Семейная психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Базовая идея системной семейной психотерапии основывается на утверждении Л. фон Берталана о том, что целое больше чем сумма его частей и все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Концептуально в основу семейной психотерапии легла кибернетика, общая теория систем. Основные тезисы, определяющие систему: 1)целое больше, чем сумма его частей, 2)все части и процессы целого взаимообусловлены и взаимно влияют друг на друга. Исходя из этого, система первична по отношению к своим членам. Член семьи действует, подчиняясь не своим потребностям, а правилам функционирования семейной системы.

Работа содержит 1 файл

реферат ПСИХОТЕРАПИЯ.docx

— 52.38 Кб (Скачать)

 Игровая психотерапия основана, в сущности, на установлении доверительных отношений между психологом и ребенком в естественной, комфортной обстановке. Специалист в работе с ребенком не действует по заранее намеченной схеме и не принимает на себя какую-либо определенную роль, наблюдая как бы со стороны: он ждет, когда ребенок придет с самим собой в согласие, выразит свои проблемы и найдет новые пути общения с окружающими. Игровая психотерапия позволяет ребенку:  выразить свои переживания и скрытые чувства (агрессия, страх, обида); приобрести опыт самостоятельного решения внутренних проблем и конфликтов;  принимать ответственность за свои поступки.

Песочная психотерапия помогает ребенку «раскрыться», ведь крайне редко дети могут выразить в словах те переживания, которые их тяготят. Игры в песочнице с разнообразными фигурками дают возможность самовыразиться в свободной и безопасной обстановке. В процессе сеансов приобретают зримую форму детские переживания, надежды, тревоги и внутренние конфликты. Это особенно может помочь детям, переживания которых настолько болезненны, что с ними соприкасаться напрямую тяжело.

Сказкотерапия — это один из наиболее «детских» методов, потому как он обращен к детскому началу любого человека. Через восприятие сказок происходит воспитание ребенка, развитие его внутреннего мира, приобщение к законам жизни и развитие его творческой силы и смекалки. Занятия и тренинги с использованием сказкотерапии позволяют найти первопричину и помогают ребенку достичь внутренней гармонии: в сказке, как и в жизни, гармоничная личность выступает в роли созидателя, а дисгармоничная — разрушителя, в любой сказке — первый побеждает второго, или добро возобладает над злом. Одним из разновидностей сказкотерапии является библиотерапия — в роли инструмента психотерапии выступают литературные произведения.

Музыкотерапия обладает седативным, тонизирующим, одухотворяющим свойством. Она используется в индивидуальной или групповой работе самостоятельно или как фоновое сопровождение гипноза, суггестии или эмоционально-стрессовой терапии. У детей музыкотерапия чаще используется в сочетании с пластическими, ритмическими, танцевальными занятиями. У подростков может применяться как самостоятельный вид терапии. В некоторых видах музыкотерапии основную роль играет обмен простейшими музыкальными сигналами ребенка и терапевта (ритмикой барабана, звоном колокольчиков, фортепьянными звуками). Это вовлечение в музыкальный диалог моделирует последующую коммуникацию и становится основой для переноса этого коммуникативного опыта в другие сферы жизни. Этот метод используется для работы с детьми, практически не доступными контакту и другим формам психотерапии при детском аутизме, ранней детской шизофрении, глубоком психическом недоразвитии, выраженной степени депривационной задержки развития. Он может также применяться с раннего возраста, когда другие виды и формы психотерапии еще неприменимы. Занятия длятся от 30 мин до 1 ч и проводятся индивидуально или в малых группах.

Паравербальная психотерапия состоит в том, что общение идет через сенсомоторные каналы с акцентом на коммуникацию и ослабление дезорганизующих элементов. Для занятий могут использоваться невербальные вокализации, рифмование, мелодии, драматизация, краски для рисования, приспособления для пускания мыльных пузырей, эластичный трос, вода. Все действие происходит в атмосфере удовольствия и принятия. Звук и движения переплетаются, образуя единое целое. К ним присоединяются прикосновения. Используется у дошкольников с неприспособленностью к общению.

Телесноориентированная  психотерапия по В.Райху. Согласно В.Райху, мышечный панцирь как телесное выражение психологических блоков организуется в семь основных защитных сегментов (глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза). Терапия по Райху состоит в ослаблении и ликвидации мышечного панциря в каждом сегменте с использованием специальных техник (дыхания, контактных методов, выражения эмоций и т.д.).

Арт-терапия объединяет разные подходы к изобразительной деятельности как способу коммуникации и содержит любые техники и приемы живописи и скульптуры. Она помогает в установлении контакта, применима к любым ситуациям и к любым больным. Особое место занимает в работе с больными шизофренией с расстройствами психотического уровня, при детском аутизме, депрессии, открывая дополнительное поле для работы. Терапевтический эффект создается за счет катарсиса, создания и углубления чувства безопасности, десенсибилизации, обучения, моделирования и перестройки отношений и личностного роста. В детской практике роль психотерапевта более активна. Особенно эффективна при символическом уничтожении навязчивых представлений и страхов (например, при сжигании или разрывании русунка с фобическим объектом). При разрешении внутреннего конфликта помогает метафорический рисунок.

Психотерапия творческим самовыражением, по М.Е.Бурно, использует творческие занятия (дневники, литературу, фотографию, любительский театр) для укрепления веры в себя, улучшения коммуникации и личностного роста. Применяется с подросткового возраста у дефензивных, склонных к рефлексии пациентов.

Рациональная психотерапия, предложенная П.Дюбуа и относящаяся к когнитивным методам, сосредотачивает внимание на логической стороне поведения. У детей до 10 лет используют ее элементы, она используется у подростков преимущественно с сильным рассудочно-аналитическим радикалом и алекситимией. От психотерапевта требуется внимание, чтобы не дать ей перерасти из психотерапевтического диалога в философский диспут. В детской практике рациональная психотерапия используется также как неотъемлемая часть работы с семьей.

Самовнушение, использующее многие техники, обращено прежде всего к ресурсам психики, а не к проблеме. Оно возможно у детей с 7-8-летнего возраста, достаточно психомоторно стабильных и мотивированных на лечение. Аутогенная тренировка, предложенная Дж.Шульцем, наиболее эффективна при функциональных и психосоматических нарушениях. В развернутом виде применима не ранее подросткового возраста, хотя ее элементам ребенок может быть обучен и гораздо раньше.

Гипноз у детей можно использовать для лечения фобий, энуреза, энкопреза, мутизма, заикания, сосания пальца, выдергивания волос, обгрызания ногтей, тиков. Находит применение гипноз в лечении таких психосоматических и соматоформных расстройств у детей и подростков, как экзема, астма, неосложненные формы сахарного диабета, рвота, психогенные боли и боли физического происхождения, эмоциональные срывы, конверсионные реакции. Гипнотический транс может оказывать поразительное влияние на боль. Особенно часто он используется у больных с ожогами, онкологическими заболеваниями, при операциях у стоматолога и перед первым гинекологическим обследованием у девочек. Гипноз может способствовать снижению выраженности посттравматических стрессовых расстройств, устранять трудности засыпания, ночные страхи и кошмары.

При библиотерапии психотерапевт использует литературу с неспецифической целью (успокаивает, внушает уверенность, доставляет удовольствие, активизирует) или ставит перед собой специфические цели, помогая психологической переработке и разрешению конфликта. В полном виде библиотерапия применима при вступлении ребенка в возраст активного чтения. В редуцированном виде она используется у самых маленьких как модификация сказкотерапии. Поэтическая терапия может быть использована в любом возрасте (с 3-4 лет) без нозологических и синдромологических ограничений. Она может быть в рамках библиотерапии или смыкаться с экспрессивными и креативными формами в широком спектре от лепетной поэзии до собственного творчества.

Есть и другие виды психотерапии, которые годятся для работы с  детьми. Практически, каждая психотерапевтическая школа выработала методики для детского возраста. И в работе с детьми следует ориентироваться на нужды  терапии, применяя целую гамму средств и методов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.

 


Информация о работе Семейная психотерапия