостные ориентации не совпадают, то один из членов этой семьи старается авторитарными методами навязать другим свои нормы, свой стиль поведения, в этом случае возникают суицидоопасные ситуации.
Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строится на договорных началах. Каждый выполняет свои функции при условии, при условии, что остальные также выполняют свои. В этих семьях, по сравнению с альтруистическими, более возможен суицид подростка, особенно если он является «помехой» для остальных членов семьи.
Открытые и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешним миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с внешним миром ограничена, поэтому они и являются суицидально более опасными, нежели открытые семьи.
Гибкие и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают. В них чаще случаются суициды. Предположим, что в силу каких-то внешних условий подросток вовлеченным в конфликт, с учителем. Он ждет помощи от семьи, семья же помочь ему ничем не может, в ее практике не было таких случаев. И чаще всего под давлением школы семья встает на сторону учителя. Ребенок, оказавшись в состоянии социальной изоляции, может совершить самоубийство.
Авторитарные и демократические семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи, от которого зависит принятие решения. Грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к суициду. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения. В них гораздо реже можно встретить попытки самоубийства.
Конечно,
обычно родители считают, что очень
любят своих детей, беспокоятся
за них, переживают за их дела, готовы постоянно
защищать и оберегать их. Однако те же
родители склонны к недооценке своих детей,
считая, что ребенок мог бы лучше учиться,
бать менее подвижным, более внимательным
и т.д., и постоянно предъявляют претензии,
дают негативную оценку растущему и переживающему
ребенку. А ведь, как известно, «словом
можно вылечить, а можно и убить…».
4. Формы жестокого обращения с детьми.
Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.
В качестве причин жестокого поведения родителей называют:
-
социально-экономические
-
психологические факторы:
Выделяют
4 основные формы жестокого общения
с детьми: физическое насилие, сексуальное
насилие или развращение, психическое
насилие и пренебрежение
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии. Среди причин применения физического насилия на первом месте стоят алкоголизм родителей и желание снять раздражение. Нередко дети рассматриваются как помеха в решении социально – бытовых, личностных проблем, отсюда – избиение детей, их устранение.
______________________________
Ночью жительница поселка Тимирязевский Н-ского района П. пришла к участковому с заявлением о пропаже шестилетней дочери. На поиск ребенка была поднята вся областная милиция, ориентировка ушла и в другие регионы России. Мать все это время держалась спокойно, справлялась у соседки, была ли зарплата. Через неделю милиция обнаружила расчлененный труп девочки в погребе, в нескольких метрах от дома. На вопрос, что хранится в леднике, мать ответила: «Мясо». На предварительном следствии несколько раз меняла показания. Одно из признаний было таким: «Я сделала это потому, что дочь напоминала всем о моих прошлых грехах (девочка была мулаткой) и мешала мне устроить личную жизнь…»
Сексуальное насилие или развращение – осознаваемое или неосознаваемое в силу возрастной незрелости или других причин вовлечения ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Отец
регулярно принуждал
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности. К этой форме насилия относятся:
-
открытое неприятие и
-
угрозы в адрес ребенка,
-
оскорбления и унижения
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
-
однократное глубокое
То есть происходит насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Этот вид жестокого обращения к детям наиболее распространен и наименее решаем практической психологией.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Формы моральной жестокости могут быть различными:
-
недостаточное возраст и
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
-
вовлечение в употребление
Недостаток заботы со стороны родителей может быть и непредумышленным: он может быть следствием болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
5. Семьи «группы риска».
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают дети.
Следует также выделить особое понятие неблагополучной семьи. Это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т.е. неблагополучие. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т.д.
Под неблагополучием мы понимаем его различные проявления:
психическое ( угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т.д.), у ребенка возникает:
- повышенная тревожность;
- повышенная агрессивность;
- заниженная самооценка;
- разнообразные страхи;
- личностные проблемы;
- нарушение
взаимоотношений со
- школьные проблемы;
- проблемы
социальной адаптации (
физическое ( жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.д.), это выражается в болезнях, чаще всего:
ЭНУРЕЗЫ невлогические факторы, простудные факторы, переохлаждения, слабость мышц мочеполовой системы.
АНЕМИИ недостаток организму витаминов и других питательных веществ.
РАХИТ недостаток питания, особенно в раннем возрасте.
ОРГАНИЧЕСКОЕ
ПОРАЖЕНИЕ ЦНС асоциальный
ТУБИНФИЦИРОВАНИЕ асоциальный образ жизни, контакт с туберкулезными больными.
ПЕДИКУЛЕЗ отсутствие правильного ухода за детьми, не соблюдение санитарно-гигиенических правил и навыков ухода за собой.
ЧЕСОТКА отсутствие личной гигиены.
ЧАСТЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ослабленный иммунитет, нехватка витаминов, отсутствие сезонной одежды.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖКТ И ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ неправильное и неполноценное питание.
Социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т.д.).
Дезадаптированная семья является одним из видов неблагополучной семьи. Большое количество отклонений в поведении детей и подростков – безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, побеги из дома и т.д. – имеют в основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в семье. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Социальная дизадаптация означает нарушение взаимодействия человека со средой, которое характеризуется невозможностью осуществить в конкретных социальных условиях позитивную социальную роль, соответствующую его возможностям.
Информация о работе Семья как возможное начало жизненной катастрофы