Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:32, курсовая работа
Цель работы помочь клиенту в преодолении трудностей при воспитании ребенка с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Теоретически обосновать тему: «Семейное консультирование клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;
Спроектировать и реализовать процедуру консультирвания;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии.
Введение…..………………………………………………………....…….…..….3
Глава I. Теоретико-методологические обоснования семейного консультирования клиента, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии
1.1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………....5
1.2. Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии ….…...………………………………….…….…...10
1.3. Критерии эффективности психологического консультирования.……23
Глава II. Организация психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.1. Подготовительный этап психологического консультирования мамы, воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП.………………….…..……………...25
2.2. Проведение психологической консультации с мамой , воспитывающий ребенка с диагнозом ДЦП…………………………………………………..….28
2.3.Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32
Выводы…………………………………………………………………………..34
Заключение…………………….……………………….…………………..…...35
Список использованной литературы………
В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы рассматриваем:
Целенаправленное
психологическое воздействие
Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики[8,с.405].
Основная
цель психологического изучения семьи —
выявление причин, препятствующих адекватному
развитию ребенка с ограниченными возможностями
здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную
жизнедеятельность.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий[8,с.426].
В связи с разнородностью субъектов исследования и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях. Направления психологического изучения проблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с учетом перечисленных выше особенностей объединены в блоки (см. Рис. 1).
Рис. 1. Направления психологического изучения
Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие[8,с.427].
В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию (I), психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью).
Психокоррекционное направление (II) реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.
Следует констатировать, что отсутствие комплексной системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из которых является потребность в обеспечении здоровья и будущего своего ребенка. Психологическая травматизация родителей больных детей с течением времени инвалидизирует их личность; таким образом, вместо одного инвалида в социуме продуцируется два или большее число травмированных лиц, что в итоге, несомненно, ведет к снижению стабильности в обществе и государстве. Это и объясняет потребность создания государственной системы психологической помощи таким семья [246с.218].
Психодиагностика отклонений в поведении и развитии ребенка проводится с тремя основными целями:
Практическое решение этих диагностических задач достигается путем обследования психического развития ребенка[26,с.146]. Анализ психического развития ребенка в сопоставлении с жалобами родителей позволяет решить первые две психодиагностические задачи и подготовить основания для выводов, рекомендаций, формулирования коррекционных программ. Теоретической основой диагностики аномалий психического развития ребенка служат результаты клинических исследований В.В.Лебединского и его соавторов, в которых выделяются 4 параметра нарушений психического развития — психического дизонтогенеза:
Перечисленные выше четыре параметра по-разному выступают при разных вариантах нарушения психического развития у детей. Все варианты психического дизонтогенеза делятся на 6 типов: психическое недоразвитие, задержка развития, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.
В основу этой психологической классификации положен основной механизм нарушения. Так, выделяется группа аномалий, вызванная отставанием развития,— недоразвитие и задержанное развитие; группа аномалий, в которых ведущим является диспропорциональность развития,— искаженное развитие и дисгармоничное развитие, и группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций,— поврежденное и дефициарное развитие[26,с.100].
Методические средства, которые использовались нами для диагностики аномального психического развития ребенка, разработаны в отечественной патопсихологии (Б. В. Зейгарник, 1976; С. Я. Рубинштейн, 1970) на основе обширных данных, касающихся экспериментально установленных феноменов психического развития и методик их исследования. В связи с тем, что методики патопсихологического обследования были неоднократно описаны в соответствующей литературу (С. Я. Рубинштейн, 1970; Л. А. Булахова и др., 1980) в данном разделе мы лишь приведем список основных методик, применяемых в психологической семейной консультации[16,с.54].
Если в ходе патопсихологического обследования ребенка выявляются признаки серьезной аномалии психического развития, необходимо направить ребенка к психиатру. В случае установления психического заболевания он направляется на лечение в соответствующие учреждения. Психологическая помощь в таких случаях оказывается родителям больного ребенка.
Проведенная
психологическая диагностика
Таблица 1. Виды психологической помощи в зависимости от жалоб родителей и их детерминант (Г. Е. Сухарева, 1959, с. 38).
Детерминанты необоснованных жалоб родителей | Виды
консультативной
работы |
Психологическая неграмотность родителей | Информирование и разъяснение |
Искаженное родительское отношение | Психокоррекционная работа по изменению родительского отношения |
Психопатология родителей | Направление в соответствующее лечебное учреждение |
Детерминанты обоснованных жалоб родителей | Виды
консультативной
работы |
Психическое недоразвитие ребенка | Информирование
родителей и направление |
Задержка психического развития | Информирование родителей, рекомендации по психологически грамотной организации занятий родителей с ребенком; возможно направление к дефектологу |
Поврежденное психическое развитие ребенка | Информирование родителей об особенностях ребенка, направление к психиатру |
Искаженное психическое развитие ребенка | Направление к психиатру. Приспособление родителей к особенностям ребенка |
Дисгармоничное психическое развитие ребенка | Психокоррекционная работа с родителями по нормализации их общения с ребенком |
Нарушения развития личностной сферы ребенка | Направление ребенка на второй этап диагностики, дальнейшая психокоррекционная работа с ребенком и родителями |