Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы помочь клиенту в преодолении трудностей при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Теоретически обосновать тему: «Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;
Спроектировать и реализовать процедуру консультирвания;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии.

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3
Глава I. Теоретико-методологические обоснования семейного консультирования клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
1.1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………....5
1.2. Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии ….…...………………………………….…….…...10
1.3. Критерии эффективности психологического консультирования.……23

Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП.………………….…..……………...25
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП…………………………………………………..….28
2.3.Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32
Выводы…………………………………………………………………………..34
Заключение…………………….……………………….…………………..…...35
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Оригинал Психологическое консультирование родителей, ребенка инвалида.docx

— 105.27 Кб (Скачать)

       В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы рассматриваем:

  • обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
  • оптимизацию самосознания родителей;
  • формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.
 

 Целенаправленное  психологическое воздействие качественно  изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.  Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:

  • психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
  • психологическом консультировании семей;
  • психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.

       Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики[8,с.405].

       Основная  цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.  

       Именно  процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

       Принципы  изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий[8,с.426].

  • Принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи;
  • Принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку;
  • Принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога;
  • Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка;
  • Принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями;
  • Принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.

       В связи с разнородностью субъектов исследования  и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях. Направления психологического изучения проблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с учетом перечисленных выше особенностей объединены в блоки (см. Рис. 1).

       Рис. 1. Направления психологического изучения

       Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.   Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.    Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

       Принципы  коррекционной работы с детьми и  их родителями Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие[8,с.427].

  • Принцип единства диагностики и коррекции развития;
  • Принцип гуманистической направленности психологической помощи;
  • Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов;
  • Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы;
  • Принцип оказания личностно-ориентированной помощи;
  • Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии;  
  • Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии;  
  • Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

       В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.

       Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию (I), психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью).

       Психокоррекционное направление (II) реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.

       Следует констатировать, что отсутствие комплексной  системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из которых является потребность в обеспечении здоровья и будущего своего ребенка. Психологическая травматизация родителей больных детей с течением времени инвалидизирует их личность; таким образом, вместо одного инвалида в социуме продуцируется два или большее число травмированных лиц, что в итоге, несомненно, ведет к снижению стабильности в обществе и государстве. Это и объясняет потребность создания государственной системы психологической помощи таким семья [246с.218].

       Психодиагностика  отклонений в поведении и развитии ребенка проводится с тремя основными целями:

  1. Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка;
  2. В том случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу;
  3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели, а также определить направление консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребенком.

       Практическое  решение этих диагностических задач  достигается путем обследования психического развития ребенка[26,с.146]. Анализ психического развития ребенка в сопоставлении с жалобами родителей позволяет решить первые две психодиагностические задачи и подготовить основания для выводов, рекомендаций, формулирования коррекционных программ. Теоретической основой диагностики аномалий психического развития ребенка служат результаты клинических  исследований В.В.Лебединского и его соавторов, в которых выделяются 4 параметра нарушений  психического развития — психического дизонтогенеза:

  • Нарушение межфункциональных взаимодействий;
  • Уровень и характер локализации нарушения;
  • Соотношение между первичными и вторичными дефектами;
  • Время поражения.

       Перечисленные выше четыре параметра по-разному  выступают при разных вариантах  нарушения психического развития у детей. Все варианты психического дизонтогенеза делятся на 6 типов: психическое недоразвитие, задержка развития, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.

       В основу этой психологической классификации положен основной механизм нарушения. Так, выделяется группа аномалий, вызванная отставанием развития,— недоразвитие и задержанное развитие; группа аномалий, в которых ведущим является диспропорциональность развития,— искаженное развитие и дисгармоничное развитие, и группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций,— поврежденное и дефициарное развитие[26,с.100].

       Методические  средства, которые использовались нами для диагностики аномального психического развития ребенка, разработаны в отечественной патопсихологии (Б. В. Зейгарник, 1976; С. Я. Рубинштейн, 1970) на основе обширных данных, касающихся экспериментально установленных феноменов психического развития и методик их исследования. В связи с тем, что методики патопсихологического обследования были неоднократно описаны в соответствующей литературу (С. Я. Рубинштейн, 1970; Л. А. Булахова и др., 1980) в данном разделе мы лишь приведем список основных методик, применяемых в психологической семейной консультации[16,с.54].

       Если  в ходе патопсихологического обследования ребенка выявляются признаки серьезной  аномалии психического развития, необходимо направить ребенка к психиатру. В случае установления психического заболевания он направляется на лечение в соответствующие учреждения. Психологическая помощь в таких случаях оказывается родителям больного ребенка.

       Проведенная психологическая диагностика развития ребенка помимо решения собственных  задач позволяет также определить степень обоснованности жалоб родителей. Психологическая помощь родителям и детям осуществляется во всех случаях, но содержание ее различно.

Таблица 1. Виды психологической помощи в зависимости от жалоб родителей и их детерминант (Г. Е. Сухарева, 1959, с. 38).

Детерминанты  необоснованных жалоб родителей Виды  консультативной  работы                                                                  
Психологическая неграмотность родителей Информирование  и разъяснение
Искаженное  родительское отношение Психокоррекционная работа по изменению родительского отношения
Психопатология  родителей Направление в  соответствующее лечебное учреждение
Детерминанты  обоснованных жалоб  родителей Виды  консультативной  работы                                                                  
Психическое недоразвитие ребенка Информирование  родителей и направление ребенка к дефектологу
Задержка  психического развития Информирование  родителей, рекомендации по психологически грамотной организации занятий родителей с ребенком; возможно направление к дефектологу
Поврежденное    психическое развитие ребенка Информирование  родителей об особенностях ребенка, направление к психиатру
Искаженное  психическое развитие ребенка Направление к  психиатру. Приспособление родителей к особенностям ребенка
Дисгармоничное  психическое развитие ребенка Психокоррекционная работа с родителями по нормализации их общения с ребенком
Нарушения развития личностной сферы ребенка Направление ребенка  на второй этап диагностики, дальнейшая психокоррекционная работа с ребенком и родителями

Информация о работе Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии