Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:32, курсовая работа
Цель работы помочь клиенту в преодолении трудностей при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Теоретически обосновать тему: «Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;
Спроектировать и реализовать процедуру консультирвания;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии.
Введение…..………………………………………………………....…….…..….3
Глава I. Теоретико-методологические обоснования семейного консультирования клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
1.1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………....5
1.2. Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии ….…...………………………………….…….…...10
1.3. Критерии эффективности психологического консультирования.……23
Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП.………………….…..……………...25
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП…………………………………………………..….28
2.3.Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32
Выводы…………………………………………………………………………..34
Заключение…………………….……………………….…………………..…...35
Список использованной литературы………
1.3. Критерии эффективности психологического консультирования
Теоретический обзор исследований свидетельствует (К. Роджерс , J.D. Frank , В.М. Розин , Р.Л. Аткинсон, Р. Кочюнас), критерии эффективности консультационного процесса лежат в четырех плоскостях: профессиональные и личностные характеристики специалиста; индивидуально-психологические характеристики клиента; особенности процесса взаимодействия между специалистом и клиентом; устойчивость, длительность и значимости изменений у клиента.
Таблица 1. Критерии эффективности психологического консультирования (М.Г.Бобкова, В.В.Гараева,2011, стр.210-211).
Критерий эффективности | Автор | Определение критерия |
Профессиональные и личностные характеристики специалиста | Р.Гринсон Р.Кочюнас |
Собственный опыт,
способность к эмпатии, высокие коммуникативные
способности.
Аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей,эмпатия. |
Индивидуальные психологические характеристики клиента | J.Marmon | Способность обсуждать
свои проблемы
(индивидуальные характеристики консультанта (эмпатия,личная проработанность, интерес к клиентам), индивидуальные характеристики клиента (мотивация к изменениям, рефлексивность, открытость, ответственность) |
Особенности процесса взаимодействия между специалистом и клиентом | К.Роджерс
М.М.Огнинская |
Положительное
отношение
Принятие (доверие, контакт, открытость, ясный контракт) |
Устойчивость, длительность и значимости изменений у клиента | М.М.Огнинскя, | Формирование
внутреннего локуса контроля, отстранение,
надежда на появление позитивных изменений,
появление ценных событий, переключение
внимания
(сформированность навыка опознавания) |
1. Проблема психологического консультирования различным группам граждан поднимается достаточно давно, но лишь недавно психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, стала настолько актуальной, что была выделена в отдельное направление. Практика свидетельствует о том, что в настоящее время возникла актуальная потребность, не только в констатации, но и в разработке и реализации специализированной реабилитационной помощи, оказываемой как ребенку, так и членам его семьи.
2. Реакция родителей на дефект ребенка (интеллектуальный, физический, двигательный, речевой и др.) вызывает в них ответные действия защитных механизмов, которые в зависимости от степени выраженности стресса и конституционально заданных свойств, оказывают влияние на их личностные особенности. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем. Что в очередной раз доказывает необходимость рассмотрения данной проблемы и поиск ее решений.
3. Но прежде чем приступать к консультированию необходимо:
А) Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка.
В) В том случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.
С)
На основании решения первых двух задач
сформулировать дальнейшие диагностические
цели.
Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП
Психологическое консультирование проводилось 25.11.11 года в п.г.Алексеевское, Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, продолжительность консультации 1 час 15 минут. В психологическом консультировании участие принял один из членов семьи, воспитывающий ребенка с отклонениями в развитии.
Данные о клиенте: Белоусова Любовь Алексеевна,28 лет, замужем, образование средне-специальное, воспитывает сына в возрасте 3 лет и 4 месяцев с диагнозом ДЦП
Клиенткой в моей психологической консультации стала знакомая моей мамы. До проведения психологической консультации , мы не были близко знакомы. В результате поставленного диагноза ДЦП новорожденному сыну, Любовь Алексеевна была вынуждена оставить работу секретаря-референта, и посвятить свое время заботе о сыне и муже.
Анализируя ее психологическое состояние, можно утвердительно говорить о постоянном отсутствии эмоционального подъема, радости и удовольствия от жизни, наблюдается присутствии вялости, апатии, пассивности, пустоты и отрешенности. Несмотря на то, что я имею представление об особенностях взаимоотношений внутри семьи Любовь Алексеевны, я не считала себя вправе советовать ей что-либо.
