Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:24, реферат
Базовая идея системной семейной психотерапии основывается на утверждении Л. фон Берталана о том, что целое больше чем сумма его частей и все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Концептуально в основу семейной психотерапии легла кибернетика, общая теория систем. Основные тезисы, определяющие систему: 1)целое больше, чем сумма его частей, 2)все части и процессы целого взаимообусловлены и взаимно влияют друг на друга. Исходя из этого, система первична по отношению к своим членам. Член семьи действует, подчиняясь не своим потребностям, а правилам функционирования семейной системы.
Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами.
Проблемы: . Между родителями и детьми
юношеского возраста не складываются
нормальные взаимоотношения. Родители
детей-старшеклассников не вполне довольны
тем, что их дети дружат со сверстниками,
которые по тем или иным причинам
не устраивают родителей. Родители,
имеющие детей юношеского возраста,
не довольны тем, как их дети выбирают
себе будущую процессию. Выбор детей
не вполне устраивает родителей. Между
матерью, которая разведена с
отцом, и ребенком старшего школьного
возраста возникают конфликты из-за
того, что в семье появился чужой
человек (отчим мачеха). Между
детьми разных родителей, которые вынуждены
жить вместе в одной семье, не складываются
нормальные взаимоотношения. Рассмотрим
последовательно случаи, соответствующие
этим вариантам, с точки зрения практики
проведения психологического консультирования.
Рассмотрим проблему профориентации подростка.
Если, обучаясь в старших классах
школы, юноша или девушка намерены
сами выбрать себе профессию, которая
по тем или иным причинам не вполне
устраивает их родителей, то в этом
случае родителям разумнее всего
поступить следующим образом. Во-первых,
попытаться понять, почему их ребенок
принял именно такое решение, а не
то, которое предлагают родители. Во-вторых,
постараться отыскать такие веские
аргументы в пользу защищаемой профессии,
которые соответствовали бы потребностям
и интересам ребенка. Ошибка, которую
в решении этого вопроса часто
совершают многие родители, состоит
в том, что они разговаривают
со старшеклассниками так, как будто
родители безусловно и во всем правы,
а дети во всем без исключения ошибаются.
Эта позиция неверна в
Различные методы и методики в работе консультанта в семейном консультировании используются при оказании помощи в решении социальных проблем, конфликтов между взрослыми и детьми в семье.
Метод «дельфи» - метод мозгового штурма, мозговой атаки - это метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой специалистов и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок; используется для экспертного прогнозирования тем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок в решении семейно-брачных и детско-родительских отношений.
Метод научного познания - способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности знаний о существующих между явлениями связях и зависимости о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.
Метод тестовых ситуаций - метод, с помощью которого консультант создает специальные условия, в которых каждый из участников консультирования проявляется наиболее отчетливо; это один из методов мониторинга. Метод активно используется в добрачном консультировании, подготовке молодежи к семейной жизни.
Метод экспертных оценок - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений с привлечением самих клиентов.
Исследовательские подходы в семейной диагностике.
Методика
диагностики супружеских
- Методики
сбора внутрисемейной
-Социально-экономическая
и демографическая
- Добрачные
отношения – ситуация
- Микроокружение
семьи – поддержка
- Стадии
супружества по жизненным
- Оценка
уровня благополучия отношений
по информации, полученной выбор
по любой из шкал: удовлетворенности
браком – В. В. Столина, Т.Л.
Романовой, Г.П. Бутенко;
- Оценка
отдельных феноменов
- Изучение
семейного досуга, интересов и
ценностей через методику «
Психограмма
супружества составляется в результате
анализа всех данных, которые сводятся
в психограмму – заключение. Устанавливается
диагноз семьи, основу которого составляют:
зоны конфликта в супружестве
и степень его развития в каждой
из зон, степень личной несовместимости,
дефицит взаимопонимания и
Технологии «преобразующего свойства» развиваются очень интенсивно наряду с совершенствованием информативноемкости диагностических инструментариев (технологий созерцательно-познавательного свойства). Выделяются следующие технологические группы:
1.
Технологии регулирования
2. Коррекционно-реабилитационные технологии в работе с семьей.
- техники,
приемы реабилитации лиц,
3. Технологии
регулирования внутрисемейных
- техника
беседы с подростком с
техника психолого-педагогической поддержки молодой семьи и другие.
