Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая значимость исследования содержится в анализе влияния микроклимата семьи на уровень тревожности ребенка.
Объект исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье.
Предмет исследования: уровень тревожности детей младшего школьного возраста в семьях.
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях, каким образом позиции родителей влияют на уровень тревожности ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте
1.1.Понятие семейных отношений 6
1.2.Типы семейных отношений 15
1.3.Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста 22

Глава 2.Опытно экспериментальная работа
2.1 Организация и проведение исследование 31
2.2.Результаты и анализ экспериментальной работы……………...35
Заключение 40
Литература 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение                                                                                             3

Глава 1. Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте

1.1.Понятие семейных  отношений                                                    6

1.2.Типы семейных  отношений                                                           15

1.3.Причины возникновения  тревожности в семьях, имеющих  детей младшего школьного возраста                                                22 

Глава 2.Опытно экспериментальная  работа

2.1 Организация  и проведение исследование                                   31

2.2.Результаты  и анализ экспериментальной работы……………...35

Заключение                                                                                          40

Литература                                                                                           43

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              ВВЕДЕНИЕ 

          Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он  сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение  значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания  не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности  ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину  сформировался как личность. [9, 204с.]

      Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры,  – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья.

     Поэтому  родители в жизни ребенка  играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда  родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

          В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей.

      В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

      Современные ситуации (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.)  обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

     В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между  представителями разных поколений, а так же в пределах одного и  того же поколения. Семья как малая  социальная группа оказывает влияние  на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.[2,98] Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д. [3,75]

     Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

     Теоретическая значимость исследования содержится в  анализе влияния микроклимата семьи  на уровень тревожности ребенка.

     Объект  исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье.

     Предмет исследования: уровень тревожности детей младшего школьного возраста в семьях.

     Цель  работы: изучение межличностных отношений в семьях, каким образом позиции родителей влияют на уровень тревожности ребенка.

       Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.
  2. Экспериментально изучить особенности взаимоотношений родителей и детей.
  3. Выявить влияние микроклимата семьи на уровень тревожности ребенка.

       Гипотеза:  нашей работы заключается в том, что различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, обуславливают особенности воспитания детей; от  отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие тревожности у ребенка. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование нормального психического состояния ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию . Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так  как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.   

    Методы  исследования:

    - изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

    - наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей ;

    - беседа;

    - анкетирование;

     - работа, направленная на деятельность  младших дошкольников.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Глава 1. Семейные отношения как показатель развития            тревожности в младшем школьном возрасте

     1.1. Понятие  семейных  отношений

     Межличностные отношения – психологические  отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и  общения, сопровождающегося чувством симпатии – антипатии. В межличностных  отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. [9,71]

     Родительские  позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый  и отвергаемый ребенок чувствует  себя ненужным, лишним, отодвинутым  в семье на второй план. Такие  дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.

     Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.

     Дети  родителей, чрезмерно их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию, излишне выдвинутую на задний план. Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют над потребностями других членов семьи. К такому ребенку относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть эти волнения.

     Ребенок, от которого слишком много требуют,  которого принуждают и которым командуют, также не имеет надлежащей позиции. На нем, как и на излишне оберегаемом  ребенке, концентрируется внимание родителей, однако пред ним выдвигаются требования, которые не ставятся перед другими членами семьи. Даже в малейшей степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не уважают его права в отличие от признания прав других членов семьи.

     Правильные  воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в  восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию  ребенка в семье как полноправного  члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

     В современной семье все прочнее  укореняется демократический стиль  жизни, обеспечивающий ребенку по отношению  к родителям, более равноправную позицию.

     Позиция ребенка в семье изменяется в  зависимости от его возраста. Чем  меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

     На  позицию ребенка влияет число детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как и первенца - от самого младшего. Наконец, особая позиция: у единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. Соперничество среди детей в многодетной семье – явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителями кого – то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи. [2]

     В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений – родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

     Благодаря эмоциональной связи любящие  и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.

     Родители  формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным  проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.

     Для формирования собственного «я» решающим фактором являются взгляды и поведение  родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение.  При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.

     Возникновение у детей различного типа нарушений  в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует  о снижении воспитательной функции родительской семьи.

Информация о работе Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте