Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:32, курсовая работа
Цель работы помочь клиенту в преодолении трудностей при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Теоретически обосновать тему: «Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;
Спроектировать и реализовать процедуру консультирвания;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии.
Введение…..………………………………………………………....…….…..….3
Глава I. Теоретико-методологические обоснования семейного консультирования клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
1.1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………....5
1.2. Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии ….…...………………………………….…….…...10
1.3. Критерии эффективности психологического консультирования.……23
Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП.………………….…..……………...25
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП…………………………………………………..….28
2.3.Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32
Выводы…………………………………………………………………………..34
Заключение…………………….……………………….…………………..…...35
Список использованной литературы………
В дальнейшем клиентке было дано несколько рекомендаций, которые помогли бы справится с трудностями в семье:
Стоит
также отметить, что в результате
нашей беседы у моей клиентки улучшилось
общее состояние, и она задумалась не только
о причинах своего состояние, но и наконец,
признала факт существования у нее психологических
проблем. Клиент решил реализовать предложенные
психокоррекционные техники и методы
консультанта, посчитав, их эффективными
в наладиживании взаимоотношений в
семье. Остается лишь надеяться, что
последующие беседы пройдут в таком же
положительном русле, клиентка не замкнется
вновь в себе и найдет в себе силы для
выхода из сложившейся ситуации.
2.3. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования
Во время работы с клиенткой были в полной мере соблюдены этические нормы, а именно:
Оценивая эффективность психологического консультирования можно сказать, что консультация прошла успешно. Консультант уже на первом этапе расположил к себе клиента, сформировав доверительные отношения. Оценив сложность проблемы, клиент выбрал оптимальное решение, которая вначале заставила обратиться его к консультанту, который определил психологическую проблему и ее причины. Клиенту была оказана помощь в преодоления депрессии связанной с инвалидностью сына, разработана модель консультационной работы.
Проблема, связанная с трудностями в семье клиента, на начало консультирования была ярко выражена в поведении и внешнем виде клиента, по кончанию консультирования, т.е. выявлению самой проблемы и осознание ее клиентов, помогло определить варианты выхода из депрессии, тем самым изменив психологическое состояние клиента .
Результатом
консультационной деятельности являются
субъективная удовлетворенность всех
участников консультационного процесса:
и клиента, и консультанта. Удовлетворенность
определяется, прежде всего, соответствием
ожиданий от консультационного процесса,
полученным результатам.
4. Психологическая
поддержка с использованием
Заключение
В первой главе была рассмотрена реакция родителей на дефект ребенка (интеллектуальный, физический, двигательный, речевой и др.) , который вызывает в них ответные действия защитных механизмов, которые в зависимости от степени выраженности стресса и конституционально заданных свойств, оказывают влияние на их личностные особенности. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем.
Что в очередной раз доказывает актуальность рассмотренной проблемы, и следовательно необходимость психологическое сопровождение семей воспитывающих детей с отклонениями в развитии на протяжении всей жизни .
Основным показателем в работе выступает психологическое консуль стирование.
В результате психологического консультирования гипотеза подтвердилась. Психологическая поддержка с использованием разработанной модели консультирования помогла добиться положительных результатов в решении основной проблемы клиента.
Список использованной литературы
Приложение 1
Протокол психологического консультирования
Действия консультанта | Действия клиента | Рефлексия на события |
Я приветствую
клиентку, предлагаю пройти и устроиться
поудобнее. Сразу предупреждаю
ее, что все, о чем мы с ней
будем говорить, не узнает никто из
наших общих знакомых, содержание нашей
беседы будет известно только преподавателю,
по чьему заданию проводится консультация. Спрашиваю, волнует
ли ее что-то, что мы могли бы обсудить,
нужна ли ей помощь в каком-либо вопросе. Предлагаю ей составить список дел, которыми она занимается по принципу «Я должна». Следующий список
дел предлагаю составить по принципу
«Я хочу». Предлагаю ей побеседовать
на тему е психологического состояния Сообщаю клиентке
о ее депрессии сразу же объясняю, что
это не заболевание, что время от времени
депрессию переживают практически все
люди. Нет человека, который бы не знал,
что такое сниженное настроение, чувство
подавленности и безнадежности. Предлагаю
подумать и ответить клиентку о причинах
ее депрессии. Спрашиваю ее, какие
у них отношения с мужем
и как он отреагировал на новость
об инвалидности сына. Предлагаю ей подумать
над вопросом почему муж, который был
готов помогать с воспитанием ребенка,
внезапно отдалился от них. Я предложила клиентке
пригласить мужа и вместе обсудить сложившуюся
ситуацию во время следующего визита. В заключении, я подвела итог нашей беседы и еще посоветовала пригласить мужа. |
Чувствует себя
раскованно, свободно, не стесняется. Обещает откровенно
отвечать на мои вопросы, проявляет
безразличие к тому, узнает кто-то
о нашей беседе или нет. Не понимает,
что мы с ней можем обсуждать,
свое состояние считает нормальным. Получается список из 14 пунктов, в котором содержатся бытовые каждодневные дела. Клиентка думает
5 минут и откладывает ручку. Она
в полной растерянности, говорит, что
даже не подозревала, что все, что она делает,
она делает потому, что надо, а не потому,
что она этого хочет. Пытается вспомнить,
когда вообще чего-то хотела в последнее
время и не может этого сделать. Понимает,
что в ее жизни что-то не так, что что-то
надо менять и что нам есть что обсудить. Клиентка отвечает
на мои вопросы заинтересовано Клиентка отвечает,
что ее настроение портится, когда она
думает, что все свое время, все свои силы
тратит на ребенка, муж почти не бывает
дома, кроме она жалуется, что у нее появляется
сильное чувство тревоги когда к ним приходит
кто-то в отсутствие мужа. Жалеет себя,
когда ей кажется, что она тратит свою
жизнь в пустую. Клиентка задумывается
надолго. После чего рассказывает, что
до рождения ребенка они жили очень счастливо,
но спустя полгода муж стал отдаляться
от них и допоздна задерживаться на работе.
По поводу отношения к ребенку она заявила,
что муж был рад рождению первенца и, узнав
о проблемах, поначалу был готов разделить
все сложности и заботы, но постепенно
потерял к этому интерес. Задумывается
надолго, после чего с большой
долей растерянности говорит, что не
знает причин побудивших его на это. Говорит,
что никогда не задумывалась над этим. Клиентка долго
раздумывала и спустя некоторое
время дала неуверенное согласие. Клиентка призналась, что наш разговор помог ей задуматься о причине ее состояния. Клиентка выразила признательность за то, что я помогла ей увидеть новые цели в жизни. |
Я начинаю консультацию Вижу полное
безразличие к нашей беседе, делает
мне одолжение. Понимаю, что
надо показать ей самой, что в ее
жизни есть что поменять к лучшему. Считаю, что мне
удалось заинтересовать клиентку. Она
увидела свою жизнь со стороны, поверила,
что наша беседа имеет для нее какой-то
смысл. По окончанию
беседы состояние клиентки характеризуется
определенной степенью угнетенности и
депрессии. Клиентка осознает, что в ее жизни есть проблемы, начинает обсуждать их, ищет причины. Клиентка находится
в сильном стрессовом состояние по
причине инвалидности сына. Судя по всему,
кроме того, ее угнетает перспектива остаться
наедине со своей проблемой. При рассказе о
муже девушка заметно оживает, в
глазах появляется спокойствие. Видимо
она до сих проявляет теплые чувства к
супругу и ожидает от нег поддержки. Исходя
из рассказа девушки, следует, что решение
оставить ребенка было обоюдным. Вероятно,
следует назначить еще как минимум одну
встречу для супругов. Клиентка впервые
задумалась над давно сложившейся
ситуацией. Клиентка еще
не вполне осознает важность сделанного
шага, но уже начинает обдумывать свое
положение и пытается самостоятельно
искать решение проблемы. Я поблагодарила клиентку за оказанное мне доверие и сказала, что теперь дело за тем, чтобы ее решение воплотить в жизнь, а результаты не заставят себя ждать. |