Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая значимость исследования содержится в анализе влияния микроклимата семьи на уровень тревожности ребенка.
Объект исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье.
Предмет исследования: уровень тревожности детей младшего школьного возраста в семьях.
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях, каким образом позиции родителей влияют на уровень тревожности ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте
1.1.Понятие семейных отношений 6
1.2.Типы семейных отношений 15
1.3.Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста 22

Глава 2.Опытно экспериментальная работа
2.1 Организация и проведение исследование 31
2.2.Результаты и анализ экспериментальной работы……………...35
Заключение 40
Литература 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     К тяжелым последствиям отклонений в  семейном воспитании следует отнести  преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

     Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой.

     Однако  некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.

     Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения  в ее составе. Семья является такой  малой группой, которая постоянно  развивается и видоизменяется.

     В выполнении воспитательной функции  по отношению к детям главную роль играет супружеская пара – отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление – существенная общественно-воспитательная проблема.

     Разлука с одним из родителей может  привести к появлению у ребенка  чувства страха, депрессию и ряд  других симптомов невроза.

     Атмосфера напряженности и конфликтных  семейных ситуации действует на ребенка  резко отрицательно. Дом перестает  быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом  и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

     При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка. [2,90]

     В кризисном состоянии  всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть — человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

     Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу.

     Прежде  всего, определимся с пониманием понятия "самореабилитация".

     Реабилитация  в личностном контексте — это  активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после  преодоления сложной жизненной  ситуации. Это восстановления на более  высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

     В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в  жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными.  Самореабилитация  —  это  самопомощь   в   по  возможности  продуктивному преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращении и временно утраченную траекторию жизненного пути[12,107].

     Такая психологическая помощь оказывает  содействие раскрытию субъективного  потенциала человека, стимулирует самостоятельные  поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.

     Безусловно, существует определенная связь между  характеристиками субъективного смыслового пространства и эффективностью адаптационных  возможностей человека. Важными параметрами  в субъективной картине ситуации выступают, во-первых, представления  о ситуации, во-вторых, представление о способах ее преодоления. Здесь будет идти речь про так называемое "coping behavior", совладание, то есть об индивидуальном способе взаимодействия с ситуацией в соответствии с его собственной логикой, значимостью для человека и его сегодняшними возможностями[12,135]

     Зачем человеку совладать с ситуацией? Чтобы  быстрее и эффективнее  адаптироваться к ней, привыкать  к новым сложным условиям, хотя бы, таким образом, уменьшив внутреннее напряжение, снизив стресогенность[12,138] того, что все равно уже происходит. Главная задача совладания — обеспечить и поддержать определенный уровень психического и физического здоровья, хотя бы минимальную, но все же таки удовлетворенность собою, своей деятельностью, общением[12,146].

     Совладание  может быть как целиком осознаваемым, так и несознательным со всеми переходными формами частичного, временного осознания. Классические защитные механизмы, которые впервые были описаны 3. Фрейдом, типа рационализации, проекции, подавления могут выступать знакомыми любому по собственному опыту примерами овладение.

     Совладание  —  это такое поведение, которое  используется человеком для управления собственным предусмотрением и  переживанием кризисной ситуации. Это  беспрерывные попытки в мыслях и  действиях отвечать конкретным требованиям, которые их диктует ситуация, и не только отвечать, а немного опережать их, быть к ним готовой. [3,51]

     Существуют  такие общие типы совладания:

     1) проблемно-сфокусированное совладание, если взаимосвязь человека со  средой изменяется благодаря действиям преодоления;

     2) эмоционально-сфокусированное совладание, если изменяется лишь способ  интерпретации того, что происходит;

     3) избежание, которое может комбинироваться  как с проблемно-сфокусированным,  так и с эмоционально-сфокусированным  совладанием.

     Если  мы не сможем своевременно совладать  с ситуацией, она совладает нас. Мы захлебнемся в собственных  страданиях, не имея сил действовать, или будем импульсивно начинать одну пробу решить жизненную коллизию за другой, не давая себе шансов спокойно взвесить аргументы, определить обстоятельства, продумать план действий.

     Совладание  выполняет очень важную функцию  регуляции эмоциональных состояний. Благодаря нему человек берет  себя у руки, ощущая готовность что-то изменить в собственной жизни, с  чего-то начать трудный путь вперед. Можно сказать, что совладание выполняет также и функцию постепенного решения проблемы. В обоих случаях возможные как действенный, так и сугубо воображаемый модусы реагирование на затруднительные обстоятельства.

     К стратегиям совладания традиционно относят также поиск поддержки, если человек самостоятельно обращается к родным, друзьям, знакомых, чтобы поделиться своими проблемами, хотя бы немного успокоиться, эмоционально разрядиться.

     Реальные  возможности совладания, своевременного решения проблемы зависят также от стадии кризисных переживаний. Жизненный кризис может быть разной глубины: этажный, средний и глубокий. Даже глубочайший, опаснейший для человека кризис сначала всегда есть этажным, и если относиться к себе внимательно, если владеть привычками самореабилитации, к тяжелой стадии, если без вмешательства специалиста-психолога не обойтись, не дойдет. [12,129]

     Влияние  структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано  с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

     В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения  отца и матери к своему ребенку  во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того,  как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

     У детей много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных[8,53]:

     1. Потребность в любви, доброжелательности  и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам  и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.

     2.   Необходимость в самоутверждении  как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.

     3. Потребность в уважении. Ребенок  плохо себя чувствует, если  к нему относятся пренебрежительно  и несерьезно, если его унижают,  критикуют и непрерывно поучают.  От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.

     Неудовлетворение  основных потребностей детей очень  быстро проявляется  в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.

     Рассматривая  основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

     Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и  асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

     Если  родители проявляют позицию уклонения  от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

     Родительская  позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

     При родительской позиции признания  прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи.  Дети таких родителей  больше полагаются на себя и стараются  быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

     Родительская  позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.

     Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем  свободную  личность, тогда он может прекрасно  общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

     Проблемой, о которой нельзя не упомянуть, является вопрос о согласованности или  расхождении воспитательных методов  матери и отца, а в семьях из трех поколений – еще бабушки и  дедушки.

     Динамика  семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. 

     1.2. Типы семейных  взаимоотношений

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами  выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество[4,69].

     Диктат  в семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов[4,72].

Информация о работе Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте