Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы помочь клиенту в преодолении трудностей при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Теоретически обосновать тему: «Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;
Спроектировать и реализовать процедуру консультирвания;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии.

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3
Глава I. Теоретико-методологические обоснования семейного консультирования клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
1.1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………....5
1.2. Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии ….…...………………………………….…….…...10
1.3. Критерии эффективности психологического консультирования.……23

Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП.………………….…..……………...25
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП…………………………………………………..….28
2.3.Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32
Выводы…………………………………………………………………………..34
Заключение…………………….……………………….…………………..…...35
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Оригинал Психологическое консультирование родителей, ребенка инвалида.docx

— 105.27 Кб (Скачать)
 

1.3. Критерии эффективности психологического консультирования

       Теоретический  обзор исследований свидетельствует (К. Роджерс , J.D. Frank , В.М. Розин , Р.Л. Аткинсон, Р. Кочюнас), критерии эффективности консультационного процесса лежат в четырех плоскостях: профессиональные и личностные характеристики специалиста; индивидуально-психологические характеристики клиента; особенности процесса взаимодействия между специалистом и клиентом; устойчивость, длительность и значимости изменений у клиента.

       Таблица 1. Критерии эффективности  психологического консультирования (М.Г.Бобкова, В.В.Гараева,2011, стр.210-211).

Критерий  эффективности Автор       Определение критерия
Профессиональные и личностные характеристики специалиста Р.Гринсон 
 

Р.Кочюнас

Собственный опыт, способность к эмпатии, высокие коммуникативные способности.

Аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей,эмпатия.

Индивидуальные психологические характеристики клиента J.Marmon Способность обсуждать  свои проблемы

(индивидуальные  характеристики консультанта (эмпатия,личная проработанность, интерес к клиентам), индивидуальные характеристики клиента (мотивация к изменениям, рефлексивность, открытость, ответственность)

Особенности процесса взаимодействия между специалистом и клиентом К.Роджерс

М.М.Огнинская

Положительное отношение

Принятие 

(доверие,  контакт, открытость, ясный контракт)

Устойчивость, длительность и значимости изменений у клиента М.М.Огнинскя, Формирование  внутреннего локуса контроля, отстранение, надежда на появление позитивных изменений, появление ценных событий, переключение внимания

(сформированность навыка опознавания)

 

       1.  Проблема психологического консультирования различным группам граждан поднимается достаточно давно, но лишь недавно психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, стала настолько актуальной, что была выделена в отдельное направление. Практика свидетельствует о том, что в настоящее время возникла актуальная потребность, не только в констатации, но и в разработке и реализации специализированной реабилитационной помощи, оказываемой как ребенку, так и членам его семьи. 

       2. Реакция родителей на дефект ребенка (интеллектуальный, физический, двигательный, речевой и др.) вызывает в них ответные действия защитных механизмов, которые в зависимости от степени выраженности стресса и конституционально заданных свойств, оказывают влияние на их личностные особенности. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем. Что в очередной раз доказывает необходимость рассмотрения данной проблемы и поиск ее решений.

       3. Но прежде чем приступать к  консультированию необходимо:

       А) Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка.

       В) В том случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.

       С) На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели. 
 
 
 

Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП

       Психологическое консультирование проводилось 25.11.11 года в п.г.Алексеевское, Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, продолжительность консультации 1 час 15 минут. В психологическом консультировании участие принял один из членов семьи, воспитывающий ребенка с отклонениями в развитии.

       Данные  о клиенте: Белоусова Любовь Алексеевна,28 лет, замужем, образование средне-специальное, воспитывает сына в возрасте 3 лет и 4 месяцев с диагнозом ДЦП

       Клиенткой в моей психологической консультации стала знакомая моей мамы. До проведения психологической консультации , мы не были близко знакомы. В результате поставленного диагноза ДЦП новорожденному сыну, Любовь Алексеевна была вынуждена оставить работу секретаря-референта, и посвятить свое время заботе о сыне и муже.

       Анализируя  ее психологическое состояние, можно  утвердительно говорить о постоянном отсутствии эмоционального подъема, радости и удовольствия от жизни, наблюдается присутствии  вялости, апатии, пассивности, пустоты и отрешенности. Несмотря на то, что я имею представление об особенностях взаимоотношений внутри семьи  Любовь Алексеевны, я не считала себя вправе советовать ей что-либо.

       Итак, моя пациентка – замужняя женщина, имеющая сына с ограниченными возможностями:

       Внутренние  показатели: настоянная пессимистично  по отношению к жизни , не проявляющий интерес к радостям жизни, уставшая, отрешенная.     

       Внутренние  показатели:  небрежно одетая, с отсутствием макияжа на лице, волосы заделаны  в пучок.

       Запрос: клиентка обратилась за помощью к психологу в связи с трудностями в семье. А именно, клиентка находится в сильном стрессовом состояние по причине инвалидности сына, ее угнетает перспектива остаться наедине со своей проблемой.

       Модель  консультационного процесса Бурнарда Филиппа:

  1. Начало работы. Встреча и знакомство с клиентом.
  2. Вводная беседа. Оказание психологической поддержки клиенту. Снятие психологических барьеров. Получение личных сведений о клиенте.
  3. Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах клиента.
  4. Принятие эмоций. Клиент начинает осознавать свои реальные проблемы. Задача консультанта на этом этапе дать клиенту возможность отреагировать данные эмоции (страх, гнев, раздражение и т.д.).
  5. Определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегий решения проблемы.
  6. Согласование плана действий. Утверждение плана достижения цели.

       На  эффективность работы психолога  в значительной степени влияют "отношения, которые у него складываются с клиентом. В частности, предполагается обязательное активное участие клиента в этой работе и его доверие психологу.  В качестве показателей, критериев успешности работы психолога выделяют следующие:

  1. Соблюдение  этических норм работы с клиентом;
  2. Формирование   доверительных отношений с клиентом;
  3. Осуществление  консультирования в соответствии с намеченным планом;
  4. Осознание клиентом своей проблемы;
  5. Исходя из самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;
  6. По наблюдениям со стороны за поведением клиента;
  7. Нахождение  клиентом способов решения проблемы

       Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных  критериев в отдельности, а лучше  – по всем таким критериям, вместе взятым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП

       Время проведения психологической консультации 1час 20 минут.

       Любовь  Алексеевна, 28 лет.

         «Мои близкие далеко, в п.г.т.Алексеевское мы приехали с мужем, думала буду счастливой. До рождения Толи наши отношения с мужем были очень хорошими.  Мы любили друг друга и были счастливы. Когда родился наш Толя ,мы очень обрадовались. Но потом мы узнали, что у него тяжелая болезнь — ДЦП. Я не знала, что делать, как быть. Это был шок.  Но одна беда не приходит, жди другой. Муж отстранился  от меня и от больного  сына.   В связи с необходимостью постоянного ухода за сыном личного времени вообще не имею.Свободное время уходит на сопровождение Толи в медицинские учреждения.  Мне никто не подсказывает, как нужно себя вести в такой ситуации, которая сложилась у нас в семье после рождения Толи, никто не говорит, как теперь нам с ним быть. Первый ребенок Представляете, вместо величайшей радости — горе, кромешная тьма. Знаете, мне  иногда кажется, что весь свет обрушился и нет возможности жить, постоянное ощущение что жизнь проходит  мимо меня …  Ежедневная скандалы, и истерики, и нестерпимая боль, и понимание безвыходности положения, и чувства вины и стыда, желание бросить все и всех.

       Единственное  что меня останавливает это мой  сын, ради любви к нему я постоянно себе говорю что в том что случилось никто не виноват, в первую очередь муж. Стараюсь все укоры и уколы его родственников не воспринимать всерьез или молчу. Хотя, знаете, их вопли по поводу меня и моего сына иногда доводят до полного отчаяния. Очень  больно и обидно. Но я старалась не держать на сердце камень и вообще в сердце не допускать обиду. Я понимаю, что если начну ссориться с мужем, то его родственники уж точно доведут дело до конца. А как я с Толей одна останусь?  

       Я не строю себе иллюзий в отношении будущего моего сына, хотя поначалу они, конечно, были, но  я знаю одно мой муж любит меня и сына…и готов разделить все тяготы со мной…все что мне нужно это самой воспрянуть духом. Наш сын он один такой, потому что он НАШ…единственный и неповторимый. Другого такого не будет, даже если у меня и будут еще дети. И я знаю, как муж его любит. Необходимо только показать мужу наши небольшие с Толей успехи, вызвать у него интерес к сыну, занять его проблемами.»

       Итог: Определены основные проблемы.

  1. Понимание необходимости перемен в семейной жизни;
  2. Состояние угнетенности и депрессии;
  3. Неуверенность в собственных возможностях;
  4. Страх остаться наедине со своей проблемой;
  5. Установка на новые цели в жизни. 

       Анализируя  опыт психологической консультации, я считаю, что ее результат оправдал мои ожидания. Клиентка мне доверилась, я постаралась подвести ее саму и к обнаружению своей проблемы и к путям ее решения. Результат консультирования я считаю положительным, о чем можно было судить, сравнив ее настроение, ее эмоциональное состояние, до консультации и ко времени ее окончания.

       До: Психологически подавленная, безынициативная, потерявшая вкус к жизни, решившая что все что происходит за гранью интересов дома и ребенка, не для нее.

       После: Осознание того, что жизнь не ограничивается домом, что  она не только мама, но и женщина. Утвердилась в том, что отношения с мужем могут  восстановиться и ребенок это  стимул к тому чтобы радоваться каждому дню, каждому успеху вместе с мужем.

     Консультант объяснил клиентке, что сложившиеся отношения в семье после рождения ребенка с диагнозом ДЦП и стали причиной появления депрессии. Консультант проводит коррекцию ее внутреннего психологического состояния:

  • осуществляет коррекцию внутреннего психологического состояния клиента (состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, постепенно переводит в понимание возможностей ребенка, в радость от «маленьких успехов» ребенка, и стараться реализовать данный этап совместно с отцом ребенка);
  • формирует у клиента установку на ценность существования ребенка независимо от его психофизических недостатков и ценность духовного общения с ним (ценно то, что он любит родителей , а родители любит его);
  • оказывает помощь личностному росту клиента в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания;
  • содействует трансформации установки клиента из позиции переживания за своего ребенка по поводу его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка (данную установку необходимо реализовать и у отца ребенка) ;
  • способствует повышению личностной самооценки клиента на основе результатов ее титанического труда, наблюдаемых в успехах ребенка;
  • руководит деятельностью клиента, помогает ей самой, оптимизируя ее самосознание и излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

Информация о работе Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии