Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы помочь клиенту в преодолении трудностей при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Теоретически обосновать тему: «Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;
Спроектировать и реализовать процедуру консультирвания;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии.

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3
Глава I. Теоретико-методологические обоснования семейного консультирования клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
1.1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………....5
1.2. Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии ….…...………………………………….…….…...10
1.3. Критерии эффективности психологического консультирования.……23

Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП.………………….…..……………...25
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП…………………………………………………..….28
2.3.Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32
Выводы…………………………………………………………………………..34
Заключение…………………….……………………….…………………..…...35
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Оригинал Психологическое консультирование родителей, ребенка инвалида.docx

— 105.27 Кб (Скачать)

     В дальнейшем клиентке было дано несколько  рекомендаций, которые помогли бы справится с трудностями в семье:

  1. Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны взаимоотношений в семье, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.
  2. Помочь ребенку установить контакт с отцом и чувствовать себя уверенно ( вместе смотреть мультфильмы, читать сказки, возможные совместные игры, прогулки по парку, выполнение физических упражнений т.е. постараться дать возможность отцу участвовать в жизни ребенка).
  3.   Консультант посоветовал использовать следующие психокоррекционные техники и методы: холдинг-терапию, арттерапию, вокалотерапию, музыкотерапию, хореотерапию, эстетотерапию, библиотерапию, сказкотерапию, туротерапию, трудотерапию и терапию любовью.

       Стоит также отметить, что в результате нашей беседы у моей клиентки улучшилось общее состояние, и она задумалась не только о причинах своего состояние, но и наконец, признала факт существования у нее психологических проблем. Клиент решил реализовать предложенные психокоррекционные техники и методы консультанта, посчитав, их эффективными в  наладиживании взаимоотношений в семье. Остается лишь надеяться,  что последующие беседы пройдут в таком же положительном русле,  клиентка не замкнется вновь в себе  и найдет в себе силы для выхода из сложившейся ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования

    Для того, чтобы оценить работу консультанта были выдвинуты критерии эффективности.

     Во  время работы с клиенткой были в полной мере соблюдены этические нормы, а именно:

  • Безоценочное отношение: психолог следовал общепринятым нормам поведения, слушал и оказывал психологическую поддержку, не осуждал клиентку;
  • Ориентация на нормы и ценности: психолог ориентировался только на жизненные принципы и идеалы клиентки, а не на социально принятые нормы и правила;
  • Запрет давать советы: психолог использовал только рекомендации и лишь в определённых ситуациях. Причём, форма рекомендаций была нейтральной, то есть выводы из них делала сама клиентка;
  • Анонимность: клиентка была предупреждена, что такие её  личные данные, как ФИО (имя клиентки в данном курсовом проекте изменено), место учёбы, работы, жительства, номер телефона  ни в коем случае не будут разглашены.
  • Исходя из самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;

     Оценивая  эффективность психологического консультирования можно сказать, что консультация прошла успешно. Консультант уже на первом этапе расположил к себе клиента, сформировав доверительные отношения. Оценив сложность проблемы, клиент выбрал оптимальное решение, которая вначале заставила обратиться его к консультанту, который определил психологическую  проблему и ее причины. Клиенту была оказана помощь в преодоления депрессии  связанной с инвалидностью сына, разработана модель консультационной работы.

  • По наблюдениям со стороны за поведением клиента;

     Проблема,   связанная с трудностями в семье клиента, на начало консультирования была ярко выражена в поведении и внешнем виде клиента, по кончанию консультирования, т.е. выявлению самой проблемы и осознание ее клиентов, помогло определить варианты выхода из депрессии, тем самым изменив психологическое состояние клиента .

     Результатом  консультационной деятельности являются субъективная удовлетворенность всех участников консультационного процесса: и клиента, и консультанта. Удовлетворенность определяется, прежде всего, соответствием ожиданий от консультационного процесса, полученным результатам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы

  1. Теоретически  обоснована методика консультационной работы по проблеме преодоления  депрессии связанной с воспитанием ребенка с диагнозом ДЦП. ;
  2. Построена модель консультационной работы с клиенткой по проблеме  преодоления  депрессии.  Тип модели: консультативная беседа;
  3. Организована встреча с клиенткой, выслушана её проблема. В процессе реализации модели консультирования выявлены основные проблемы:
  • Понимание необходимости перемен в семейной жизни;
  • Состояние угнетенности и депрессии;
  • Неуверенность в собственных возможностях;
  • Страх остаться наедине со своей проблемой;
  • Установка на новые цели в жизни. 

            4.      Психологическая  поддержка с использованием разработанной  модели консультирования помогла  добиться положительных результатов  в решении основной проблемы  клиента,  так как клиент принял во внимание реализацию психокоррекционные техники и методы предложенные консультаном.

 

    Заключение

       В первой главе  была  рассмотрена  реакция родителей на дефект ребенка (интеллектуальный, физический, двигательный, речевой и др.) , который вызывает в них ответные действия защитных механизмов, которые в зависимости от степени выраженности стресса и конституционально заданных свойств, оказывают влияние на их личностные особенности. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем.

        Что в очередной раз доказывает актуальность рассмотренной проблемы, и следовательно  необходимость психологическое сопровождение семей воспитывающих детей с отклонениями в развитии на протяжении всей жизни .

     Во  второй главе «Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» дается описание клиента; излагается процесс психологического консультирования, модель консультационного процесса; оценивается эффективность консультанта и деятельности консультации.

     Основным  показателем в работе выступает  психологическое консуль стирование.

     В результате психологического консультирования гипотеза подтвердилась. Психологическая поддержка с использованием разработанной модели консультирования помогла добиться положительных результатов в решении основной проблемы клиента.

 

Список  использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — Изд. 7-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2002. - 97 с.
  2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 469с.
  3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998. - 341 с.
  4. Григорьев, А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси / А.Д. Григорьев. - Минск: "Отопринт БГПУ им.М. Танка", 1998. - 221с.
  5. Дементьева, Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995. - 108 с.
  6. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: лекции / Д.Н. Исаев. - С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. - 76 с.
  7. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 214 с.
  8. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. - 472 с.
  9. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
  10. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 80 с.
  11. Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
  12. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд., стереотипное. – М.: Смысл, 2000. - 271 с.
  13. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с                                кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. - 138 с.
  14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ.                       Т.К. Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 264 с.
  15. Нарицын Н.Н. Ты и Я, Я не Ты / Оформ. Э. Ипполитовой, ил. И. Мидовой. – М.: Махаон, 2001. - 145 с.
  16. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 193 с.
  17. Обозов Н.Н. Психологическое исследование и консультирование. – СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента; «Облик», 1998. - 211 с.
  18. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. Учебное пособие под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Московского                              университета, 1987. - 451 с.
  19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 268 с.
  20. Психологическая консультация. / В. Уоллес, Д. Холл. – СПб.: Питер, 2003. - 483 с.
  21. Психология и педагогика. Методические рекомендации для студентов. – Н. Новгород, ННГАСУ, 2002. - 214 с.
  22. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС. 2000. -127 с.
  23. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы                              психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева,                                  В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии. – М.:                             Педагогика, 1989. - 321 с.
  24. Социальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста / под ред. Е.М. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1996. - 210 с.
  25. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКМОС, 2002. - 268 с.
  26. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений / В.В. Ткачева. - М.: Гном и Д, 2000. - 64 с.
  27. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 2-е изд., расшир. и доп. – СПб.: Питер, 2000. - 323 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  1

Протокол  психологического консультирования

Действия  консультанта Действия клиента Рефлексия на события
Я приветствую  клиентку, предлагаю пройти и устроиться поудобнее. 

Сразу предупреждаю ее, что все, о чем мы с ней  будем говорить, не узнает никто из наших общих знакомых, содержание нашей беседы будет известно только преподавателю, по чьему заданию проводится консультация. 

Спрашиваю, волнует  ли ее что-то, что мы могли бы обсудить, нужна ли ей помощь в каком-либо вопросе. 
 

Предлагаю ей составить  список дел, которыми она занимается по принципу «Я должна».

Следующий список дел предлагаю составить по принципу «Я хочу». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предлагаю ей побеседовать на тему е психологического состояния 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сообщаю клиентке о ее депрессии сразу же объясняю, что это не заболевание, что время от времени депрессию переживают практически все люди. Нет человека, который бы не знал, что такое сниженное настроение, чувство подавленности и безнадежности. Предлагаю подумать и ответить клиентку о причинах ее депрессии. 
 

Спрашиваю ее, какие  у них отношения с мужем  и как он отреагировал на новость  об инвалидности сына. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предлагаю ей подумать над вопросом почему муж, который был готов помогать с воспитанием ребенка, внезапно отдалился от них. 
 
 

Я предложила клиентке пригласить мужа и вместе обсудить сложившуюся ситуацию во время следующего визита. 
 
 
 

В заключении, я  подвела итог нашей беседы и еще  посоветовала пригласить мужа.

Чувствует себя раскованно, свободно, не стесняется. 
 

Обещает откровенно отвечать на мои вопросы, проявляет  безразличие к тому, узнает кто-то о нашей беседе или нет. 
 
 
 
 

Не понимает, что мы с ней можем обсуждать, свое состояние считает нормальным. 
 
 

Получается список из 14 пунктов, в котором содержатся бытовые каждодневные дела.

Клиентка думает 5 минут и откладывает ручку. Она  в полной растерянности, говорит, что даже не подозревала, что все, что она делает, она делает потому, что надо, а не потому, что она этого хочет. Пытается вспомнить, когда вообще чего-то хотела в последнее время и не может этого сделать. Понимает, что в ее жизни что-то не так, что что-то надо менять и что нам есть что обсудить. 
 

Клиентка отвечает на мои вопросы заинтересовано 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Клиентка отвечает, что ее настроение портится, когда она думает, что все свое время, все свои силы тратит на ребенка, муж почти не бывает дома, кроме она жалуется, что у нее появляется сильное чувство тревоги когда к ним приходит кто-то в отсутствие мужа. Жалеет себя, когда ей кажется, что она тратит свою жизнь в пустую.  
 

Клиентка задумывается надолго. После чего рассказывает, что до рождения ребенка они жили очень счастливо, но  спустя полгода муж стал отдаляться от них и допоздна задерживаться на работе. По поводу отношения к ребенку она заявила, что муж был рад рождению первенца и, узнав о проблемах, поначалу был готов разделить все сложности и заботы, но постепенно потерял к этому интерес. 

Задумывается  надолго, после чего с большой  долей растерянности говорит, что не знает причин побудивших его на это. Говорит, что никогда не задумывалась над этим. 
 

Клиентка долго  раздумывала и спустя некоторое  время дала неуверенное согласие.  
 
 
 
 

Клиентка призналась, что наш разговор помог ей задуматься о причине ее состояния.

Клиентка выразила признательность за то, что я помогла ей увидеть новые цели в жизни.

Я начинаю консультацию 
 
 

Вижу полное безразличие к нашей беседе, делает мне одолжение. 
 
 
 
 
 

Понимаю, что  надо показать ей самой, что в ее жизни есть что поменять к лучшему. 
 
 

Считаю, что мне  удалось заинтересовать клиентку. Она увидела свою жизнь со стороны, поверила, что наша беседа имеет для нее какой-то смысл.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По окончанию беседы состояние клиентки характеризуется определенной степенью угнетенности и депрессии. 
 
 
 
 
 
 
 

Клиентка осознает, что в ее жизни есть проблемы, начинает обсуждать их, ищет причины.

Клиентка находится  в сильном стрессовом состояние по причине инвалидности сына. Судя по всему, кроме того, ее угнетает перспектива остаться наедине со своей проблемой. 
 
 
 

При рассказе о  муже девушка заметно оживает, в  глазах появляется спокойствие. Видимо она до сих проявляет теплые чувства к супругу и ожидает от нег поддержки. Исходя из рассказа девушки, следует, что решение оставить ребенка было обоюдным. Вероятно, следует назначить еще как минимум одну встречу для супругов. 
 
 

Клиентка впервые  задумалась над давно сложившейся  ситуацией.  
 
 
 
 

Клиентка еще  не вполне осознает важность сделанного шага, но уже начинает обдумывать свое положение и пытается самостоятельно искать решение проблемы. 
 

Я поблагодарила  клиентку за оказанное мне доверие  и сказала, что теперь дело за тем, чтобы ее решение воплотить в жизнь, а результаты не заставят себя ждать.

Информация о работе Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии