Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:32, курсовая работа
Цель работы помочь клиенту в преодолении трудностей при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Теоретически обосновать тему: «Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;
Спроектировать и реализовать процедуру консультирвания;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии.
Введение…..………………………………………………………....…….…..….3
Глава I. Теоретико-методологические обоснования семейного консультирования клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
1.1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………....5
1.2. Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии ….…...………………………………….…….…...10
1.3. Критерии эффективности психологического консультирования.……23
Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП.………………….…..……………...25
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП…………………………………………………..….28
2.3.Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32
Выводы…………………………………………………………………………..34
Заключение…………………….……………………….…………………..…...35
Список использованной литературы………
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО
Казанский национальный исследовательский
технический университет им. А.Н. Туполева
ИНСТИТУТ
БИЗНЕСА И ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕЛОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
КАФЕДРА
инженерной психологии
и педагогики
Курсовой проект
по дисциплине «Методика консультационной работы»
на
тему «Семейное консультирование клиента,
воспитывающего ребенка с отклонениями
в развитии»
Выполнила:
Ст-ка гр. 8501
Косова М.А.Проверила:
к.п.н, доцент
Белова
Л.В.
Казань, 2011
Содержание
Введение…..…………………………………………………
Глава
I. Теоретико-методологические
обоснования семейного
консультирования клиента,
воспитывающего ребенка
с отклонениями в развитии
1.1. Анализ
проблем в семьях, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии…………………………………………………………
1.2. Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии ….…...………………………………….…….…...10
1.3.
Критерии эффективности психологического
консультирования.……23
Глава
II. Организация психологического
консультирования семей,
воспитывающих детей
с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП.………………….…..……………...25
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП…………………………………………………..….28
2.3.Оценка
эффективности проведенного
Выводы………………………………………………………………
Заключение…………………….……………………….…
Список
использованной литературы…………………….…………….…....
Приложение…………………………….……………………
Введение
Психологическое консультирование позволяет оптимизовать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, повысит собственную самооценку, оптимизирует самосознание. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.
Актуальность темы данного курсового проекта обусловлена тем, что каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии на протяжении всей жизни, нуждается в квалифицированной помощи специалиста психолога.
Объект исследования: Трудности мамы при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Предмет исследования: Методика консультационной работы с клиентом, воспитывающим ребенка с диагнозом ДЦП.
Гипотеза исследования: проектирование и успешная реализация психологического процесса с клиентом, воспитывающим ребенка с диагнозом ДЦП помогает решить трудности, связанные со стрессовым состоянием клиента.
Цель работы помочь клиенту в преодолении трудностей при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Методологической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторовкультурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна; теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева
Методы и методики: теоретический анализ источников по проблеме исследования, психологическое консультирование, консультативная беседа, наблюдение.
В ходе проведённой работы была теоретически обоснована методика консультационной работы по проблеме преодоления депрессии клиента связанной с инвалидностью сына, разработана модель консультационной работы.
Практическая значимость данного курсового проекта заключается в том, чтобы помочь клиенту найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.
Структура
работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы,
приложение.
Глава I. Теоретико-методологические обоснования семейного консультирования клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
1.1. Анализ проблем в семьях , воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Трудности, которые испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В истории развития человечества взаимоотношения такой семьи и общества характеризуются различной степенью внимания социума к проблемам семьи и ее нуждам.
В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Качественные изменения в таких семьях проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом[9,с.5].
В
качестве психотравмирующего фактора,
определяющего личностные переживания
родителей детей с отклонениями, выступает
комплекс психических, сенсорных, речевых,
двигательных и эмоционально-личностных
расстройств, характеризующих ту или иную
аномалию детского развития. Безусловно,
выраженность нарушений, их стойкость,
длительность и необратимость влияют
на глубину переживаний родителей больных
детей. Следует также отметить, что психическая
травматизация родителей, вызванная нарушениями
в развитии ребенка, оказывается более
глубокой в том случае, если они сами психически
здоровы и не имеют психофизических отклонений.
В психолого-педагогических исследованиях
Л. И. Божович, A. И. Захарова, М. И. Лисиной, B. C. Мухиной
и др. подчеркивается, что на протяжении
дошкольного возраста стремительно структурируются
отношения ребенка с ближайшим окружением.
Одновременно под воздействием социального
окружения и отношения значимых близких
лиц к ребенку в структуре его личности
формируются характерологические черты
(А. Я. Варга, A. C. Спиваковская).
Недостаточность познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии является причиной своеобразия формирования их эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сфер (Ж. И. Шиф и др.). Не следует также забывать об особенностях преморбидных личностных характеристик, которые каждый ребенок наследует от своих родителей. Становление вышеупомянутых сфер у детей происходит на измененной основе, что, несомненно, ведет к качественным отличиям от нормативных эталонов. С другой стороны, недостаточность и неадекватность взаимодействия родителей с детьми в эмоциональном плане усугубляет их дефект, искажает личностное развитие и снижает возможности социально-приспособительных характеристик. Изучение личностных особенностей детей осуществляется с помощью известных психодиагностических методов: наблюдения, личностных опросников, проективных методик.
Результаты
исследований (Т. Н. Волковская, 2003; А. И. Захаров,
1976; M. M. Либлинг, 1996; Н. В. Мазурова, 1997; И. И. Мамайчук,
1989; Г. А. Мишина, 1998; Л. И. Солнцева, 1988; B. B. Ткачева,
2005) показывают, что у любого ребенка с отклонениями
в развитии имеют место нарушения во взаимодействии
с родителями [9,с.176]. В качестве критерия
оценки детско-родительских отношений
используется эмоциональная (позитивная
или негативная) апелляция детей к родителям
в продуктах деятельности, а также непосредственная
оценка отношений с родителями, данная
детьми.
Анализ результатов наблюдений, бесед,
экспериментальных исследований по изучению
детско-родительских отношений позволяет
определить тенденции в личностном развитии
детей и в их отношениях с родителями.
1. Каждый ребенок с отклонениями в развитии демонстрирует высокую потребность в эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости.
2. Недостаточность и неадекватность родительско-детского общения проявляется в замещении родителей другими субъектами.
3. Взаимодействие детей с социальной средой приобретает неадекватные формы, возникают коммуникативные проблемы и барьеры. Отношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные тона, для них характерны отгороженность, тревожность, агрессия.
4. Неадекватное отношение родителей (других лиц) к детям отражается в их продуктивной деятельности.
Существует два фактора, определяющие личностное развитие ребенка с отклонениями в развитии, оказываются неоптимальными:
Биологическая составляющая и социальная составляющая.
Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания детям психологической помощи, включающей не только коррекцию личностных нарушений, но и оптимизацию внутрисемейных отношений.
Для
определения направлений
Изучение мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей возможно с помощью анализа родительских высказываний в процессе бесед-интервью, психологического наблюдения за их взаимодействием с ребенком. В развитой форме потребности, мотивы и ценностные ориентации родителей могут быть представлены следующим образом: родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания. Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье. Ценностные ориентации объединяют членов семьи, определяют перспективы ее развития. Сходство семейных ценностей понимается как социально-психологическое качество, отражающее единство взглядов супругов на общечеловеческие нормы, правила, принципы формирования и развития семьи как малой социальной группы. Качественные характеристики супругов как родителей проявляются в виде родительских установок и ожиданий.
В семье с ребенком, имеющим нарушения развития, возникают изменения ценностных ориентаций супругов в их межличностных взаимоотношениях. Обесценивается значимость каждого из них друг для друга. Так, в сознании отца ребенка с нарушениями в развитии в силу ранее возникших репродуктивных установок резко снижается оценка его жены как женщины, которая родила такого ребенка. Подсознательно или же осознанно женщине дается оценка, как матери и как родительнице, оцениваются также ее качества как жены и спутницы жизни и т. д. В случае рождения ребенка с отклонениями в развитии преобладает резко сниженная оценка женщины как родительницы. Репродуктивные установки супруга качественно изменяют его отношение к матери ребенка с психофизическими недостатками. Причем это отношение не может изменить даже высокая социальная оценка женщины как матери, посвятившей свою жизнь больному ребенку. В большинстве знакомых нам случаев даже полное посвящение женщиной себя ребенку с нарушениями развития не сохраняет к ней прежней любви и уважения со стороны супруга и не возвращает ей утерянный межличностный статус в отношениях с ним. Изменившаяся ценностная установка отца вследствие психологического стресса приводит к охлаждению чувств, разводу и уходу из семьи. В отдельных случаях на месте остывших чувств может возникнуть жалость к жене, снисхождение к ее трудностям, терпение, что, как правило, зависит от уровня культуры взаимоотношений бывших супругов[26,с.43].