Итак, моя пациентка – замужняя женщина, имеющая сына с ограниченными возможностями:
Внутренние показатели: настоянная пессимистично по отношению к жизни , не проявляющий интерес к радостям жизни, уставшая, отрешенная.
Внутренние показатели: небрежно одетая, с отсутствием макияжа на лице, волосы заделаны в пучок.
Запрос: клиентка обратилась за помощью к психологу в связи с трудностями в семье. А именно, клиентка находится в сильном стрессовом состояние по причине инвалидности сына, ее угнетает перспектива остаться наедине со своей проблемой.
Модель консультационного процесса Бурнарда Филиппа:
На эффективность работы психолога в значительной степени влияют "отношения, которые у него складываются с клиентом. В частности, предполагается обязательное активное участие клиента в этой работе и его доверие психологу. В качестве показателей, критериев успешности работы психолога выделяют следующие:
Оценивать
итоги проведенного консультирования
можно по каждому из названных
критериев в отдельности, а лучше
– по всем таким критериям, вместе
взятым.
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП
Время проведения психологической консультации 1час 20 минут.
Любовь Алексеевна, 28 лет.
«Мои близкие далеко, в п.г.т.Алексеевское мы приехали с мужем, думала буду счастливой. До рождения Толи наши отношения с мужем были очень хорошими. Мы любили друг друга и были счастливы. Когда родился наш Толя ,мы очень обрадовались. Но потом мы узнали, что у него тяжелая болезнь — ДЦП. Я не знала, что делать, как быть. Это был шок. Но одна беда не приходит, жди другой. Муж отстранился от меня и от больного сына. В связи с необходимостью постоянного ухода за сыном личного времени вообще не имею.Свободное время уходит на сопровождение Толи в медицинские учреждения. Мне никто не подсказывает, как нужно себя вести в такой ситуации, которая сложилась у нас в семье после рождения Толи, никто не говорит, как теперь нам с ним быть. Первый ребенок Представляете, вместо величайшей радости — горе, кромешная тьма. Знаете, мне иногда кажется, что весь свет обрушился и нет возможности жить, постоянное ощущение что жизнь проходит мимо меня … Ежедневная скандалы, и истерики, и нестерпимая боль, и понимание безвыходности положения, и чувства вины и стыда, желание бросить все и всех.
Единственное что меня останавливает это мой сын, ради любви к нему я постоянно себе говорю что в том что случилось никто не виноват, в первую очередь муж. Стараюсь все укоры и уколы его родственников не воспринимать всерьез или молчу. Хотя, знаете, их вопли по поводу меня и моего сына иногда доводят до полного отчаяния. Очень больно и обидно. Но я старалась не держать на сердце камень и вообще в сердце не допускать обиду. Я понимаю, что если начну ссориться с мужем, то его родственники уж точно доведут дело до конца. А как я с Толей одна останусь?
Я не строю себе иллюзий в отношении будущего моего сына, хотя поначалу они, конечно, были, но я знаю одно мой муж любит меня и сына…и готов разделить все тяготы со мной…все что мне нужно это самой воспрянуть духом. Наш сын он один такой, потому что он НАШ…единственный и неповторимый. Другого такого не будет, даже если у меня и будут еще дети. И я знаю, как муж его любит. Необходимо только показать мужу наши небольшие с Толей успехи, вызвать у него интерес к сыну, занять его проблемами.»
Итог: Определены основные проблемы.
Анализируя опыт психологической консультации, я считаю, что ее результат оправдал мои ожидания. Клиентка мне доверилась, я постаралась подвести ее саму и к обнаружению своей проблемы и к путям ее решения. Результат консультирования я считаю положительным, о чем можно было судить, сравнив ее настроение, ее эмоциональное состояние, до консультации и ко времени ее окончания.
До: Психологически подавленная, безынициативная, потерявшая вкус к жизни, решившая что все что происходит за гранью интересов дома и ребенка, не для нее.
После: Осознание того, что жизнь не ограничивается домом, что она не только мама, но и женщина. Утвердилась в том, что отношения с мужем могут восстановиться и ребенок это стимул к тому чтобы радоваться каждому дню, каждому успеху вместе с мужем.
Консультант объяснил клиентке, что сложившиеся отношения в семье после рождения ребенка с диагнозом ДЦП и стали причиной появления депрессии. Консультант проводит коррекцию ее внутреннего психологического состояния: