Семья как возможное начало жизненной катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществует два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Содержание

Введение

Что такое семья? Роль родителей в жизни подростка.
Подростковый возраст. Факторы, оказывающие влияние на девиантное поведение ребенка.
Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Семьи «группы риска».
МУ « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей».
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Семья как возможное  начало жизненной  катастрофы 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

  1. Что такое семья? Роль родителей в жизни подростка.
  2. Подростковый возраст. Факторы, оказывающие влияние на девиантное поведение ребенка.
  3. Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Типы семей.
  4. Формы жестокого обращения с детьми.
  5. Семьи «группы риска».
  6. МУ « Социально-реабилитационный центр для           несовершеннолетних детей».

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Семья на протяжении длительного времени  играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.

     В подростковом возрасте отношения с  родителями переходят на качественно  новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществует два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы». 
 

     1. Что такое семья?

     Роль  родителей в жизни  подростка.

     По  сравнению с другими институтами  социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т.д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.

     Характер  складывающихся отношений и степень  их воздействия на подростка зависят  от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся к этому времени  индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат  сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов. Во-вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он - не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

     Роль  родителей в жизни подростка  играет немаловажную роль. На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно  значимыми людьми, причем выступают для него в разных «ипостасях».

     Это, во-первых, источник эмоционального тепла  и поддержки, без которых ребенок  чувствует себя беззащитным и  беспомощным.

     Во-вторых, родители - директивная станция, распорядители  жизненных благ, наказаний и поощрений.

     В-третьих, родители - образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми.

     В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками  в решении сложных жизненных  проблем. По мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются.

Родители  как источник эмоциональной поддержки

В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях  развития, семья сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.

Родители  как «верховная власть»

Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители-это «верховная власть», от которой зависит удовлетворение значительной части его потребностей, в том числе материально-бытовых, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных вещей, одежды и т.п. 

Родители  как пример для  подражания

В подростковом и особенно в юношеском возрасте родители уже не являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности. Вместе с тем подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно.

Родители  как источник жизненного опыта

Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными родителями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей ощущается и самими подростками.  

2. Подростковый возраст.

Факторы, оказывающие влияние  на девиантное поведение  ребенка.

     Подростковый  возраст (пубертат) – особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. Пубертат - это взрыв после спокойного детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска. Ели посмотреть на человеческую жизнь на всем ее протяжении - от начала до конца, от рождения до смерти, - то оказывается невозможным найти ничего похожего на этот период, хотя и в детстве, и в дальнейшей жизни человека существуют другие специфические кризовые периоды. Нечто, сопоставимое по социальной важности с пубертатом, представляет собой возраст перехода от зрелости к старости, но к этому периоду человек подготовлен всей своей жизнью, и его опыт, как правило, помогает ему без труда пережить признаки старения. К этому времени сложившимися являются личностные, нравственные, профессиональные, социальные, семейные характеристики. К этому периоду человек знает все о себе и том месте, которое он занимает и может занять в понятном, известном ему мире. Подросток же живет с постоянными вопросами: «Кто я?», «Каким буду?», «Зачем живу?», «Кто меня окружает?» и т.д.

      Пубертат  так изменяет поведение, эмоциональные  реакции, привязанности, вкусы, что  недавнего ребенка не могут узнать ни родители, ни педагоги, он становится непонятным и часто отверженным взрослыми - и в своей семье, и в школе. Любому подростку, независимо от эпохи, национальности и культуры, присущ определенный комплекс выраженных в большей или меньшей степени признаков.

      Характерными  чертами подросткового возраста являются:

  • половое созревание, сопровождающимися бурными изменениями тела, массивными вегетативными проявлениями, множеством новых физических ощущений, в том числе обусловленных возникновением сексуального влечения;
  • эмоциональная заряженность, выраженная неустойчивость фона настроения, его сверхчувствительность к внешним влияниям;
  • повышенный интерес к своим физическим и психическим особенностям, озабоченность по поводу своего физического, интеллектуального или нравственного несовершенства; стремление к самосовершенствованию;
  • особые чувствительность и ранимость, связанные с формирующимся физическим и психическим Я;
  • повышенная рефлексия, попытка выработки личного мировоззрения, потребность в самостоятельности, независимости, оппозиционность, критиканство, игнорирование авторитетов, «протест против отцов»;
  • одновременно с этим  зависимость от окружения, страх оказаться вне сообщества сверстников, быть непринятым ими, подчиненность группе.

     Социальная  дизадаптация подростка представляет собой сложное вторичное социально-личностное явление, результат нарушенного взаимодействия личности школьника и среды. Под «средой» понимают особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностных характеристик учителей и администрации школы, психогигиенических факторов учебного процесса, взаимоотношений в семье, а также состояние психического здоровья родителей школьника, взаимоотношений в среде сверстников и т. п.

     Любой из перечисленных факторов может  создать предпосылки для возникновения  социальной дизадаптации, в происхождении которой участвует, как правило, комплекс факторов.

     1. Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, непонимание душевного состояния школьника, несправедливое, грубое, оскорбительное отношение учителя, занижение оценок, отсутствие своевременной помощи даже при обоснованном пропуске занятий, вымогательство, психологическое и физическое насилие.

     2. Семейный фактор:  бедность, неблагоприятные жилищные условия, неполная семья, неблагополучная семья с тяжелым эмоциональным климатом, низкий интеллектуальный и культурный уровень членов семьи, примитивность их запросов, бездуховность, трудовая незанятость родителей или, напротив, их чрезмерная занятость, алкоголизм, наркомания одного или обоих родителей, правонарушения, инвалидность членов семьи, в том числе по психическому заболеванию; уродливые способы воспитания-отторжение ребенка родителями, заброшенность, запущенность, пренебрежение ребенком, или, наоборот, чрезмерная опека, заласкивание, вседозволенность, или жестокое, чрезмерно требовательное и холодное отношение родителей, или противоречивость требований и форм поощрения и наказания; несоответствие высказываемых родителями принципов чести, совести, достоинства их реальным поступкам.

     3. Средовой фактор: влияние среды сверстников, «улицы», легкость свободного от занятий и обязанностей образа жизни, искаженный образ «лидера», «кумира», доступность алкоголя, наркотиков, легкость заработка, острота новых ощущений и впечатлений, романтический ореол нарушений закона и т.п.

     4. Социальный фактор: приобретает особое значение в период социально-экономической и политической нестабильности общества. В последние годы отмечается утрата прежних идеалов при отсутствии новых; стремление к обогащению при потере интереса к приобретению специальности и профессионализм; безнаказанность спекуляции, воровства, взяточничества и коррупции. Значительную роль в становлении личности играют и средства массовой информации с пропагандой секса, зла, насилия и т. п. Социальный фактор сам по себе не вызывает дизадаптации подростка, но, участвуя в формировании идеологии и нравственной основы созревающей личности, в ряде случаев создает предпосылки для социальной дизаптации.

     5. Соматический фактор: тяжелые физические заболевания, в том числе инфекционные, оставляющие после своего завершения длительные состояния повышенной утомляемости, истощаемости, слабости; хронические соматические заболевания, требующие длительного и частого лечения в больнице; врожденные уродства; нарушения двигательной сферы, зрения, слуха, речи.

     6. Психический фактор:  тяжелые психические заболевания у детей и подростков, приводящие к инвалидности, встречаются относительно редко. Но не только они способны вызвать глубокие формы социальной дизадаптации. В преобладающем большинстве случаев к социальной дизадаптации приводят мягкие, пограничные психические расстройства.

Информация о работе Семья как возможное начало жизненной катастрофы