Семейная психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Базовая идея системной семейной психотерапии основывается на утверждении Л. фон Берталана о том, что целое больше чем сумма его частей и все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Концептуально в основу семейной психотерапии легла кибернетика, общая теория систем. Основные тезисы, определяющие систему: 1)целое больше, чем сумма его частей, 2)все части и процессы целого взаимообусловлены и взаимно влияют друг на друга. Исходя из этого, система первична по отношению к своим членам. Член семьи действует, подчиняясь не своим потребностям, а правилам функционирования семейной системы.

Работа содержит 1 файл

реферат ПСИХОТЕРАПИЯ.docx

— 52.38 Кб (Скачать)

Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами.

Проблемы: . Между родителями и детьми юношеского возраста  не складываются нормальные взаимоотношения.  Родители детей-старшеклассников не вполне довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.  Родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую процессию. Выбор детей  не вполне устраивает родителей.  Между  матерью, которая разведена с  отцом, и ребенком старшего школьного  возраста возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой  человек (отчим мачеха).  Между  детьми разных родителей, которые вынуждены  жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения. Рассмотрим последовательно случаи, соответствующие  этим вариантам, с точки зрения практики проведения психологического консультирования. Рассмотрим проблему профориентации подростка. Если, обучаясь в старших классах  школы, юноша или девушка намерены сами выбрать себе профессию, которая  по тем или иным причинам не вполне устраивает их родителей, то в этом случае родителям разумнее всего  поступить следующим образом. Во-первых, попытаться понять, почему их ребенок  принял именно такое решение, а не то, которое предлагают родители. Во-вторых, постараться отыскать такие веские аргументы в пользу защищаемой профессии, которые соответствовали бы потребностям и интересам ребенка. Ошибка, которую  в решении этого вопроса часто  совершают многие родители, состоит  в том, что они разговаривают  со старшеклассниками так, как будто  родители безусловно и во всем правы, а дети во всем без исключения ошибаются. Эта позиция неверна в принципе: не может один человек быть во всем без исключения правым, а другой всегда ошибаться. Родительские аргументы  и факты, которыми они пытаются убедить  своего ребенка при выборе профессии, должны быть так же мотивированы, как  аргументы детей. Тогда они лучше  смогут понять правоту своих родителей.

Различные методы и методики в работе  консультанта в семейном консультировании используются при оказании помощи в решении социальных проблем, конфликтов между взрослыми и детьми в семье.

Метод «дельфи» - метод мозгового штурма, мозговой атаки - это метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой специалистов и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок; используется для экспертного прогнозирования тем организации системы сбора и математической обработки  экспертных оценок  в  решении семейно-брачных и детско-родительских отношений.

Метод научного познания - способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности  знаний о существующих между явлениями связях и зависимости о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

Метод тестовых ситуаций - метод, с помощью которого консультант создает специальные условия, в которых каждый из участников консультирования проявляется наиболее отчетливо; это один из методов мониторинга. Метод активно используется в добрачном консультировании, подготовке молодежи к семейной жизни.

 Метод экспертных оценок - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной  оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений с привлечением самих клиентов.

Исследовательские подходы в семейной диагностике.

   Методика  диагностики супружеских отношений  А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой 1предназначенная для сбора информации о супружеской диаде:

- Методики  сбора внутрисемейной информации  включает 9 интегральных характеристик,  суть которых – выявить показания  и противопоказания по благополучию  супружества.

-Социально-экономическая  и демографическая характеристика  социальной педагогики: жилищные  условия, семейный бюджет, возраст  супругов и разница в возрасте, образование, род занятий супругов, количество и возраст детей.

- Добрачные  отношения – ситуация знакомства, продолжительность ухаживания, источник  инициативы брачного предложения,  условия регистрации брака.

- Микроокружение  семьи – поддержка микроокружения, состав микроокружения (родные, соседи, друзья, коллеги),  частота контактов   с разными представителями микроокружения, род помощи.

- Стадии  супружества по жизненным циклам  семьи.

- Оценка  уровня благополучия отношений  по информации, полученной выбор  по любой из шкал: удовлетворенности  браком – В. В. Столина, Т.Л.  Романовой, Г.П. Бутенко; удовлетворенности  браком Т.М. Трапезниковой; Анализируются  полученные результаты, если значительные  расхождения - признак не взаимности  отношений.

- Оценка  отдельных феноменов супружеских  отношений – через взаимопонимание  и его адеквактность, взаимоуважение  и эмоциональное принятие (А.Н.  Волковой),  уровень конфликтности  (Г. Лера), семейно-ролевая согласованность

- Изучение  семейного досуга, интересов и  ценностей через методику «Ценностные  ориентации», опросников  «Интересы»  и «Условия семейного благополучия»  (Т.М. Трапезниковой)

Психограмма супружества составляется в результате анализа всех данных, которые сводятся в психограмму – заключение. Устанавливается  диагноз семьи, основу которого составляют: зоны конфликта в супружестве  и степень его развития в каждой из зон, степень личной несовместимости, дефицит взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни, тенденции развития отношений в  паре и общий их прогноз. На основании  диагноза разрабатываются рекомендации психолого-педагогической помощи (коррекции) и предоставляется супругам.


Технологии  «преобразующего  свойства» развиваются очень интенсивно наряду с совершенствованием информативноемкости диагностических инструментариев (технологий созерцательно-познавательного свойства). Выделяются следующие технологические группы:

    1. Технологии регулирования внутренних  состояний личности, группы (семьи), техники, приемы снижения (устранения) эмоциональной напряженности в  группе (семье); техники профилактики  агрессивных устремлений, намерений  или подавленных состояний; методики, техники первичной беседы с  жертвой насилия в семье; техники,  приемы работы с лицами с  признаками  предсуицидных состояний,  вызванных различными причинами  (смерть близкого человека, супружеская  измена, боязнь ответственности  и другие). 

   2. Коррекционно-реабилитационные  технологии в работе с семьей.

- техники,  приемы реабилитации лиц, подвергшихся  активным формам воздействия  стрессогенных факторов; техники  работы с виктимогенными семьями;  методики работы с семьей алкоголиков  и наркоманов; техники развития  индивидуальной и групповой стрессоустойчивости  и другие.

   3. Технологии  регулирования внутрисемейных отношений.

- техника  беседы с подростком с признаками  асоциального поведения; методика  восстановления доверия между  родителями (прародителями) и детьми, нарушенного по различным причинам; техника регулирования социально-ролевой  структуры семьи;

техника психолого-педагогической поддержки молодой семьи и  другие.

    4. Технологии  «интервенции»  (внутрисемейного  воздействия).

- техника  установления контакта с семьей   «группы риска»; методика профилактики  воспитательной неуверенности родителей;  техника и  методика лишения  родительских прав; техника, приемы  работы с родителями трудновоспитуемых  и слабоуспевающих  учащихся.

Чаще всего это следующие  техники и методики работы:

- деятельностная психология, Основным методом изучения психики в деятельностной психологии выступает системный анализ преобразований психики в процессах деятельности человека.

- индивидуальное консультирование, Индивидуальное консультирование нацелено на снятие острых состояний и на совместный поиск дополнительных ресурсов.

- семейное консультирование, встраивание клиента в семейную ситуацию с учетом интересов всех членов семьи и гармонизация отношений между ними.

- арт-терапия, метод психотерапии, использующий для наиболее быстрой и точной  диагностики состояния человека (здесь и сейчас) и последующей его коррекции творчество (рисование, лепка, аппликация, моделирование кукол и т.д.).

-  Работа со сновидениями  служит для постоянного контроля  проводимой терапии и более  тонкой подстройки под цели  и задачи человека и основывается  на понимании связи сновидений  и повседневной реальности.

- коучинг,это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей.

 Психокатализ считает, что  все наши психологические повреждения  и травмы оставили след не  только на психическом, но и  на телесном уровне. При этом  метод не ищет причину, а  работает сразу со следствием, убирает острые состояния в  режиме здесь и сейчас


Детская психотерапия и  ее отличительные особенности

В отличие от взрослых, решение  о начале психотерапии у детей  принимается родителями. Кроме того, отсутствуют другие необходимые  для психотерапии у взрослых компоненты: сознание болезни, добровольное решение  и воля к выздоровлению. Нередко  и сам симптом у ребенка  несет в себе «послание к взрослым»  или является средством борьбы с  ними, и таким образом с его  помощью ребенок отвоевывает  свое место. Необходимость учитывать  и корректировать внутрисемейную ситуацию, социальное окружение (детский сад, школа) ребенка делает детского психотерапевта в какой-то мере всегда системным (семейным или групповым) психотерапевтом.

Психотерапевтические подходы  и методы, применяемые в терапии  и адаптации детей и подростков с пограничными, психическими и психосоматическими патологиями, направлены на воздействие  как на ребенка, так и на его  окружение. В психологии методы детской  психотерапии применяются для коррекции  развития и возрастных кризисов ребенка, а также для решения многих проблем в детском возрасте (личного, семейного и социального плана): фобии и страхи, энурез, трудности  во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями и пр. «Детская» разительно и принципиально отличается от методик «взрослой» психотерапии. Это связано с незрелостью личности ребенка, своеобразием психогенных факторов, которые обуславливают невротическое реагирование, отличительными свойствами детской психики, – это высокая возбудимость, аффективность, внушаемость, впечатлительность, склонность к фантазированию. Кроме того, трудно умалить значение симбиотического характера взаимоотношений между ребенком и мамой в первые годы жизни. Именно поэтому, чем младше дитя, тем более обоснована ориентация психотерапии на работу специалиста с системой «мать-дитя». Но если речь вести о практике, терапевтическую работу с детьми чаще проводят в специальном пространстве.

Психотерапевтический центр, в  который можно привести ребенка  до 7 лет, имеет комнату для работы с детьми и в хороших центрах  в такой конате есть игрушки, песочница, наборы карандашей и пластилина, запас  бумаги, самые разные куклы и персонажи  современных и популярных мультиков  как мягкие игрушки. Детский психотерапевт  участвует в оборудовании такого необычного кабинета.

 Применение психотерапевтических  методов и их сочетания в  конкретном индивидуальном случае  определяется уровнем нервно-психического  реагирования, который преобладает  в конкретном возрастном периоде  ребенка:

-от рождения до 3 лет — соматовегетативный уровень;

-от 4 до 7 лет — психомоторный уровень;

-от 5 до 10 лет — аффективный уровень;

-от 11 до 17 лет — эмоционально-идеаторный уровень;

а также возрастным периодом ребенка  с его характерными особенностями  нервно-психического развития:

-От 2,5 до 4 лет — период самоутверждения, становления личности, самооценки и системы отношений ребенка. В этом возрасте психотерапия заключается в применении комплекса методов: коррекции (лечебно-педагогической) неправильного стиля семейного воспитания (семейная психотерапия) и детской игровой психотерапии, которая обеспечивает оптимизацию взаимоотношений со сверстниками.

-От 4 до 7 лет — период застенчивости. Психотерапия предполагает включение в основную работу с ребенком семейных и индивидуальных методов. Большое значение здесь приобретает и групповая психотерапия с целью достижения эмоционального отреагирования конфликтной ситуации в группе, а также устранения в сознании детей угрожающих образов через их условное изображение и преодоление в игровой форме.

-Период от 7 до 8 лет жизни является этапом адаптации в массовых школах. Психотерапевтический подход ориентирован на преодоление трудностей в коммуникации и основан на индивидуальной, семейной и групповой психотерапии в сочетании с поведенческими методами (контактная десенсибилизации, эмотивного воображения, парадоксальной интенции и тренинга самоутверждения).

-9-11 лет — называется периодом приспособления, адаптацмм ребенка в коллективе. В этом возрастном диапазоне психотерапевтические подходы схожи с предыдущим этапом.

-11-20 лет — подростковый период. Акцент в психотерапии ставится на выбор личностно-ориентированных методов — семейного и группового в интеракционной и структурной моделях. Менее значимыми становятся поведенческие, в особенности гипносуггестивные, методы.

В детской психотерапии используются различные методы, которые призваны заинтересовать ребенка и помочь психотерапевту раскрыть его проблемы, вот лишь некоторые из них:

Информация о работе Семейная психотерапия