4. Технологии «интервенции» (внутрисемейного воздействия).
- техника
установления контакта с
Чаще всего это следующие техники и методики работы:
- деятельностная психология, Основным методом изучения психики в деятельностной психологии выступает системный анализ преобразований психики в процессах деятельности человека.
- индивидуальное
- семейное консультирование, встраивание клиента в семейную ситуацию с учетом интересов всех членов семьи и гармонизация отношений между ними.
- арт-терапия, метод психотерапии, использующий для наиболее быстрой и точной диагностики состояния человека (здесь и сейчас) и последующей его коррекции творчество (рисование, лепка, аппликация, моделирование кукол и т.д.).
- Работа со сновидениями
служит для постоянного
- коучинг,это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей.
Психокатализ считает, что
все наши психологические
Детская психотерапия и ее отличительные особенности
В отличие от взрослых, решение о начале психотерапии у детей принимается родителями. Кроме того, отсутствуют другие необходимые для психотерапии у взрослых компоненты: сознание болезни, добровольное решение и воля к выздоровлению. Нередко и сам симптом у ребенка несет в себе «послание к взрослым» или является средством борьбы с ними, и таким образом с его помощью ребенок отвоевывает свое место. Необходимость учитывать и корректировать внутрисемейную ситуацию, социальное окружение (детский сад, школа) ребенка делает детского психотерапевта в какой-то мере всегда системным (семейным или групповым) психотерапевтом.
Психотерапевтические подходы
и методы, применяемые в терапии
и адаптации детей и подростков
с пограничными, психическими и психосоматическими
патологиями, направлены на воздействие
как на ребенка, так и на его
окружение. В психологии методы детской
психотерапии применяются для коррекции
развития и возрастных кризисов ребенка,
а также для решения многих
проблем в детском возрасте (личного,
семейного и социального плана)
Психотерапевтический центр, в который можно привести ребенка до 7 лет, имеет комнату для работы с детьми и в хороших центрах в такой конате есть игрушки, песочница, наборы карандашей и пластилина, запас бумаги, самые разные куклы и персонажи современных и популярных мультиков как мягкие игрушки. Детский психотерапевт участвует в оборудовании такого необычного кабинета.
Применение
-от рождения до 3 лет — соматовегетативный уровень;
-от 4 до 7 лет — психомоторный уровень;
-от 5 до 10 лет — аффективный уровень;
-от 11 до 17 лет — эмоционально-идеаторный уровень;
а также возрастным периодом ребенка с его характерными особенностями нервно-психического развития:
-От 2,5 до 4 лет — период самоутверждения, становления личности, самооценки и системы отношений ребенка. В этом возрасте психотерапия заключается в применении комплекса методов: коррекции (лечебно-педагогической) неправильного стиля семейного воспитания (семейная психотерапия) и детской игровой психотерапии, которая обеспечивает оптимизацию взаимоотношений со сверстниками.
-От 4 до 7 лет — период застенчивости. Психотерапия предполагает включение в основную работу с ребенком семейных и индивидуальных методов. Большое значение здесь приобретает и групповая психотерапия с целью достижения эмоционального отреагирования конфликтной ситуации в группе, а также устранения в сознании детей угрожающих образов через их условное изображение и преодоление в игровой форме.
-Период от 7 до 8 лет жизни является этапом адаптации в массовых школах. Психотерапевтический подход ориентирован на преодоление трудностей в коммуникации и основан на индивидуальной, семейной и групповой психотерапии в сочетании с поведенческими методами (контактная десенсибилизации, эмотивного воображения, парадоксальной интенции и тренинга самоутверждения).
-9-11 лет — называется периодом приспособления, адаптацмм ребенка в коллективе. В этом возрастном диапазоне психотерапевтические подходы схожи с предыдущим этапом.
-11-20 лет — подростковый период. Акцент в психотерапии ставится на выбор личностно-ориентированных методов — семейного и группового в интеракционной и структурной моделях. Менее значимыми становятся поведенческие, в особенности гипносуггестивные, методы.
В детской психотерапии используются различные методы, которые призваны заинтересовать ребенка и помочь психотерапевту раскрыть его проблемы, вот лишь некоторые из них: