Семейная психотерапия, основанная на опыте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

Целью семейной психотерапии является личностный рост, а не редукция симптомов. Индивидуальный рост ослабляет потребность в симптоме, поэтому членам семьи рекомендуют проявлять собственную уникальность, делая творческий выбор. По мнению Витакера, «свобода выбора есть право индивида оставаться самим собой». Каждому члену семьи разъясняют необходимость выполнения собственной уникальной роли.

Содержание

1. Принципы работы с семьей

2. Основные психотерапевтические гипотезы

3. Особенности процесса психотерапии

4. Техники работы, способы

5. Достоинства и недостатки психотерапии

Работа содержит 1 файл

терапия по витакеру.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

Карл  Витакер и его ученики внесли большой вклад в развитие техники семейной психотерапии, основанной на опыте. Абсурдность и спонтанность являются ключевыми характеристиками таких предложенных ими техник, как переопределение симптома, предложение фантастических альтернатив и аффективная конфронтация. Все эти техники действенны лишь при условии высокой личной заинтересованности психотерапевтов в исходе терапии.

 

 

 

 

5. Достоинства и недостатки психотерапии

 

К сожалению, клиницисты, желающие получить сведения об эффективности семейной психотерапии, основанной на опыте, не смогут воспользоваться  результатами экспериментальных исследований по причине отсутствия таковых. Карл Витакер и Вирджиния Сатир, ведущие представители этого теоретического направления, не занимались проведением научных исследований, считая, что их работа находится на стыке философии и науки. Отказ от разработки теоретических положений, для последующей их экспериментальной проверки отчасти объясняет низкую оценку результативности этого подхода исследователями второго и третьего поколений. Сторонники подхода, основанного на опыте, предпочитают в качестве свидетельств эффективности вмешательства использовать собственные самоотчеты. Успешность психотерапии, основанной на опыте, выражается в личностном росте, формировании индивидуальности и автономии. Сами психотерапевты считают, что, поскольку эти показатели весьма субъективны, присвоение им объективных критериев может исказить их смысл. Витакер называет в качестве свидетельства успеха собственную удовлетворенность (Napier & Whitaker, 1978), отмечая, что не добившись успеха, он не был бы доволен. А поскольку он доволен, то значит, успеха он все же добился.

Карл  Витакер предпочитал работать с тремя поколениями. Когда члены расширенной семьи участвуют в терапии, они становятся союзниками, а не препятствием для терапевта, что положительно влияет на процесс терапии. Однако, это достаточно трудоемкий процесс.

Высокая эмоциональная вовлеченность психотерапевта диктует необходимость привлечения  котерапевта, который способен заметить и помочь терапевту выбраться из эмоциональных ловушек противопереноса. Положительным моментом является то, что работа в команде дает возможность каждому терапевту избирательно взаимодействовать с тем или иным членом семьи или ее подсистемой.

Техники семейной психотерапии направлены на активизацию изменения в отношениях внутри семьи, а также между семьей и психотерапевтом или командой психотерапевтов. Необходимо отметить и тот факт, что все техники  данной психотерапии действенны лишь при условии высокой личной заинтересованности психотерапевтов в исходе терапии.

Наряду  со своей профессиональной ролью, психотерапевт  должен сохранить способность быть личностью. Основной направляющей в  выборе профессиональной позиции для  работы с семьей является установка  на личностный рост всех индивидуумов, включенных в терапевтический процесс, в том числе и самого терапевта.

Акцент  делается на то, что терапевт действует  с позиции родителя. И подобно  тому, как родитель не имеет права  драться с ребенком в полную свою силу, нельзя, занимаясь психотерапией, быть только личностью.

Семейная  терапия дает членам семьи прекрасную возможность видеть здоровые стороны  своих отношений, а не только ранить друг друга болью. В процессе взаимодействия с консультантом члены семьи  получают новый опыт, позволяющий  им стать более гармоничными людьми. «Принцип размораживания» учит членов семьи понимать и выражать свои чувства.

Задачей психотерапии является не осознание  неосознанных процессов, а создание условий для их эффективного функционирования.

В ходе психотерапии происходит закономерное поэтапное  изменение взаимоотношений, в определенной мере повторяющее стадии социализации, а каждый из этапов играет свою специфическую  роль в «лечении», «расковывании» подсознания. Так, пациент в ходе психотерапии проходит последовательно роли взрослого, подростка, ребенка -- ребенка, подростка, взрослого, каждая из которых необходима для коррекции его способности к выбору.

Тем не менее, существует достаточно серьезный недостаток данной психотерапии: копирование стиля  Витакера в условиях другого национального контекста, например в России, может принести большой вред.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

1. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте /Перев. с англ. А.З. Шапиро. - М.: Независимая фирма “Класс” (Библиотека психологии и психотерапии) - с. 119

 

2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.: ил. - (Серия «Золотой фонд психотерапии») - с. 248

 

3. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И. Завалова. - М.: Независимая фирма “Класс”, (Библиотека психологии и психотерапии). - 1998. - 208 с.

 

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -- 3-е изд. -- СПб.: Питер, 2002. -- 656 с: ил. -- (Серия «Золотой фонд психотерапии»)


Информация о работе Семейная психотерапия, основанная на опыте